Нарушения, допускаемые бюджетными организациями при расходовании средств федерального бюджета в разрезе кодов бюджетной классификации за 1999-2001гг
Тыс. руб.
Год | Итого | ||||||||
99,7 | 116,9 | 68,2 | 1,0 | 1,0 | 15,0 | 23,2 | 1,2 | 326,2 | |
160,4 | 5,4 | 270,1 | 11,5 | 17,8 | 2,0 | - | 1,0 | 468,2 | |
154,3 | 3,0 | 17,0 | - | 3,2 | 10,2 | 26,9 | 4,8 | 219,4 | |
Итого | 414,4 | 125,3 | 355,3 | 12,5 | 22,0 | 27,2 | 50,1 | 7,0 | 1013,8 |
По результатам проведенных ОФК по г. ИжевскуТюмени ревизий и проверок правильности использования бюджетных средств, выделенных на финансирование учреждений и организаций, отмечаются следующие нарушения нецелевого характера по кодам экономической классификации:
Код 1101100 «Оплата труда гражданских осударственных служащих»:
- перерасход бюджетных средств, выделенных на заработную плату, против доведенных лимитов финансирования за счет начисления сотрудникам премий, компенсаций за книгоиздательскую продукцию, других надбавок и доплат при отсутствии фонда оплаты труда и финансирования на эти цели;
- выплата заработной платы сотрудникам учреждений и организаций по включенным в штатные расписания должностям, содержание которых должно производится за счет внебюджетных средств;
- выплата заработной платы штатным сотрудникам учреждений и организаций, работающим одновременно по совместительству, за совмещаемую работу в период их нахождения в командировке по основному месту работы;
- оплата за счет бюджетных средств работ в структурных подразделениях учреждения и организации, выполненных по договорам гражданско-правового характера, подлежащих финансированию за счет доходов от внебюджетной деятельности (связанных с исполнением сметы по специальным средствам);
- оплата листков нетрудоспособности;
- оплата труда персонала, выполняющего работу в арендованных объектах (например, в общежитии) за счет бюджетных средств, не предусмотренных финансированием.
По фактам вышеперечисленных основных нарушений устанавливаются суммы переплат заработной платы и излишних выплат.
Код 110200 «Начисления на оплату труда». Основным видом нарушения не целевого использования средств федерального бюджета являются:
- необоснованные переплаты во внебюджетные фонды;
- оплата листков нетрудоспособности, пособий за счет средств федерального бюджета;
- оплата взносов за счет внебюджетных средств.
Код 110300 «Приобретение предметов снабжения и расходных материалов»:
- отсутствие оправдательных документов при расходовании средств;
- неправильное оформление первичных документов на приобретение предметов снабжения и расходных материалов (медикаментов, мягкого инвентаря, ГСМ, прочих расходных материалов);
- списание горюче-смазочных материалов сверх установленных норм;
- расходование средств на приобретение предметов снабжения и расходных материалов сверх сметных назначений;
- непредставление в установленный срок авансовых отчетов об израсходованных подотчетных суммах;
- неверное оформление либо не оформление авансовых отчетов;
Код 110400 «Командировки и служебные разъезды»:
- оплата командировочных расходов сверх установленных норм;
- оплата командировочных расходов, документально не подтвержденных;
- отсутствие оправдательных документов (квитанций, чеков и других);
- оплата за счет бюджетных средств командировочных расходов сторонним сотрудникам, являющимися членами специального совета;
- не предоставление в срок авансовых отчетов;
- включение в авансовый отчет необоснованных расходов.
Код 110500 «Транспортные услуги»:
- оплата горюче-смазочных материалов;
- оплата транспортных расходов сверх сметных назначений;
- оплата расходов сверх суммы, определенной в договоре;
- оплата расходов по найму транспорта, не предусмотренных сметой.
Код 110700 «Оплата коммунальных услуг»:
- отсутствие оправдательных документов;
- оплата расходов по заключенным договорам сверх сметных назначений;
- оплата коммунальных услуг помещений, переданных в аренду;
- наличие неоправданной дебиторской задолженности.
Код 111000 « Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг»:
- предоставление ссуд предприятиям, организациям и физическим лицам;
- оплата сумм штрафных санкций, предъявленных учреждению или организации, за счет средств бюджета;
- оплата расходов, связанных с проведением текущего ремонта зданий и сооружений, сверх сметных назначений;
- оплата расходов, связанных с проведением капитального ремонта;
- перечисление бюджетных средств на цели, не предусмотренные сметой расходов и подлежащие финансированию за счет доходов от внебюджетной деятельности;
- оплата представительских расходов, не предусмотренных финансированием;
Кроме вышеназванных нарушений необходимо сказать о главном: бюджетополучателю не позволено самостоятельно перераспределять средства между статьями экономической классификации, и перерасход по одной из них даже за счет экономии по другой является нецелевым расходованием.
При проведении ревизий целевого использования средств федерального бюджета в учреждениях системы профессионального образования отмечаются следующие нарушения, в частности, нецелевое использование средств федерального бюджета, выделенных на выплату стипендий и питание и являющихся защищенными текущими расходами федерального бюджета:
- использование средств, выделенных по коду 110330 «Продукты питания», на покрытие других расходов (при наличии кредиторской задолженности за продукты питания поставщикам);
- выплата заработной платы и осуществление начислений на оплату труда за счет средств, предусмотренных к использованию для выплаты стипендий и на питание студентов;
- оплата коммунальных и прочих услуг и другие расходы.
То есть налицо перераспределение средств с одного кода экономической классификации на другой.
В результате из-за временного отвлечения бюджетных средств на другие цели выплата стипендий студентам задерживается (до нескольких месяцев).
Кроме вышеперечисленных, выявляются иного рода нарушения, допускаемые учреждениями сферы образования:
- отсутствие договоров на оказание дополнительных платных образовательных услуг с образовательным учреждением, а так же со студентами, обучающимися на платной основе;
- перевод студентов, ранее принятых по договорам на платной основе, на государственное обеспечение.
Особое значение для бюджетных учреждений и организаций приобретает указание в документах на финансирование кодов бюджетной классификации, в соответствии с которыми они должны производить кассовый расход поступивших денежных средств. Такое указание является необходимым элементом обеспечения целевого использования выделяемых из бюджета средств.
4.3. 4.3. Порядок оформленияОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ и реализации Актов проверок
АКТОВ ПРОВЕРОК ЦЕЛЕВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯцелевого использования средств федерального бюджета СРЕДСТВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Результаты проверки целевого использования средств федерального бюджета организациями оформляются Актом. В случае отсутствия нарушений в проверяемой организации результаты проверки оформляются Справкой.
Акт содержит вводную, описательную и заключительную части и приложения.
Вводная часть Акта содержит общие сведения о проверяемой организации, учреждения:
- цель проверки, полное наименование проверяемой организации в соответствии с ее учредительными документами, наименование места проведения проверки, дату составления, основания проведения проверки, в том числе поручение на проведение проверки с указанием даты и регистрационного номера;
- Ф.И.О. специалистов ОФК по г. Ижевску, осуществивших проверку, с указанием государственной должности и присвоенного квалификационного чина;
- период проверки, срок проведения проверки;
- информацию о предыдущей проверке, информацию о повторных фактах нарушений, выявленных в ходе настоящей проверки;
- полное наименование проверяемой организации, ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации; организационно-правовая форма; почтовый индекс, юридический адрес; ИНН; перечень нормативных и законодательных актов, в соответствии с которыми осуществляет свою деятельность проверяемая организация, основные цели и виды ее деятельности; реквизиты всех счетов организации, включая лицевые счета, в том числе открытые в органах федерального казначейства.
Описательная часть Акта проверки должна излагаться в соответствии с вопросами, указанными в программе проверки. Эта часть содержит систематизированные описания о документально подтвержденных фактах использования организацией средств федерального бюджета не по целевому назначению, выявленных в результате проверки или об отсутствии таковых.
В описательной части излагаются:
- информация о сметных назначениях; сведения о лимитах бюджетных обязательств; сведения об объемах фактически поступившего финансирования в проверяемом периоде в разрезе глав, разделов, подразделов, видов расходов с указанием общих сумм финансирования по каждой главе; данные и выводы об использовании организацией средств федерального бюджета в проверяемом периоде;
- сравнительный анализ полученного финансирования в проверяемом периоде и кассовых расходов, который характеризует использование организацией средств федерального бюджета по целевому (нецелевому) назначению; сравнительный анализ кассовых и фактических расходов;
- выводы об использовании средств федерального бюджета на основании проверки кассовых, банковских операций, заработной платы, приобретения и списания материальных ценностей, правильности оплаты коммунальных услуг, текущего, капитального строительства.
- информация об установленных нарушениях в расходовании средств федерального бюджета.
Выявленные факты использования средств федерального бюджета не по целевому назначению всесторонне анализируются проверяющим, квалифицируются как «нецелевое использование средств федерального бюджета».
В Акте не допускаются общие формулировки, содержащие нечеткую оценку фактов нарушений. При установлении фактов нецелевого использования средств федерального бюджета в обязательном порядке делается ссылка на действующий нормативный правовой документ бюджетного законодательства РФ (с указанием пункта, статьи и точного наименования нормативного документа, номера и даты его принятия), в нарушение которого действовала организация.
Изложение фактов в Акте проверки должно быть четким, лаконичным, последовательным, исключающим возможность двоякого толкования. Не допускается включение в Акт не подтвержденных документами или результатами проверки фактов, предложений. В Акт также не должны включаться формулировки, содержащие юридическую квалификацию действий должностных лиц (бесхозяйственность, хищение, злоупотребление служебным положением и т.д.), правовую и морально-этическую оценку действий должностных и материально-ответственных лиц проверяемой организации.
Заключительная часть Акта проверки содержит выводы о выявленных фактах использования средств федерального бюджета не по целевому назначению с указанием их общей суммы.
Все приложения к Акту являются его неотъемлемыми составными частями. Помарки, подчистки и иные исправления в Акте не допускаются.
Акт (Справка) проверки организации оформляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается в поверяемую организацию на позднее 5 рабочих дней (включая день передачи) для подписания. При этом на втором экземпляре Акта (Справки), проверяющий должен получить отметку руководителя организации (уполномоченного им лица) о вручении документа, содержащую дату получения и личную подпись. На хранении в ОФК по г. Ижевску остается копия этого экземпляра Акта проверки.
При уклонении руководителя организации от получения Акта проверки или его подписания проверяющий производит об этом запись на последнем листе Акта. В таких случаях Акт проверки направляется в адрес организации заказным письмом с уведомлением о вручении. При этом к экземпляру Акта, оставшемуся в ОФК по г. Ижевску, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления.
В случае несогласия организации с фактами нарушений, изложенными в Акте, уполномоченные представители проверяемой организации в 5-дневный срок со дня получения подписывают Акт с пометкой «С разногласиями» и одновременно представляют в ОФК по г. Ижевску мотивированные возражения с приложением подтверждающих документов.
О результатах рассмотрения разногласий руководитель ОФК по г. Ижевску обязан в стечение 5 рабочих дней с момента их получения дать обоснованный ответ в письменном виде.
По окончании проверки оформленный Акт в 3-дневный срок после его подписания (после направления в адрес организации ответа на Акт разногласий) вместе с остальными материалами проверки и сопроводительным письмом передается в УФК по УР для дальнейшей реализации.
По результатам рассмотрения полученных материалов проверки УФК по УР в течение 10 рабочих дней со дня подписания Акта (предоставления ответа на Акт разногласий организации) принимает решение о признании допущенных нарушений нецелевым использованием средств федерального бюджета и оформляет Постановление о наложении финансовых санкций для передачи к исполнению в проверяемую организацию. Передача Постановления осуществляется почтой заказным письмом с уведомлением.
Акт проверки считается реализованным, если в результате действий органов федерального казначейства в полной мере реализованы полномочия по применению мер принуждения за нецелевое использование средств федерального бюджета, и в результате чего суммы нецелевого использования и начисленных штрафных санкций взысканы в доход федерального бюджета (получено извещение об уменьшении финансирования).
4.24. Меры принуждения за нарушения бюджетной дисциплины Финансовые санкции, применяемые ОФК по г. Ижевску
за нецелевое использование средств федерального бюджета
Организации, учреждения, являясь получателями средств федерального бюджета, несут бюджетно-правовую ответственность за исполнение государственных финансов. Основанием для применения норм бюджетно-правовой ответственности является совершение правонарушений, к которым в соответствии с действующим федеральным законодательством можно отнести нецелевое использование средств, выделенных из федерального бюджета, непредставление бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием средств федерального бюджета.
Практически все нарушения, за которые предусмотрена ответственность в виде санкций имущественного характера, лежат в области исполнения бюджета. В реализации таких санкций органам федерального казначейства принадлежит главенствующая роль, поскольку они обладают в наиболее полной мере информацией о выделенных бюджетополучателям средствах федерального бюджета, им предоставлены права по проведению проверок в финансируемых из федерального бюджета учреждениях и организациях.