Этапы аудиторской проверки
Планирование аудита – необходимый процесс для достижения эффективности деятельности аудиторской организации, позволяющий минимизировать трудозатраты на сбор доказательств их анализ и систематизацию. Планирование аудита является непрерывным процессом на протяжении всей аудиторской проверки. Процесс планирования включает разработку плана и программы аудита. Программа аудита позволяет детально описать аудиторские процедуры, подлежащие выполнению для подтверждения суждения о достоверности отчетности. Программа аудита является и элементом средств внутреннего контроля за организацией и осуществлением процесса аудиторской проверки.
В общем виде этапы аудиторской проверки могут быть представлены в следующем виде.
Планирование (предварительный этап):
1) знакомство с клиентом:
а) понимание деятельности экономического субъекта;
б) тестирование системы бухгалтерского учета;
в) тестирование системы внутреннего контроля;
2) расчет уровня существенности и приемлемого аудиторского риска;
3) работа по организации аудита;
4) разработка и согласование общего плана и программы аудита;
5) подписание договора на аудиторскую проверку.
Сбор аудиторских доказательств (рабочий этап):
1) получение надлежащих аудиторских доказательств;
2) проведение детального комплекса тестов внутреннего контроля;
3) процедуры проверки по существу:
а) детальные тесты;
б) аналитические процедуры;
в) оценка прогнозной информации;
4) уточнение приемлемого уровня аудиторского риска, существенности;
5) документирование аудиторских процедур.
Завершение аудита (завершающий этап):
1) завершение подготовки рабочей документации;
2) информирование руководства аудируемого лица о выявленных нарушениях в системе бухгалтерского учета;
3) расчет степени влияния выявленных и неисправленных аудируемым лицом искажений на достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности;
4) формирование мнения аудитора и подготовка итоговых документов:
а) подготовка отчета для аудируемого лица;
б) подготовка и представление аудиторского заключения;
5) подписание акта приема-сдачи выполненных работ.
2. Цель и значение планирования в аудите
Целями планирования аудита являются:
· достижение высокого качества результатов аудиторской проверки;
· минимизация затрат на проведение аудита;
· выявление проблемных областей деятельности аудируемого субъекта и показателей финансовой отчетности.
О высоком качестве результатов аудиторской проверки можно говорить в случае, когда аудиторский риск выражения ошибочного, неправильного, необоснованного суждения о достоверности показателей финансовой отчетности будет сведен к минимальной оценке при одновременном низком уровне существенности.
Планирование аудита позволяя эффективно распределять и координировать работу между специалистами аудиторской группы, минимизировать как собственно объем трудозатрат на осуществление аудиторских процедуру, так и стоимость этих затрат.
Минимизации расходов на осуществление аудиторской проверки также способствует выявление проблемных областей деятельности экономического субъекта, узких мест в системе внутреннего контроля и, соответственно, показателей финансовой отчетности, подлежащих более тщательному контролю.
Эффективность организации аудита определяется не только координацией деятельности аудиторов внутри их рабочей группы, но и взаимодействием с сотрудниками аудируемого лица, которые предоставляют информацию. Поэтому целесообразно аудиторской организации обсудить отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого субъекта.
Планирование является начальным этапом процесса аудита и заключается в разработке общего плана аудита и аудиторской программы.
Согласно п. 3 Правила (стандарта) № 3 «Планирования аудита» планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Вопросы по планированию аудита рассмотрены в Федеральных стандартах аудита, применяющихся в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Цель Федеральных стандартов аудита – установление общих требований и предоставление руководящих указаний по планированию аудита бухгалтерской отчетности. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте).
Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
Получение информации о деятельности аудируемого лица – важная часть планирования работы, помогающая аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.
Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.
Общий план аудита
Согласно п. 8 Правила (стандарта) № 3 «Планирования аудита» аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита. В общем плане аудита отражается предполагаемые объем и порядок и сроки проведения аудиторской проверки. Форма и содержание общего плана аудита определяется аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) самостоятельно и могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
1. деятельность аудируемого лица, в том числе:
· общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица;
· особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, включая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;
· общий уровень компетентности руководства;
2. системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:
· учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;
· влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;
· планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
3. риск и существенность, в том числе:
· ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита;
· установление уровней существенности для аудита;
· возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или недобросовестных действий;
· выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;
4. характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
· относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;
· влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей;
· существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;
5. координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы, в том числе:
· привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица;
· привлечение экспертов;
· количество территориально обособленных подразделений одного аудируемого лица и их пространственную удаленность друг от друга;
· количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с данным аудируемым лицом;
6. прочие аспекты, в том числе:
· возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица может оказаться под вопросом;
· обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аффилированных лиц;
· особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства;
· срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу;
· форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандартами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского задания.
Подготовка общего плана аудита состоит из следующего комплекса мероприятий и работ:
· сбора и обработки информации о деятельности аудируемого субъекта и его организационно-управленческой структуре;
· изучения и оценки системы бухгалтерского учета;
· изучения и оценки системы внутреннего контроля;
· определения стратегии аудита;
· определения критических областей деятельности аудируемого лица и показателей его финансовой отчетности;
· определения уровня существенности;
· определения возможности применения для целей аудита компьютерных средств обработки данных;
· согласования с руководством аудируемого субъекта сроков проведения аудиторской проверки;
· определения необходимости привлечения к проверке специалистов в каких-либо областях и экспертов, а также возможности использования внутреннего аудита.
На основе полученной информации определяются области, значимые для аудита,
в частности, бухгалтерские счета, операции. Для этих областей определяются приемы и методы их проверки: (аудиторские процедуры по существу или тесты средств контроля, сплошная или выборочная проверка).
Планирование аудиторской работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. По мере необходимости общий план аудита уточняется и пересматривается в процессе аудита. Причины внесения значительных изменений в общий план аудита должны быть документально зафиксированы.
По результатам изучения информации о клиенте разрабатывается стратегия аудита , т. е. что именно должно быть проверено и каким образом. Определяются области, значимые для аудита, а также те бухгалтерские счета, операции, которые отсутствуют у клиента или по первоначальному впечатлению представляются мало значимыми (не существенными) для аудита и могут не проверяться.
Определяются статьи баланса и показатели отчетности, в ходе аудита которых должны быть проанализированы их состав, структура, выявлены и оценены факторы, повлиявшие на их изменение по сравнению с предыдущим периодом либо с запланированным уровнем и пр.
К областям, значимым для аудита, относятся прежде всего те, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.
К областям, мало значимым для аудита (не существенным), могут быть отнесены те, операции по которым отсутствуют у клиента или имеют крайне незначительный объем, а также те, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наименее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности.
Таким образом, общий план должен: быть оформлен документально; содержать объем проверки и порядок ее проведения .
Программа аудита
В соответствии с Федеральными стандартами аудита подготовка программы аудита осуществляется на основании общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для реализации плана аудита.
Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита – набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средство контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности, который должен быть обеспечен при процедурах проверки по существу, временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, а также привлечение других аудиторов или экспертов. В процессе разработки программы аудита следует учитывать вопросы, указанные в плане аудита.
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений отражаются в рабочих документах.