Субъекты социального партнерства в сфере труда. Представительство работников и работодателей.

Субъектами социального партнерства в сфере труда являются:

а) работники;

б) работодатели;

в) представители работников;

г) представители работодателей;

д) органы государственной власти;

е) органы местного самоуправления.

Правовое положение их различно.

Работники и работодатели – стороны социального партнерства (ч. 1 ст. 25 ТК РФ). Они действуют через полномочных представителей. Последние являются участниками социально-партнерских отношений, поскольку действуют от имени и в интересах представляемой стороны.

Органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления также выступают участниками социального партнерства. Они отстаивают интересы соответственно государства, Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования при решении вопросов, связанных с регулированием на социально-партнерской основе трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством (ч. 2 ст. 25 ТК РФ).

Работники и работодатели реализуют свои полномочия как социальные партнеры через своих представителей. Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются:

1) профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов;

2) иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

На локальном уровне представителями работников могут выступать:

а) первичная профсоюзная организация (надо полагать, в лице ее выборного органа) – ст. 30 ТК РФ.

б) иные представители, избираемые работниками.

Представителями работодателей согласно ч. 1 ст. 33 ТК РФ являются на локальном уровне:

1) руководитель организации;

2) работодатель – индивидуальный предприниматель (лично);

3) уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

На более высоком уровне, чем локальный, интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей (ч. 2 ст. 33 ТК РФ).

Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 33 ТК РФ; см. также – ст. 3 ФЗ «Об объединениях работодателей»).

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются указанным федеральным законом (ч. 4 ст. 33 ТК РФ).

Можно выделить следующие функции объединений работодателей: 1) защита корпоративных интересов в отношениях с государством по вопросам налоговой, инвестиционной и иной политики; 2) представительство своих интересов в отношениях с профсоюзами и государственными органами по вопросам социально-трудовой политики.

Государство как субъект социального партнерства

В отличие от западных стран, где социальное партнерство складывалось исторически, в России оно создавалось сверху, посредством государственно-властных предписаний.

Государство как субъект социально-партнерских отношений выступает одновременно в двух ролях: как носитель публичной власти и как социальный партнер.

1) Как носитель публичной власти оно реализует свои полномочия в рамках отношений власти-подчинения: принимает законы (в том числе легализующие правосубъектность социальных партнеров, процедуры их взаимодействия), обеспечивает их исполнение при помощи актов управления, надзора и контроля, а также рассматривает споры о праве, используя судебную систему.

2) Как социальный партнер государство (его органы) действует как равная сторона в социально-партнерских отношениях.

Формы осуществления государством роли гаранта:

1) осуществление контроля за соблюдением законодательства о социальном партнерстве и выполнении обязательств, установленных коллективными договорами и соглашениями;

2) участие в разрешении разногласий, возникающих между социальными партнерами: организация посреднических процедур, трудовых арбитражей, осуществление судопроизводства.

24. Коллективный договор: понятие, стороны и значение.

Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей (ст.40 ТК). Это всегда двусторонние акты. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Содержание коллективного договора. Являются условия, определяющие права и обязанности сторон и ответ-ть за их нарушение. По их характеру все условия могут быть разделены на три вида: 1. нормативные, закрепляющие локальные нормы труд.права о различных льготах, преимуществах, предоставляемых отдельным категориям работников за счет средств данной организации (доп. отпуска, вых.дни, различные доплаты и др.). Они действуют весь срок действия кол-го договора; 2. обязательственные, закрепляющие конкретные обязательства администрации (работодателя) по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения и погашаются обычно раньше срока окончания кол-го договора; 3. организационные – о сроках действия кол-го договора, о проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке его изменения и пересмотра и т.п. Условия договора, ухудшающие против законодательства условия труда, считаются недейств-ми. По структуре кол-ые дог. могут содержать от 2 до 8 и более разделов (как договорятся стороны). Частью дог. являются приложения к нему, конкретизирующие по цехам, подразделениям меры по улучшению условий и охраны труда, а также различные положения по премиальным системам оплаты труда, премиям по итогам работы за год и т.д. Действие коллективного договорараспространяется на всех работников данной организации, ее филиала или иного обособленного подразделения. Срок действия 3 года.

Сторонами коллективного договора выступают:

- работники в лице одного или нескольких профсоюзных органов или иные уполномоченные работниками представительные органы;

- работодатели в лице администрации организации, предприятия, учреждения, филиала или представительства, либо индивидуальные предприниматели.

Обязательные участники коллективного договора:

o работодатель как собственник производства и сторона договора;

o его представитель, администрация во главе с директором, управляющим, руководителем;

o трудовой коллектив как сторона договора;

o профсоюз как представитель трудового коллектива работников;

o субъекты – исполнители по отдельным обязательствам.

Представителями работодателя являются руководители организаций или другие полномочные лица.

Работодатели, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, политические партии не могут создавать органы работников, которые будут представлять их при заключении договоров.

Лица, представляющие работодателей, не имеют права представлять работников.

Если переговоры по заключению коллективного договора ведет орган профсоюза, то работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить профсоюз представлять их интересы во время переговоров.

Значение коллективных договоров заключается в том, что они являются правовыми актами, содержащими нормы трудового права, которые регулируют трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения. Они впервые включены в официальный перечень источников трудового права, предусмотренный ст. 5 ТК РФ.

В ТК РФ нет прямого предписания об обязательном наличии в организации или у индивидуального предпринимателя коллективного договора. Однако на основании ч. 1 ст. 21 ТК РФ и ч. 1 ст. 22 ТК РФ сторонам трудовых правоотношений предоставлено право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора, а в силу ч. 2 ст. 36 ТК РФ представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, ОБЯЗАНЫ вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий.

Проанализировав вышеуказанные нормы ТК РФ, можно прийти к следующему выводу: если ни одна из сторон трудовых правоотношений не направит другой стороне письменное предложение о начале коллективных переговоров, заключать коллективный договор не придется.

Ответственность за отсутствие коллективного договора в организации или у ИП законодательством не предусмотрена, в общем-то, как и цели принятия данного акта.

Однако с учетом современных экономических реалий и многогранности трудовых отношений, коллективный договор по праву приобретает особое значение в иерархии локальных нормативных актов работодателя.

На практике, заключая коллективный договор, стороны чаще всего преследуют следующие цели:

– стабилизация трудовых правоотношений с работниками;

– усиление мотивации работников в решении задач, стоящих перед организацией или ИП;

– обеспечение материальной заинтересованности работников в творческом и ответственном отношении к выполнению трудовых (должностных) обязанностей;

– достижение упорядоченности системы оплаты труда;

– оптимизация планирования и управления расходами на оплату труда;

– усиление социальной защиты и материальной поддержки работников.

Наши рекомендации