Организация прохождения практики

ПРОГРАММА

Учетно-аналитической практики

для специальности: 1 25 01 04 «Финансы и кредит»

Факультет: «Менеджмента и маркетинга»

Кафедра Финансов

Курс: Третий

Форма обучения: Дневная

Семестр: Шестой

2005 г.

Рабочая программа составлена на основе Учебного плана 2005/2006 учебного года

Рассмотрена и рекомендована без изменений и дополнений к утверждению на заседании кафедры Финансов

«__»______________ 200__ г.

Протокол № ___

Заведующий кафедрой

Короткевич А.И.__________

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом ГФ УО ФПБ «МИТСО»

«» 2005 г.

Протокол №

Председатель ____________

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Студенты специализации "Финансы" проходят учетно-аналитическую практику на 3 курсе.

Целью практики является закрепление студентами теоретических знаний и приобретение практических навыков по изученным дисциплинам: "Основы маркетинга", "Правовое регулирование хозяйственной деятельности", "Бухгалтерский учет", "Экономика предприятий", "Финансирование и кредитование инвестиций", "Государственный бюджет".

Задачами практики являются:

изучение правовых основ создания, деятельности предприятия и организации бухгалтерского учета;

ознакомление с местом и ролью предприятия в экономике Республики Беларусь;

изучение состояния маркетинга на предприятии;

усвоение и экономическое осмысление порядка ведения бухгалтерского учета на предприятии;

приобретение навыков составления расчетов по налогам и неналоговым платежам предприятия;

изучение договорных отношений предприятия с коммерческими банками;

закрепление опыта работы с электронно-вычислительной техникой и оргтехникой.

Прохождение учетно-аналитической практики позволит более осознанно подходить к изучению специальных банковских дисциплин, а в дальнейшем успешно работать в соответствии с избранной специализацией.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ.

Продолжительность практики – 4 недели. Конкретные сроки начала и окончания практики устанавливаются приказом директора ГФ УО ФПБ «МИТСО».

Местом прохождения практики являются предприятия различных организационных форм и видов собственности, независимо от отраслевой принадлежности и сферы деятельности. В отдельных случаях местом прохождения практики могут быть коммерческие банки Республики Беларусь.

Во время прохождения практики студент подчиняется правилам внутреннего распорядка предприятия или банка (приход на работу, перерыв на обед, уход с работы). Учебно-методическое руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры финансов. Они являются руководителями практики от института и осуществляют систематический контроль за работой студентов в течение всего времени нахождения их на практике.

На каждом предприятии (в банке) назначается ответственный (общий) руководитель учетно-аналитической практики студентов.

Последовательность и длительность прохождения отдельных разделов практики устанавливается на месте с учетом условий работы предприятия (банка) и оформляется календарно-тематическим планом, который утверждается руководителем предприятия (банка). Один экземпляр этого плана представляется на кафедру финансов ГФ УО ФПБ «МИТСО» в течении 5 дней. В календарно-тематическом плане указываются изучаемые вопросы по каждому разделу программы, время прохождения и непосредственный руководитель.

Прохождение практики организуется индивидуально для каждого студента применительно к базе практики (предприятию, банку). Практика может проводиться как без оплаты, так и на оплачиваемых должностях.

В течении всего периода практики студент ведет дневник по установленной форме, в котором отражает работу, выполненную за день. Записи в дневнике должны быть конкретными, с указанием выполненных видов работ. По окончании практики дневник заверяется общим руководителем практики от предприятия (банка). В дневнике делаются отметки о дне начала и окончания практики. Выполненные работы подтверждаются соответствующими материалами (первичными либо ксерокопиями), которые прилагаются к письменному отчету о прохождении практики.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

3.1. Примерное распределение времени и содержание разделов практик при прохождении ее на предприятии.

Раздел практики Продолжительность практики, дни
1.Правовые основы создания, деятельности предприятия и организации бухгалтерского учета
2. Бизнес-план предприятия
3. Бухгалтерский учет
4. Финансовые взаимоотношения
5.Взаимоотношения предприятия с коммерческими банками
6. Подведение итогов практики

Содержание учебной практики по разделам:

1. Правовые основы создания, деятельности предприятия и организации бухгалтерского учета.

1.1. Свидетельство о регистрации предприятия.

1.2. Устав предприятия.

1.3. Учредительный договор, решение о создании предприятия.

1.4. Извещение о присвоении учетного номера налогоплательщика.

1.5. Лицензия (разрешения) на отдельные виды деятельности.

1.6. Учетная политика предприятия на текущий год.

2. Бизнес-планирование на предприятии.

2.1. Прогнозирование объемов производства и реализации продукции.

2.2. Оценка риска и меры по снижению ущерба.

2.3. Финансовый план.

2.4. Инвестиционный план.

3. Бухгалтерский учет.

3.1.Форма бухгалтерского учета, применяемая на предприятии: упрощенная, сокращенная журнально-ордерная, машинно-ориентированная или автоматизированная.

3.2. Учетная политика предприятия на текущий год.

3.3. Главная книга, содержание ее разделов.

3.4. Учет основных средств и нематериальных активов.

3.5. Учет материалов и готовой продукции.

3.6. Учет денежных средств.

3.7.Учет дебиторской и кредиторской задолженностей.

3.8.Учет реализации продукции (объема продаж).

3.9.Учет прибыли.

3.10.Учет уставного и других фондов.

3.11.Учет кредитов банка и займов.

3.12.Бухгалтерская отчетность и ее содержание.

4. Финансовые взаимоотношения.

4.1. Проанализировать состав и структуру налогов и неналоговых платежей, уплачиваемых предприятием в бюджет.

4.2. Изучить содержание и последовательность составления расчетов налогов и неналоговых платежей.

4.3. Установить характер взаимоотношений с государством по вопросам правильного исчисления, уплаты и возврата излишне уплаченных сумм налогов и неналоговых платежей.

5. Взаимоотношения предприятия с коммерческими банками.

5.1. Виды ссудных счетов, открытых в банке: ссудные, специальные ссудные, контокоррентные. Содержание договоров по тем счетам, которые имеются у предприятия.

5.2. Соблюдение предприятием расчетной и кредитной дисциплины (наличие просроченных платежей поставщикам, банкам - пролонгированной, просроченной, сомнительной задолженностей по кредитам, просроченных процентов за кредит, случаев погашения кредитов за счет реализации заложенного банку имущества и т.п.).

3.2. Примерное распределение времени и содержание разделов практики при прохождении ее в коммерческом банке.

Раздел практики Продолжительность практики, дни
1.Правовые основы создания и деятельности коммерческого банка
2.Порядок открытия и ведения в банке текущих, ссудных и других счетов клиентам
3.Содержание бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием банку
4.Финансовые взаимоотношения коммерческого банка с государством
5. Финансирование и кредитование инвестиций
6. Подведение итогов практики

Содержание производственной практики по разделам:

Правовые основы создания и деятельности коммерческого банка.

1.1. Виды лицензий (общая, внутренняя, генеральная, разовая, на привлечение во вклады и депозиты денежных средств физических лиц, на осуществление операций с драгоценными металлами), их содержание.

1.2. Наличие разрешений на отдельные виды операций (факторинг, с ценными бумагами, лизинг, гарантии, сдача в аренду специальных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей).

1.3. Учредительные документы коммерческого банка.

2. Порядок открытия в банке текущих, ссудных и других счетов клиентам.

2.1. Понятие «операционный день банка». Порядок обслуживания клиентуры. График документооборота.

2.2. Виды счетов, которые банк может открыть предприятию.

2.3. Предварительная работа с предприятием для открытия ему ссудных счетов.

2.4.Порядок привлечения средств от предприятий путем выпуска депозитных сертификатов, банковских векселей.

2.5 Организация приема платежных документов от клиентов и получение ими выписок по счетам, открытым в банке.

3.Содержание бухгалтерской отчетности, представляемой предприятием банку.

3.1. Содержание основных разделов баланса предприятия.

3.2. Содержание годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности.

4.Финансовые взаимоотношения коммерческого банка с государством.

4.1. Проанализировать состав и структуру налогов и неналоговых платежей в бюджет, уплачиваемых коммерческим банком.

4.2. Установить характер взаимоотношений с государством по вопросам правильного исчисления, уплаты и возврата излишне уплаченных сумм налогов и неналоговых платежей.

5.Финансирование и кредитование инвестиций.

5.1.Инвестиционные операции коммерческих банков, их характеристика.

5.2. Обслуживание банками государственных инвестиционных программ.

5.3. Банковское кредитование инвестиционной деятельности.

5.4. Организация безналичных расчетов в инвестиционной сфере, включая расчеты за выполненные работы (проектные, строительно-монтажные и т.п.).

5.5.Инвестиции в свободные экономические зоны в Республике Беларусь.

Наши рекомендации