U функциональная структура
Преимущества функциональной структуры управления:
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
- расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению производством в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности;
- более низкая иерархичность по сравнению с линейной структурой.
Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, хорошо освоенного и стабильного бизнеса, производства.
К числу недостатков функциональных структур управления можно отнести следующее:
- трудности поддержания постоянных взаимосвязей и координации между различными функциональными службами;
- отсутствие взаимопонимания и единства действий между работниками функциональных служб разных производственных отделений фирмы;
- снижение ответственности исполнителей за работу в результате обезлички в выполнении ими своих обязанностей, поскольку каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;
- каждый функциональный руководитель и специализированные подразделения ставят "свои"" вопросы на первое место. В результате в одних случаях возникает дублирование, в других – рассогласование указаний и распоряжений, получаемых работниками "сверху", борьба за "место под солнцем" внутри компании;
- нарушение принципов единоначалия и единства распорядительства.
Линейная структура | Линейно-штабная структура | Многолинейная (функциональная) структура |
Достоинства: | ||
· четкое разграничение ответственности и компетенции · простой контроль · быстрые и экономические формы принятия решений · простые иерархические коммуникации · персонифицированная ответственность | · снижение загрузки линейных руководителей · повышение качества подготовки решений за счет привлечения специалистов · баланс функционального и линейного руководства | · высокий профессиональный уровень подготовки решений · быстрые коммуникации · разгрузка высшего руководства · профессиональная специализация руководителей |
Недостатки : | ||
· высокие профессиональные требования к руководителям · сложные коммуникации между исполнителями · низкий уровень специализации руководителей · ярко выраженный авторитарный стиль руководства · перегрузка руководителей | · увеличение штатов за счет штатных структур · опасность конфликтов линейных и функциональных структур · сложность вертикальных коммуникаций · нечеткость процедур приня-тия решений | · сложность подготовки и согласования решений · отсутствие единого руководства · дублирование распоряжений и коммуникаций · сложность отсутствия контроля |
Y МАТРИЧНАЯ ОРГ.СТРУКТУРА
Адаптивные структуры управления (органические) – обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменения внешней среды, способствует внедрение новых производственных технологий. Выделяют:
Проектный – формируется при разработке организации проектов, под которыми понимаются процессы целенаправленные изменения в системе.
Матричный – с целью обеспечения задач координации в организациях создаются штабные органы управления из руководителей проектов. Представляют собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: руководитель службы и руководитель проекта.
Преимущества:
-большая возможность координации работ
-гибкость
Недостатки:
-сложность
-влияние личных взаимоотношений сотрудников
Y ДИВИЗИОНАЛЬНАЯ ОРГ.СТРУКТУРА
Y ПРОДУКТОВЫЕ ОРГ.СТРУКТУРЫ
Продуктовый тип предусматривает создание в структуре фирмы самостоятельных хозяйствующих подразделений – производственных отделений, ориентированных на производстве и сбыте конкретных видов продуктов одной группы или же одного продукта.
Преимущества | Недостатки |
1. Создание логичных и действенных способов децентрализации власти. 2. Четкая система подотчетности менеджеров подразделений за прибыли (убытки) 3. Способность быстро реагировать на изменение условий конкуренции, технологии, спроса. 4. Улучшение координации работ 5. Наличие возможностей для подготовки менеджеров стратегического уровня. | 1. Дублирование функций на уровне корпорации и подразделения. 2. Увеличение затрат на содержание персонала 3. Наличие случаев чрезмерной конкуренции между подразделениями за ресурсы и внимание корпорации |
Основными характеристиками орг.структуры является:
- численность управленческого персонала.
- количество уровней иерархии в системе управления организацией.
- количество структурных звеньев на каждом уровне.
- степень централизации управления и прочие характеристики.
Доминирующим фактором, влияющим на значение этих характеристик является объем работ по управлению организацией, что зависит от состава функций управления, трудоемкости и периодичность решения управленческих задач.
Традиционно совершенствование орг.структуры существующего предприятия начинают с исследования существующих, а в некоторых случаях, с аналогичных систем управления, при этом обычно используется архивный или опросный подходы к обследованию:
Y Архивный подход предполагает анализ документов по существующей системе управления.
Y Опросный подход (путем анкетирования или интервьюирования работников аппарата управления)
В обоях случаях и при сочетании подходов представления, получаемые о системе управления, отражают мнения (зафиксированные в документах или высказываниях в устной форме) о ней работников аппарата управления.
12.11.14