Самоуправления. Общая характеристика и их место в системе местного
Форма прямого волеизъявления это форма непосредственного осуществления мсу.. Это форма, решающими участниками которой является население и чье волеизъявление при этом носит императивный итоговый и окончательный характер. Орган МСУ только лишь организует и обеспечивает соответствующее мероприятия:1Местный референдум. 2.Муниципальные выборы. 3.Отзыв выборного должностного лица. 4.Сход граждан. К таким же формам относятся собрания и конференции, в случае если они выступают в роли форм территориального общественного самоуправления. Если же причастность граждан носит усеченный характер, то в этом случае следует говорить только об участии населения в осуществлении мсу. При этом решение вопроса не в полной мере зависит от волеизъявления граждан. К этим формам относятся:1.Правотворческая инициатива. 2.Публичные слушания.3.Опросы. 4.Обращение граждан в органы МСУ. 5.Законом наряду с вышеназванными в нем формами предусматривается возможность граждан участвовать в осуществлении мсу в иных формах, не противоречащих федеральному и региональному законодательству. Прямое осуществление населением и его участие в осуществлении мсу должны основываться на принципах законности, добровольности, а также обязанности публичных органов, их должностных лиц содействовать населению в осуществлении мсу.
В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум. Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов). Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих КонституцииРоссийской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.