Определение итогового значения стоимости с учетом факторов контроля и ликвидности при оценке стоимости компаний
Способы определения весов значимости для расчета итогового значения стоимости.
Премия на контроль: понятие, база расчета, методы оценки. Факторы, влияющие на величину премии на контроль. Скидки на низкую ликвидность. Факторы, влияющие на величину скидки на низкую ликвидность.
Рекомендуемая литература
1. Оценка бизнеса/ Под ред. Грязновой А.Г., Федотовой М.А. М.: Финансы и статистика, 2009, 734 стр.
2. Коупленд Т., Муррин Дж. Стоимость компании: оценка и управление. М.: Олимп-бизнес, 2005, 576 стр., гл.1,3.
3. Дамодаран Асват. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов. Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
4. Чиркова Е., Как оценивать бизнес по аналогии Альпина, 2009.
Вопросы
для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену по программе профессиональной переподготовки
«Финансовый анализ: оценка финансового состояния компании»
по следующим дисциплинам:
1. «Финансовая стратегия компании»
и «Разработка инвестиционной стратегии компании»
1. Место финансовой и инвестиционной стратегий в общекорпоративной стратегии компании. Элементы финансовой стратегии. Финансовая стратегия в обосновании ключевых финансовых ограничений на принятие инвестиционных и операционных решений.
2. Специфика финансовых решений компаний на развивающихся рынках капитала. Специфика финансовых решений высокотехнологичных компаний, компаний с высокой долей интеллектуального капитала
3. Обоснование рыночной стоимости бизнеса как долгосрочной финансовой цели компании.
4. Концепция управления стоимостью (VBM) и поддерживающие её элементы.
5. Управленческие решения по мотивации персонала и сглаживанию внутрикорпоративных конфликтов на основе концепции управления стоимостью.
6. Факторы, влияющие на рыночную стоимость. Понятие вмененной стоимости и рыночные мультипликаторы (P/E, EV/EBITDA и т.п.).
7. Основные этапы финансового моделирования (прогнозирование темпов роста, прибыльности продаж, потребности в инвестициях и финансировании).
8. Концепция риска и доходности в финансовом менеджменте. Понятие систематического риска, бета-коэффициент как мера систематического риска. Модель САРМ.
9. Спред и индекс эффективности, остаточная прибыль (EVA) как показатели текущей эффективности деятельности с позиции собственников.
10. Показатель свободного денежного потока (FCFF и FCFE), его расчет и прогнозирование.
11. Налоговый щит по заемному капиталу. Учет в финансовых решениях компаний.
12. Влияние рыночных несовершенств на возможность создания стоимости финансовыми решениями (парадокс ММ). Факторы, определяющие уровень заимствования для компаний.
13. Взаимосвязь инвестиционных и финансовых решений в компании. Рекомендации по подбору источников финансирования для инвестиционных решений разного срока и риска.
14. Рекомендации по формированию источников финансирования на разных этапах жизненного цикла компании.
15. Поведение стоимости элементов капитала (заемного и собственного) при изменении финансового рычага. Возможность моделирования стоимости акционерного капитала по модели САРМ: формула Р.Хамады и другие варианты отражения финансового риска в стоимости денег для компании.
16. Модификации САРМ для развивающихся рынков. Премии за страновой риск, риск низкой ликвидности.
17. Моделирование стоимости заимствования для компании (публичной, закрытой). Значимость кредитного рейтинга для моделирования стоимости заимствования. Построение синтетического кредитного рейтинга.
18. Расчет средневзвешенных затрат на капитал для решения различных задач в финансовом менеджменте.
19. Обособленное рассмотрение выгод и недостатков финансовых решений по структуре капитала в модели APV. Понятие финансовой неустойчивости и оценка возникающих прямых и косвенных издержек.
20. Взаимосвязь решений по структуре капитала и по распределению прибыли. Виды дивидендных политик.
21. Факторы, определяющие выбор величины дивидендов. Взаимосвязь рыночной стоимости бизнеса (рыночной капитализации) и дивидендов.
22. Сопоставление инвестиционных решений в рамках органического роста и через сделки слияний и поглощений.
23. Особенности анализа сделок покупки контроля (M&A). Оценка синергии и издержек поглощения.
24. Анализ инвестиционной деятельности компаний, ее инвестиционной активности. Требования к разработке инвестиционной программы и инвестиционного бюджета.
25. Оценка инвестиционных проектов в условиях определенности (ключевые методы оценки) и варианты учета риска.
26. Моделирование инвестиционных затрат и затрат в оборотный капитал в рамках построения финансовой модели инвестиционного проекта.
27. Варианты моделирования текущих издержек по инвестиционным проектам. Метод доли продаж, маржинальной прибыли и др.
28. Сопоставление методов срока окупаемости, NPV, IRR.
29. Применение метода срока окупаемости в анализе инвестиционных проектов компании.
30. Недостатки метода IRR и особенности расчета MIRR.
31. Метод индекса рентабельности (PI) в инвестиционной аналитике.
32. Сопоставление альтернативных проектов с разными сроками жизни, разными инвестиционными затратами. Особенности ранжирования проектов на совершенном рынке и в ситуации лимитированности капитала.
33. Метод анализа чувствительности в инвестиционном анализе (критические точки и вариация параметров).
34. Сценарный метод в инвестиционном анализе.
35. Метод имитационного моделирования в инвестиционном анализе.
36. Учет финансовых решений в оценке инвестиционных проектов (анализ коммерческой эффективности и выгод участия).
37. Понятие реальных опционов. Типичные примеры учета реальных опционов в инвестиционной аналитике.
2. «Анализ финансовой отчетности» и
«Стратегический финансовый анализ»
1. Систематизированная финансовая (бухгалтерская) отчетность как источник информации, используемый для оценки финансового состояния компании.
2. Структура и аналитическая ценность балансового отчета.
3. Структура и аналитическая ценность отчета о прибылях и убытках. Оценка результативности деятельности компании.
4. Структура и аналитическая ценность отчета о движении денежных средств. Оценка достаточности денежных средств.
5. Методика анализа финансового состояния компании: основные направления, базовые оценочные показатели.
6. Анализ имущественного потенциала компании. Основные критерии удовлетворительности структуры баланса.
7. Базовая модель оценки текущей платежеспособности компании. Цель, основные оценочные показатели.
8. Основные направления анализа финансовой устойчивости компании. Оценка риска утраты финансовой устойчивости компании.
9. Характеристика системы показателей финансовой устойчивости компании, методика их расчета. Эффект финансового рычага.
10. Анализ операционного цикла компании. Использование результатов анализа для поддержания платежеспособности.
11. Анализ чистого оборотного капитала. Оценка влияния динамики показателя на платежеспособность предприятия.
12. Методика анализа деловой активности компании. Использование факторного анализа для оценки доходности бизнеса.
13. Общая оценка ключевых показателей эффективности бизнеса. Применение модели Дюпона.
14. Эффект операционного рычага и его влияние на прибыль компании.
15. Анализ формирования и использования чистой прибыли
16. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
17. Система показателей рентабельности продаж и ее использование в анализе доходности деятельности организации
18. Рентабельность собственного капитала и факторы, ее определяющие
19. Анализ активов. Использование результатов анализа для характеристики имущественного положения компании.
20. Анализ рациональности соотношения основных элементов активов и пассивов организации. Использование результатов анализа для характеристики ее финансовой устойчивости.
21. Система показателей ликвидности. Информационная база, назначение, возможности и ограничения анализа коэффициентов ликвидности.
22. Анализ денежных потоков от операционной деятельности коммерческой организации.
23. Анализ доходов и расходов от обычной деятельности
24. Система показателей результативности деятельности компании. Информационная база и методика анализа.
25. Горизонтальный и вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках.
26. Использование системы показателей рентабельности для целей финансового планирования и оценки сбалансированности финансовых бюджетов
27. Анализ и оценка способности компании генерировать денежные потоки от операционной деятельности
28. Понятие и анализ финансовой устойчивости коммерческой организации
29. Бухгалтерская и стоимостная (финансовая) модель анализа. Задачи и содержание стратегического финансового анализа.
30. Модель достижимого роста.
31. Методика формирования прогнозного баланса.
32. Качественные и количественные модели прогнозирования финансовой несостоятельности (дефолта) компании.
33. Отличительные черты сбалансированной системы показателей. Взаимосвязь основных ее проекций.
34. Стратегическая карта в рамках сбалансированной системы показателей: цели, критические факторы успеха, ключевые показатели эффективности.
35. Эффективность внедрения сбалансированной системы показателей.
3. «Оценка бизнеса»
1 Особенности оценки стоимости компании на развивающихся рынках капитала
2 Цели, стандарты и принципы оценки стоимости компании: принцип действующей компании, принцип множественности методов оценки.
3 Факторы, учитываемые при построении алгоритма оценки стоимости компании (бизнеса): этап жизненного цикла, размер, тип инвестора, бизнес-модель.
4 Сравнительный анализ основных подходов и методов оценки стоимости компании.
5 Ключевые корректировки финансовой информации для целей оценки (нормализация финансовой отчетности).
6 Общая характеристика метода дисконтированного денежного потока. Выбор модели финансового денежного потока.
7 Основные этапы оценки стоимости компании методом рыночных сравнений.
8 Анализ завершающего (terminal) потока денежных средств: базовые методы и частные случаи.
9 Общая характеристика модели кумулятивного построения (build-up approach). Определение надбавок за риск при кумулятивном построении ставки дисконтирования.
10 Анализ и планирование потоков денежных средств как этап в методе дисконтирования потоков денежных средств
11 Общая характеристика и основные методы сравнительного подхода к оценке стоимости бизнеса: метод рынка капитала (биржевых котировок), метод сделок, метод отраслевых коэффициентов.
12 Основные этапы оценки стоимости компании методом рыночных сравнений.
13 Подходы к выбору компаний-аналогов.
14 Ключевые рыночные мультипликаторы, используемые при оценке стоимости бизнеса.
15 Затратный подход к оценке стоимости компании: достоинства и ограничения.
16 Метод ликвидационной стоимости: общая характеристика и особенности его применения.
17 Премия за размер компании: подходы к оценке.
18 Премия за ликвидность компании: подходы к оценке и факторы, влияющие на ликвидность компании.