Методы оперативной диагностики

Оперативная диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия служит базой для принятия текущих, оперативных управленческих решений. Она отслеживает и оце­нивает ключевые сферы деятельности предприятия и прежде всего анализирует финансовое состояние, безубыточность, материальные и информационные потоки, оценивает риск и вырабатывает рекомендации по управлению рисками.

Одна из ключевых задач, решаемых службой контроллинг на предприятии, — это анализ и диагностика финансового состояния предприятия.

Анализ финансового состояния позволяет определить, на­сколько устойчиво предприятие, способно ли оно своевремен­но расплатиться со своими кредиторами, какую прибыль оно получило и почему. Финансовое состояние предприятия взаи­мосвязано со всеми сторонами его хозяйственной деятельности, поэтому при анализе финансового состояния необходима тщательная проверка этапов производства, связанных с процессом заготовки сырья и материалов, изготовлением и реализацией продукции, а также взаимоотношений с бюджетом, банками, поставщиками и покупателями.

Цель финансового анализа — оценка прошлой деятельности предприятия, его положения на данный момент и его будущего потенциала.

Финансовое состояние предприятия необходимо рассматривать в такой последовательности:

1) отражение в балансе средств предприятия;

2) распределение прибыли;

3) образование и использование фондов экономического стимулирования;

4) наличие собственных оборотных и приравниваемых ним средств;

5) состояние и использование оборотных средств;

6) оборачиваемость оборотных средств.

Вся статистическая информация, собираемая в балансах и на любых иных счетах, подлежит внимательному изучению и анализу, позволяющему определить состояние дел и возможные пути развития предприятия.

Взаимосвязь и взаимозависимость наиболее важных из пред­ставленных выше показателей хорошо иллюстрируются при по­мощи "пирамиды показателей" (рис.44).

Методы оперативной диагностики - student2.ru

Пирамида показателей помогает выявить рычаги управления эффективностью деятельности предприятия. Например, для того чтобы увеличить рентабельность собственных средств, можно либо увеличивать эффективность использования капитала в це­лом, либо наращивать долю заемных средств. Второй путь может оказаться рискованным, поскольку предприятие должно пога­сить свои долги, а следовательно, наращивать заемные средства можно лишь до определенного предела. Для увеличения рента­бельности капитала существует два основных пути: первый — уве­личение рентабельности деятельности за счет увеличения цен и снижения затрат, второй — ускорение оборачиваемости активов.

Таким образом, при помощи пирамиды показателей кон­троллер может не только сделать выводы о финансовом со­стоянии предприятия в настоящий момент, но и предложить пути решения имеющихся проблем, выявить благоприятные неблагоприятные тенденции.

Одной из важнейших задач контроллера на предприятии является своевременное выявление "узких мест" в финансовом положении предприятия и отслеживание "слабых сигналов" о наступлении банкротства.

Для предсказания банкротства используют показатель, на­зываемый Z-счетом Альтмана, который рассчитывается на основ баланса предприятия и отчета о финансовых результатах, а также рыночной стоимости обычных и привилегированных акций:

Z = 1,2×К1 + 1,4× К2 + 3,3× К3 + 0,6× К4 + 0,999 × К5,

где К1 = Методы оперативной диагностики - student2.ru Методы оперативной диагностики - student2.ru

К2 = Методы оперативной диагностики - student2.ru Методы оперативной диагностики - student2.ru

К3 = Методы оперативной диагностики - student2.ru Методы оперативной диагностики - student2.ru

К4 = Методы оперативной диагностики - student2.ru Методы оперативной диагностики - student2.ru

К5 = Методы оперативной диагностики - student2.ru Методы оперативной диагностики - student2.ru

По рассчитанному значению Z-счета можно сделать выводы о степени вероятности банкротства:

Значение Z-счета Вероятность банкротства

До 1,80 Очень высокая

От 1,81 до 2,70 Высокая

От 2,71 до 2,90 Существует возможность

2,91 и выше Очень низкая

Существуют и другие п р и з н а к и возможного бан­кротства :

• падение рыночной стоимости ценных бумаг фирмы;

• неспособность погашения просроченных обязательств;

• высокий уровень конкуренции и вызванное ею пониже­ние цен на продукцию без соответствующего снижения издержек производства.

Важный аспект диагностики предприятий — анализ инфор­мационных потоков, он помогает контроллеру понять механизм работы предприятия. В процессе изучения информационных связей и информационных потоков служба контроллинга изу­чает процессы возникновения, движения и обработки инфор­мации, а также направленность и интенсивность документо­оборота на предприятии.

Цель анализа информационных потоков на предприятии — выявление мест дублирования избытка и недостатка информа­ции, причин ее сбоев и задержек.

Наиболее распространенный и, по-видимому, самый прак­тичный метод анализа информационных потоков — составле­ние графиков информационных потоков. Но для построения графиков информационных потоков следует знать (или вырабо­тать самим) определенные правила их составления и условные обозначения отдельных элементов.

Каждая организация может сама установить правила состав­ления графиков информационных потоков, но все же рекомен­дуем не пренебрегать опытом других и ознакомиться с сущест­вующими методиками.

Каждый информационный поток— единичное перемещение информации — имеет следующие признаки:

документ (на чем физически содержится информация);

проблематику (к какой сфере деятельности предприятия относится информация: к закупкам, к сбыту продукции, к закрытию месяца и получению сводных затрат, к планирова­нию и т. д.);

исполнителя (человека, который эту информацию передает);периодичность (частота передачи ежемесячно, ежекварталь­но, ежедневно и т. д.).

Кроме этого, на предприятии существуют два основ­ных уровня детализации информационных потоков:

• на уровне всего предприятия, где детализация произво­дится до уровня цеха (подразделения), т. е. информация передается между цехами и службами предприятия;

• на уровне цеха (подразделения) предприятия, где детали­зация производится до уровня рабочего места, т. е. ин­формация передается между работниками цеха и связан­ных с цехом служб.

Соблюдение единых правил дает возможность аналитической службе разговаривать на одном языке с остальными участниками процесса анализа информационных потоков (финансово-эконо­мическими службами, отделом автоматизации и др.), оперировать в одном формате данных. На уровне предприятия целесообразно строить графики информационных потоков по отдельным про­блемам, так как количество информационных потоков (связей) очень велико, поэтому трудно выявить алгоритм. На уровне же отдельных цехов допускается построение общего графика инфор­мационных потоков по всем проблемам, так как здесь количество потоков (связей) не слишком велико. Ну а если и на этом уровне информационных потоков много, то необходимо построить от­дельный график по каждой проблеме.

Пример графика информационных потоков цеха производ­ственного предприятия приведен на рис. 48.

Методы оперативной диагностики - student2.ru

К графику информационных потоков прилагают описание, расшифровку информационных связей на предприятии или в подразделении.

Составленный график информационных потоков имеет су­щественный недостаток — большое количество информацион­ных связей затрудняет его чтение и анализ, но именно анализ ин­формационных потоков и являлся целью составления графика.

Поэтому в современных условиях наибольшей популярно­стью пользуются графики, изображающие не статические связи между отделами, а поток документов, связанный с выполнени­ем какой-то определенной рабочей задачи. Такие графики ин­формационных потоков похожи на сетевые графики, которые активно используются уже более двух десятилетий для плани­рования сложных научно-технических проектов. Составление таких «квазисетевых» графиков тесно увязано с теорией реин­жиниринга бизнес-процессов — самой популярной теорией управления компаниями в последние годы.

Бизнес-процесс — это последовательность работ, направленных на решение одной из задач предприятия, напри­мер, материально-техническое снабжение, планирование. Анализ бизнес-процессов позволяет выявить и устранить "узкие места" в информационных потоках предприятия: устра­нение риска неполной, неточной информации, дублирования информации. Но помимо этих рисков, существуют и другие факторы, угрожающие нормальному функционированию пред­приятия. Поэтому только лишь оптимизации информационных потоков недостаточно: необходим комплексный и универсаль­ный подход к управлению рисками предприятия.

Вследствие нестабильности и непредсказуемости современ­ной экономической ситуации одной из важнейших задач кон­троллинга является оценка и управление рисками предприятия.

Риск— возможность возникновения неблагоприятных си­туаций в ходе реализации планов и выполнения бюджетов предприятия. В экономике существуют две наиболее распро­страненные точки зрения на сущность риска:

• риск как возможность потерь в форме фактических убытков или упущенной выгоды;

• риск как степень нестабильности, непредсказуемости ис­ходов.

В целом трактовка риска зависит от личностных особенностей руководителя и контроллера, от обстоятельств, в которых прини­мается решение, от финансовых возможностей предприятия и др.

Понимание сущности риска связано с определением функ­ций, выполняемых при осуществлении хозяйственной деятель­ности в условиях неопределенности. К числу таких функций относятся регулирующая и защитная.

Регулирующая функция рискаможет выступать в двух формах — конструктивной и деструктивной. Конструк­тивность риска проявляется в том, что при осуществлении экономических задач он выполняет роль своеобразного катализа­тора, так как стимулирует активность, устремленность в будущее, поиск новаторских решений. Деструктивность риска состоит в том, что принятие и реализация решений с необоснованно высоким риском являются авантюризмом. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фактора, мешаю­щего реализации намеченных целей.

Защитная функция рискаимеет также два аспекта: историче­ский и социально-правовой. И с т о р и ч е с к и й аспект — с начала развития цивилизации люди ищут средства и формы за­щиты от нежелательных последствий своей или чужой деятельно­сти; в современных условиях такая предусмотрительность прояв­ляется в форме выработки мер управления риском (страхова­ние, перераспределение рисков). Социально-правовой аспект защитной функции состоит в признании права нова­тора на риск: инициативным, предприимчивым людям нужны защита и гарантии, исключающие в случае неудачи наказание работника, который пошел на риск. Помимо гарантий, необходимо стимулирование разумного риска, поддержка новаторских идей.

Риски могут быть чистыми и спекулятивными. Спекуля­тивный риск может привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям (примером может служить спрос на продукцию, он может оказаться выше или ниже запланированного значения). Чистый риск может привести только к поте­рям (например, риск потери или ущерба имущества).

Подробная классификация рисков представлена на рис. 51.

Методы оперативной диагностики - student2.ru Используя классификацию рисков, можно составить пере­чень рисков и определить, какими факторами они вызваны.

Риски могут быть вызваны следующими причинами:

отсутствием полной информации (в этом случае предпри­ниматель старается получить необходимые сведения, а если это невозможно — руководствуется интуицией);

случайностью;

противодействием.

Выявив риски, можно перейти к следующему этапу — их анализу и оценке.

Анализ рисковможет быть качественным и количественным. Качественный анализ занимается выявлением факто­ров, областей и видов рисков. Количественный анализ риска позволяет в численной форме оценить размеры от­дельных рисков и риска проекта в целом. Существует множест­во методов количественного анализа рисков:

• метод аналогий;

• анализ чувствительности;

• анализ сценариев;

• метод Монте-Карло;

• экспертные методы.

Это самые распространенные методы количественного ана­лиза, рассмотрим их подробнее.

Метод аналогий заключается в использовании ин­формации о других (ранее выполненных) проектах, о деятель­ности конкурентов и т. п. Однако, если деятельность предпри­ятия является уникальной, такой информации может и не быть.

Для оценки степени устойчивости планов к различным рис­кам проводится анализ чувствительности: например, как изменятся прибыль, денежные потоки, чистая текущая стоимость проекта, если объем реализации окажется ниже за­планированного на 10 или на 20%? Что произойдет, если повы­сятся цены на основные используемые ресурсы? Такой анализ легко провести при помощи электронных таблиц, а оформить его можно, например, так, как показано в табл. 46.

Таблица 46 Анализ чувствительности

Фактор риска Объем реализации (от плана)
100% 90% 80% 70% 60%
Суммарная прибыль за период          
Рентабельность капитала          
Окупаемость          
Чистая приведенная стоимость          
Внутренняя норма рентабельности          
Себестоимость единицы продукции          
(Перечисляются все основные пока­затели проекта)          

В ходе анализа чувствительности можно "ощупью" найти предельные значения факторов риска, при которых результаты еще остаются приемлемыми (например, какой объем продаж обеспечит нулевую чистую приведенную стоимость).

Анализ чувствительности помогает определить:

• факторы, наиболее сильно влияющие на результаты дея­тельности предприятия (а следовательно, требующие наиболее пристального внимания);

• варианты достижения поставленных целей, наиболее ус­тойчивые к рискам.

Анализ сценариев предполагает составление полного перечня всех возможных вариантов развития событий и оценку вероятности осуществления каждого из них. Достоинство метода — возможность учета корреляции между разными рисками и оценки одновременного влияния нескольких факторов риска на результаты проекта (метод ориентирован на специфику конкрет­ного предприятия). Поскольку заранее оценить распределение ве­роятностей сложно, используют упрощенный подход: определяют для каждого ключевого показателя три значения — оптимистиче­ское (Хо), пессимистическое (Хп) и наиболее вероятное (Хв). Ма­тематическое ожидание в этом случае рассчитывают по формуле: Е(Х) = Методы оперативной диагностики - student2.ru

Метод Монте-Карло — метод формализованного описания риска, наиболее полно отражающий всю гамму неопре­деленностей, с которыми может столкнуться предприятие. В осно­ве метода — анализ большого количества случайных сценариев. Его наименование происходит от города, где расположены многочисленные игорные заведения. На практике для расчетов по методу Монте-Карло используют специальные компьютер­ные программы.

Алгоритм расчета по методу Монте-Карло следующий:

• построение имитационной модели, отражающей зависи­мость результатов деятельности предприятия от исходных условий;

• выявление ключевых факторов риска;

• нахождение параметров вероятностного распределения факторов риска и выявление корреляционной зависимо­сти между этими параметрами;

• генерирование множества случайных сценариев (при по­мощи компьютера) и расчет результатов для каждого сценария;

• статистический анализ результатов (нахождение матема­тического ожидания результата, среднеквадратического отклонения и т. д.).

Экспертные методы предполагают использование мнений специалистов-экспертов для оценки вероятностей про­явления рисков, а также значимости каждого риска для резуль­татов проекта. На основе экспертных оценок рассчитывают комплексный показатель риска (в баллах), например: R = S Wі × рі

где R — степень рискованности проекта; і — количество рис­ков; W — значимость риска для результатов проекта; р — веро­ятность проявления риска.

Чем больше показатель R, тем рискованнее проект.

По окончании анализа риска отдел контроллинга разраба­тывает меры по управлению риском.

Методы управления рискомможно разделить на следующие группы:

• получение дополнительной информации;

• распределение риска между участниками проекта;

• страхование риска (имущественное, от несчастных случаев);

• резервирование средств (создание денежных резервов на покрытие непредвиденных расходов, создание резервных запасов материальных средств и др.);

• диверсификация (вложение средств в различные проекты с разными характеристиками рисков);

• меры активного воздействия на факторы риска (напри­мер, входной контроль качества, инвестиции в создание системы качества у поставщиков и др.).

Итак, целью анализа и оценки рисков в контроллинге явля­ется выработка оптимальных управленческих решений.

Наши рекомендации