Расходы на реализуемую продукцию, их состав и пути снижения

Текущая (операционная) деятельность компании с момента его создания связана с осуществлением разнообразных расходов материальных, трудовых и денежных ресурсов. Под расходами организации понимают снижение ее экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств и другого имущества) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала данной организации (за исключением понижения вкладов по решению участников - собственников имущества).

В российских стандартах бухгалтерского учета не относят к расходам предприятия выбытие активов:

ü В связи с приобретением созданием внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и др.);

ü Вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций сторонних эмитентов и других ценных бумаг не с целью их продажи;

ü По договорам комиссии, агентским и другим идентичным договорам в пользу комитента, принципала и пр.;

ü В результате предварительной оплаты материально – производственных запасов (МПЗ) и иных ценностей, работ и услуг;

ü В виде аванса, задатка в счет оплаты МПЗ и иных ценностей, работ и услуг;

ü В погашение кредита, займа, полученных предприятием.

В бухгалтерском учете выбытие активов называют оплатой. Например, выбытие денежных средств, погашением полученных кредитов и займов не относят к расходам предприятия, т.к. в результате этих операций собственный капитал организации не изменится. В первом случае – общая сумма активов не уменьшилась, стала другой их структура (понижение денежных средств компенсируют аналогичным повышением стоимости основных средств). Во втором случае – снижение активов балансируют уменьшением обязательств в пассиве баланса.

Расходы, исходя из характера, условий осуществления и направления деятельности компании классифицируют на:

1. Расходы по обычным видам деятельности;

2. Прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности связаны с производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг). К ним относят также возмещение стоимости основных средств и нематериальных активов, осуществляемое в форме амортизационных отчислений. Расходы по обычным видам деятельности отражают в бухгалтерском учете в сумме, выраженной в стоимостной форме, равной величине оплаты в денежном выражении и иной форме или величине кредиторской задолженности. Если оплата покрывает только часть признаваемых расходов, то доходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, устанавливают как сумму оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).

Величину оплаты и (или) кредиторской задолженности определяют исходя из цены и условий, предусмотренных договором между покупателем и поставщиком (подрядчиком). При оплате приобретаемых материальных ценностей, работ и услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки или рассрочки платежа, расходы принимают к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности.

Величину оплаты и (или) кредиторской задолженности по договорам, которые предусматривают исполнение обязательств (оплату) в неденежной форме, определяют стоимостью товаров (ценностей) переданных или подлежащих передаче предприятием. Стоимость товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых условиях обычно определяют стоимость аналогичных товаров.

Величину оплаты и (или) кредиторской задолженности устанавливают с учетом всех предоставленных предприятию согласно договору скидок (накидок).

К расходам по обычным видам деятельности относят:

ü Расходы, связанные с приобретением материальных ценностей;

ü Расходы, возникающие в процессе переработки (доработки) материально – производственных запасов для целей выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также их продажи (например, расходы по содержанию и эксплуатации основных средств, коммерческие и управленческие расходы).

Расходы по обычным видам деятельности систематизируют также по следующим элементам:

ü Материальные затраты;

ü Затраты на оплату труда;

ü Отчисления на социальные нужды;

ü Амортизация;

ü Прочие затраты.

Для целей управления предприятие вправе организовать учет по статьям затрат. Перечень таких статей оно устанавливает самостоятельно.

Для формирования финансового результата от обычных видов деятельности определяют полную себестоимость проданных товаров, которая образуется на базе расходов, имеющих отношение к получению доходов в предстоящие отчетные периоды.

Коммерческие и управленческие расходы признают в себестоимости продукции в отчетном году полностью в качестве затрат от обычных видов деятельности.

Плановую величину затрат на реализуемую продукцию в смете (бюджете) затрат на производство определяют по формуле:

Зр= О1 + Тс-О2+КР+УР,

Где Зр – плановые затраты на реализуемую продукцию (полная себестоимость продаж); О1 и О2 – остатки нереализованной продукции на начало и конец расчетного периода по плановой производственной себестоимости; Тс – плановая производственная себестоимость товарного выпуска в планируемом периоде; КР и УР – коммерческие и управленческие расходы в расчетном периоде.

Форма сметы (бюджета) затрат на производство и реализацию продукции приведена в табл. 13.3. Данные этой сметы (бюджета) используют в последующем для разработки бюджета доходов и расходов и планирования прибыли на предстоящий финансовый год.

Постатейный перечень прочих расходов приведен в ПБУ 10/99 «Расходы организации» (раздел №3 «Прочие расходы»).

Таблица 13.3 Смета (бюджет) затрат на производство и реализацию продукции в компании на предстоящий год

№ п/п Показатели Сумма, млн. руб.
1. Материальные затраты 291,6
2. Затраты на оплату 162,0
3. Отчисления на социальные нужды 42,1
4. Амортизация 50,3
5. Прочие затраты 27,6
6. Итого затрат на производство 573,6
7. Списано на непроизводственные счета -12,7
8. Изменение остатков незавершенного производства (+ или-) -34,1
9. Производственная себестоимость продукции 526,8
10. Коммерческие расходы 28,8
11. Управленческие расходы 36,0
12. Полная себестоимость произведенной продукции 591,6
13. Остатки нереализованной продукции на начало года по полной себестоимости (+) -10,4
14. Остатки нереализованной продукции на конец планируемого года по полной себестоимости (-) 11,4
15. Полная себестоимость реализованной продукции (стр12+стр13-стр14) 590,6
16. Прочие расходы 23,8
17. Общие расходы на предстоящий год (стр15+стр16)  

Расходы признают в бухгалтерском учете при соблюдении следующих условий:

ü Они произведены в соответствии с договором;

ü Сумма расходов может быть определена;

ü Присутствует уверенность в том, что в результате хозяйственной операции произойдет снижение экономических выгод компании;

ü Расходы осуществляют исходя из конкретного договора, требования нормативных актов, обычаев делового оборота.

Если в отношении любых производимых компанией расходов не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете признают дебиторскую задолженность.

Согласно НК РФ (глава 25 «Налог на прибыль») расходы систематизируют на:

ü Связанные с производством и реализацией продукции;

ü Внереализационные.

Налогоплательщики устанавливают их по регистрам налогового учета.

Критерием оптимальности текущих затрат для предприятия является минимизация коэффициента затратоемкости (Кзе):

Расходы на реализуемую продукцию, их состав и пути снижения - student2.ru

Более низкий уровень данного коэффициента позволяет компании приобретать определенные конкурентные преимущества перед другими компаниями на товарном рынке, свободнее проводить свою ценовую политику и тем самым получить весомую прибыль от продаж. Однако снижение уровня затратоемкости не должно сопровождаться снижением качества продукции.

Следует иметь ввиду, что падение уровня затратоемкости производства является важной, но не основной целью управления текущими издержками. Снижение уровня затратоемкости может сопровождаться:

1. Снижением качества продукции и сервисного обслуживания покупателей;

2. Отказ от выпуска пользующихся спросом, но затратоемких видов продукции;

3. Сменой приоритетов стратегического развития предприятия на краткосрочные экономические выгоды.

Следовательно, главной целью управления издержками производства является оптимизация их суммы и уровня, которая обеспечивает высокие темпы развития текущей деятельности предприятия в целях получения приемлемой массы прибыли и требуемой нормы доходности на вложенный капитал.

Методы планирования (прогнозирования) прибыли

Планирование прибыли – сложный и многогранный процесс, требующий изучения хозяйственных связей компании за период, предшествующий планируемому.

От правильного и обоснованного прогноза прибыли зависит обеспечение финансовыми ресурсами производственного и научно – технического развития компании, а также уровень дивидендных выплат акционерам (собственникам). Оптимальный план по прибыли необходим также для разработки налогового и других бюджетов.

Компания самостоятельно составляет план по прибыли исходя из:

ü Договоров, заключенных с поставщиками и потребителями его продукции (работ, услуг);

ü Производственной программы по выпуску продукции (услуг);

ü Экономических нормативов, устанавливаемых государством;

ü Материалов анализа финансово – хозяйственной деятельности за предплановый период;

ü Данных бухгалтерского учета и отчетности и др.

Планирование прибыли включает два взаимосвязанных процесса:

1. Определение объема бухгалтерской и чистой прибыли и факторов, влияющих на их величину;

2. Планирование распределение прибыли.

Объем прибыли во многом зависит от экономически обоснованных методов ее планирования с соблюдением принципов учетной политики, принятой организацией на предстоящий финансовый год.

В национальном хозяйстве России традиционными для планирования прибыли являются методы:

1. Прямого счета;

2. Аналитический;

3. Нормативный;

4. Совмещенного счета;

5. Факторный;

6. Экономико – статистический метод.

Рассмотрим наиболее распространенный метод прямого счета. Общая сумма бухгалтерской прибыли от текущей (операционной деятельности складывается из прибыли реализации продукции (прибыли продаж) и прочих доходов (за вычетом понесенных расходов).

Прибыль от реализации продукции включает в себя прибыль от товарного выпуска и прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец расчетного периода (года, квартала). Прибыль от товарного выпуска (Птв) рассчитывают по формуле:

Расходы на реализуемую продукцию, их состав и пути снижения - student2.ru

Где Расходы на реализуемую продукцию, их состав и пути снижения - student2.ru цена реализации изделия Расходы на реализуемую продукцию, их состав и пути снижения - student2.ru – го вида; Расходы на реализуемую продукцию, их состав и пути снижения - student2.ru - полная себестоимость изделия Расходы на реализуемую продукцию, их состав и пути снижения - student2.ru – го вида по плановой калькуляции; Расходы на реализуемую продукцию, их состав и пути снижения - student2.ru - количество изделий Расходы на реализуемую продукцию, их состав и пути снижения - student2.ru – го вида, подлежащих выпуску в планируемом периоде, исходя из заключенных договоров с потребителями; n – число видов (групп) изделий ( Расходы на реализуемую продукцию, их состав и пути снижения - student2.ru = 1,2,3… n).

Кроме того, устанавливают прибыль по товарным остаткам на складе и в отгрузке на начало и конец планируемого периода по всей их совокупности. Складские товарные остатки учитывают по себестоимости. Поэтому прибыль по переходящим товарным остаткам определяют как разницу между их величиной в ценах реализации и по себестоимости. Тогда прибыль от реализации (Пр) равна:

Пр = П1+ Птв-П2,

Где П1 и П2 – прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода; Птв – прибыль от товарного выпуска в расчетном периоде. Тогда бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения) представляет собой:

БП=Пр+(-)ПД,

Где БП – бухгалтерская прибыль; Пр – прибыль от реализации продукции; ПД – прочие доходы (за вычетом прочих понесенных расходов).

Метод прямого счета сравнительно прост в использовании и не требует больших затрат труда, если применяют электронно – вычислительную технику. Использование данного метода возможно только в коротком интервале времени при стабильной экономической обстановке, наличие у предприятия заранее сформированного портфеля заказов, цен на продукцию и плановых калькуляций на каждое изделие (группу однородных изделий). Недостатком данного метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на величину прибыли в плановом периоде. Данные факторы скрыты в выручке от продаж и себестоимости данных товаров.

Аналитический (укрупненный) метод планирования прибыли включает две разновидности – посредством процента базовой рентабельности и коэффициента затратоемкости.

Расчет прибыли посредством процента базовой рентабельности включает ряд этапов:

1. Расчет базовой прибыли, которую устанавливают исходя из фактических отчетных данных по сравнимой товарной продукции, скорректированных на определенные изменения в отчетном (предплановом) периоде;

2. Определяют процент базовой рентабельности произведенной и нереализованной продукции в отчетном году с учетом корректировок – как отношение прибыли к издержкам или прибыли к объему продаж;

3. Расчет планового объема произведенной и нереализованной продукции в стоимостном выражении на планируемый год;

4. Расчет прибыли от реализации с учетом базовой рентабельности – объем реализации умножают на процент базовой рентабельности;

5. Полученную величину прибыли корректируют на сумму прибыли от производства и реализации тех видов продукции, прибыль по которой была определена методом прямого счета.

Данный метод используют при разработке планов – прогнозов развития предприятия, поскольку базой расчета служит общий объем товарного выпуска. Подобный метод применим только в том случае, если продукция является сравнимой, т.е. выпускалась в предыдущем периоде.

Расчет плановой суммы прибыли от товарного выпуска посредством использования коэффициента затратоемкости (Кзе) осуществляют по формулам:

Кзе= ПСрп/ОР; Кпп=1 – Кзе; Птв =Тв х Кпп,

Где ПСрп – полная стоимость реализуемой продукции; ОР – плановый объем реализуемой продукции; Кпп – коффициент прибыльности продукции, доли единицы; Птв – прибыль от товарного выпуска продукции; Тв – плановый товарный выпуск продукции.

Для определения общего размера прибыли от реализации к плановой величине прибыли от товарного выпуска необходимо прибавить прибыль в остатках нереализованной продукции на начало расчетного периода.

Данный метод нетрудоемок и используется при разработке планов – прогнозов развития организации.

При нормативном методе величину прибыли в планируемом периоде рассчитывают на основе установленного руководством предприятием процента рентабельности на всю реализуемую продукцию без учета входных и выходных остатков на начало и конец планируемого периода (например, хлебопекарная и молочная промышленность). Его применяют также строительные компании, которые предусматривают величину прибыли в договорной цене на продукцию строительства. Норму прибыли (в процентной от сметной стоимости прямых затрат и накладных расходов) согласовывают с заказчиком (застройщиком).

Смешанный (комбинированный) метод используют в тех случаях, когда на предприятии выпускают сравнимую (применяют аналитический способ расчета прибыли) и несравнимую (новую) продукцию (прибыль по которой вычисляют прямым методом).

Факторный метод включает следующие этапы планирования суммы прибыли:

1. Расчет базовых показателей отчетного периода – валовой прибыли, прибыли от реализации, прочих доходов и расходов, издержек на производство и реализацию продукции, величины структурных элементов издержек и пр.;

2. Определение плановых показателей хозяйственной деятельности – рост объема производства и реализации продукции; снижение издержек, изменение прочих доходов и расходов и т.п.;

3. Определение индексов инфляции; цен на выпускаемую продукцию; цен на потребляемые материальные и трудовые ресурсы;

4. Установление индексов по другим изменениям, включая амортизационные отчисления и прочие затраты.

Далее рассчитывают объем прибыли любым методом, а затем производят корректировки ее объема на инфляционные ожидания и другие изменения.

Экономико-математический метод применяют только на крупных предприятиях, где возможно использовать большой массив учетной информации и компьютерные программы.

Наши рекомендации