Процесс оценки бизнеса. Его основные характеристики и этапы
«Оценка» - процесс, который следует определенному алгоритму и независим от конкретных характеристик тех или иных объекта и субъекта оценки.
Основными характеристиками оценочного процесса являются:
• упорядоченность: этапы оценки реализуются в определенной последовательности;
• целенаправленность: приоритет отдается цели оценки.
Данные характеристики указывают на системность процесса оценки. Особенность оценки: она является стоимостной.
Любая стоимостная оценка осуществляется на конкретную дату, называемую датой оценки.
Процесс оценки независимо от специфики объекта оценки состоит из следующих семи этапов:
1. Постановка задачи. включает в себя: предварительное ознакомление с объектом оценки, его идентификация, выявление предмета оценки, согласование с заказчиком цели и назначения (функции) оценки, а также даты оценки; составление календарного плана оценки; проведение калькуляции затрат, определяющей вознаграждение Оценщика; подписание с Заказчиком договора на оценку.
2. Сбор, проверка и анализ информации (должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности)
3. Преобразование финансовой отчетности (инфляционная корректировка, нормализация и трансформация), анализ финансового состояния предприятия.
4. Выбор подходов и методов оценки и проведение необходимых расчетов.
5. Согласование результатов и подготовка итогового заключения о стоимости.
6. Подготовка (оформление) отчета об оценке.
7. Представление отчета Заказчику и его защита.
! При определении Рыночной стоимости два принципа – замещения (расчетливый и осведомленный покупатель не заплатит за объект собственности больше, чем он может заплатить за другую собственность эквивалентного качества и ползности. и НЭИ – (Принцип НЭИ - выделяет такое использование предприятия, которое обеспечит наивысшую текущую стоимость объекту собственности на дату оценки, т. е. использование, выбранное из ряда альтернативных вариантов, которое одновременно:
технически (физически) осуществимо,
юридически допустимо,
финансово обоснованно и
приводит оцениваемое имущество к его наивысшей стоимости (в т. ч. земельный участок - ЗУ, на котором находится предприятие).
)закладываются в основу каждого подхода независимо от используемой концепции.
Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный (имущественный), сравнительный (рыночный) и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода. Оценщик вправе самостоятельно определять конкретные методы оценки в рамках применения каждого из подходов.
Подходы к оценке бизнеса:
• Доходный подход - наиболее приемлем для оценки бизнеса. Методы: 1)метод капитализации дохода 2)метод дисконтирования будущих доходов 3)метод капитализации избыточной прибыли.
• Сравнительный подход особенно эффективен в случае существования активного рынка сопоставимых объектов собственности. Методы: 1)метод рынка капитала 2)метод сделок 3)метод отраслевых коэффициентов.
• Затратный подход – основан на анализе реально существующих активов. Методы:1)метод откорректированной балансовой стоимости 2) Метод чистых активов 3)метод ликвидационной стоимости 4)метод стоимости замещения.
Обычно используют сочетание двух-трех методов, наиболее подходящих для данной конкретной ситуации.
Каждый из подходов классифицируется по трем позициям:
• Концептуальность – выразителем и носителем какой концепции является тот или иной подход;
• Точка зрения – выразителем чьей позиции в формировании стоимости является тот или иной подход;
• Временной фактор – с информацией какого периода времени работает оценщик, применяя тот или иной подход.
Итоговые корректировки в оценке бизнеса:
• Корректировка на неконтрольный пакет акций. Это уменьшение стоимости акций, поскольку одна акция, входящая в миноритарный (неконтрольный) пакет, стоит меньше акции в составе контрольного пакета. Скидка на неконтрольный пакет может варьировать в пределах от 33% до 50%, а иногда и более.
• Корректировка на низкую ликвидность. Высокая ликвидность увеличивает стоимость акций, низкая - снижает ее по сравнению со стоимостью акций аналогичных компаний, акции которых активно обращаются.
В отечественной оценочной практике размер данной корректировки обычно варьирует от 10% до 30%.
Завершающим этапом оценки является согласование результатов, полученных различными методами примененных подходов. Самым предпочтительным вариантом согласования считается взвешенное усреднение, для чего необходимо проведение количественного и качественного анализа, учитывающего следующие факторы: Цель оценки, Количество и качество данных, Характер бизнеса и его активов;
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Проблемы: подбор экспертов, проведение опроса экспертов, обработка результатов опроса, организация процедур экспертизы.
Процедура согласования как задача принятия решения, в которой альтернативами являются подходы оценки бизнеса. Для получения весов этих подходов необходимо выбрать критерии оценки альтернатив. Схема метода анализа иерархий (МАИ) – математическая процедура для иерархического представления элементов, определяющих суть любой проблемы. Метод состоит в декомпозиции проблемы на все более простые составляющие части и дальнейшей обработке последовательных суждений оценщика по парным сравнениям. В результате может быть выражена относительная степень (интенсивность) взаимодействия элементов в иерархии. Эти суждения затем выражаются численно