Организация прохождения практики
ПРОГРАММА
Учетно-аналитической практики
для специальности: 1 25 01 04 «Финансы и кредит»
Факультет: «Менеджмента и маркетинга»
Кафедра Финансов
Курс: Третий
Форма обучения: Дневная
Семестр: Шестой
2005 г.
Рабочая программа составлена на основе Учебного плана 2005/2006 учебного года
Рассмотрена и рекомендована без изменений и дополнений к утверждению на заседании кафедры Финансов
«__»______________ 200__ г.
Протокол № ___
Заведующий кафедрой
Короткевич А.И.__________
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом ГФ УО ФПБ «МИТСО»
«» 2005 г.
Протокол №
Председатель ____________
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Студенты специализации "Финансы" проходят учетно-аналитическую практику на 3 курсе.
Целью практики является закрепление студентами теоретических знаний и приобретение практических навыков по изученным дисциплинам: "Основы маркетинга", "Правовое регулирование хозяйственной деятельности", "Бухгалтерский учет", "Экономика предприятий", "Финансирование и кредитование инвестиций", "Государственный бюджет".
Задачами практики являются:
изучение правовых основ создания, деятельности предприятия и организации бухгалтерского учета;
ознакомление с местом и ролью предприятия в экономике Республики Беларусь;
изучение состояния маркетинга на предприятии;
усвоение и экономическое осмысление порядка ведения бухгалтерского учета на предприятии;
приобретение навыков составления расчетов по налогам и неналоговым платежам предприятия;
изучение договорных отношений предприятия с коммерческими банками;
закрепление опыта работы с электронно-вычислительной техникой и оргтехникой.
Прохождение учетно-аналитической практики позволит более осознанно подходить к изучению специальных банковских дисциплин, а в дальнейшем успешно работать в соответствии с избранной специализацией.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ.
Продолжительность практики – 4 недели. Конкретные сроки начала и окончания практики устанавливаются приказом директора ГФ УО ФПБ «МИТСО».
Местом прохождения практики являются предприятия различных организационных форм и видов собственности, независимо от отраслевой принадлежности и сферы деятельности. В отдельных случаях местом прохождения практики могут быть коммерческие банки Республики Беларусь.
Во время прохождения практики студент подчиняется правилам внутреннего распорядка предприятия или банка (приход на работу, перерыв на обед, уход с работы). Учебно-методическое руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры финансов. Они являются руководителями практики от института и осуществляют систематический контроль за работой студентов в течение всего времени нахождения их на практике.
На каждом предприятии (в банке) назначается ответственный (общий) руководитель учетно-аналитической практики студентов.
Последовательность и длительность прохождения отдельных разделов практики устанавливается на месте с учетом условий работы предприятия (банка) и оформляется календарно-тематическим планом, который утверждается руководителем предприятия (банка). Один экземпляр этого плана представляется на кафедру финансов ГФ УО ФПБ «МИТСО» в течении 5 дней. В календарно-тематическом плане указываются изучаемые вопросы по каждому разделу программы, время прохождения и непосредственный руководитель.
Прохождение практики организуется индивидуально для каждого студента применительно к базе практики (предприятию, банку). Практика может проводиться как без оплаты, так и на оплачиваемых должностях.
В течении всего периода практики студент ведет дневник по установленной форме, в котором отражает работу, выполненную за день. Записи в дневнике должны быть конкретными, с указанием выполненных видов работ. По окончании практики дневник заверяется общим руководителем практики от предприятия (банка). В дневнике делаются отметки о дне начала и окончания практики. Выполненные работы подтверждаются соответствующими материалами (первичными либо ксерокопиями), которые прилагаются к письменному отчету о прохождении практики.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.
3.1. Примерное распределение времени и содержание разделов практик при прохождении ее на предприятии.
Раздел практики | Продолжительность практики, дни |
1.Правовые основы создания, деятельности предприятия и организации бухгалтерского учета | |
2. Бизнес-план предприятия | |
3. Бухгалтерский учет | |
4. Финансовые взаимоотношения | |
5.Взаимоотношения предприятия с коммерческими банками | |
6. Подведение итогов практики |
Содержание учебной практики по разделам:
1. Правовые основы создания, деятельности предприятия и организации бухгалтерского учета.
1.1. Свидетельство о регистрации предприятия.
1.2. Устав предприятия.
1.3. Учредительный договор, решение о создании предприятия.
1.4. Извещение о присвоении учетного номера налогоплательщика.
1.5. Лицензия (разрешения) на отдельные виды деятельности.
1.6. Учетная политика предприятия на текущий год.
2. Бизнес-планирование на предприятии.
2.1. Прогнозирование объемов производства и реализации продукции.
2.2. Оценка риска и меры по снижению ущерба.
2.3. Финансовый план.
2.4. Инвестиционный план.
3. Бухгалтерский учет.
3.1.Форма бухгалтерского учета, применяемая на предприятии: упрощенная, сокращенная журнально-ордерная, машинно-ориентированная или автоматизированная.
3.2. Учетная политика предприятия на текущий год.
3.3. Главная книга, содержание ее разделов.
3.4. Учет основных средств и нематериальных активов.
3.5. Учет материалов и готовой продукции.
3.6. Учет денежных средств.
3.7.Учет дебиторской и кредиторской задолженностей.
3.8.Учет реализации продукции (объема продаж).
3.9.Учет прибыли.
3.10.Учет уставного и других фондов.
3.11.Учет кредитов банка и займов.
3.12.Бухгалтерская отчетность и ее содержание.
4. Финансовые взаимоотношения.
4.1. Проанализировать состав и структуру налогов и неналоговых платежей, уплачиваемых предприятием в бюджет.
4.2. Изучить содержание и последовательность составления расчетов налогов и неналоговых платежей.
4.3. Установить характер взаимоотношений с государством по вопросам правильного исчисления, уплаты и возврата излишне уплаченных сумм налогов и неналоговых платежей.
5. Взаимоотношения предприятия с коммерческими банками.
5.1. Виды ссудных счетов, открытых в банке: ссудные, специальные ссудные, контокоррентные. Содержание договоров по тем счетам, которые имеются у предприятия.
5.2. Соблюдение предприятием расчетной и кредитной дисциплины (наличие просроченных платежей поставщикам, банкам - пролонгированной, просроченной, сомнительной задолженностей по кредитам, просроченных процентов за кредит, случаев погашения кредитов за счет реализации заложенного банку имущества и т.п.).
3.2. Примерное распределение времени и содержание разделов практики при прохождении ее в коммерческом банке.
Раздел практики | Продолжительность практики, дни |
1.Правовые основы создания и деятельности коммерческого банка | |
2.Порядок открытия и ведения в банке текущих, ссудных и других счетов клиентам | |
3.Содержание бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием банку | |
4.Финансовые взаимоотношения коммерческого банка с государством | |
5. Финансирование и кредитование инвестиций | |
6. Подведение итогов практики |
Содержание производственной практики по разделам:
Правовые основы создания и деятельности коммерческого банка.
1.1. Виды лицензий (общая, внутренняя, генеральная, разовая, на привлечение во вклады и депозиты денежных средств физических лиц, на осуществление операций с драгоценными металлами), их содержание.
1.2. Наличие разрешений на отдельные виды операций (факторинг, с ценными бумагами, лизинг, гарантии, сдача в аренду специальных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей).
1.3. Учредительные документы коммерческого банка.
2. Порядок открытия в банке текущих, ссудных и других счетов клиентам.
2.1. Понятие «операционный день банка». Порядок обслуживания клиентуры. График документооборота.
2.2. Виды счетов, которые банк может открыть предприятию.
2.3. Предварительная работа с предприятием для открытия ему ссудных счетов.
2.4.Порядок привлечения средств от предприятий путем выпуска депозитных сертификатов, банковских векселей.
2.5 Организация приема платежных документов от клиентов и получение ими выписок по счетам, открытым в банке.
3.Содержание бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием банку.
3.1. Содержание основных разделов баланса предприятия.
3.2. Содержание годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности.
4.Финансовые взаимоотношения коммерческого банка с государством.
4.1. Проанализировать состав и структуру налогов и неналоговых платежей в бюджет, уплачиваемых коммерческим банком.
4.2. Установить характер взаимоотношений с государством по вопросам правильного исчисления, уплаты и возврата излишне уплаченных сумм налогов и неналоговых платежей.
5.Финансирование и кредитование инвестиций.
5.1.Инвестиционные операции коммерческих банков, их характеристика.
5.2. Обслуживание банками государственных инвестиционных программ.
5.3. Банковское кредитование инвестиционной деятельности.
5.4. Организация безналичных расчетов в инвестиционной сфере, включая расчеты за выполненные работы (проектные, строительно-монтажные и т.п.).
5.5.Инвестиции в свободные экономические зоны в Республике Беларусь.