Методы оперативной диагностики
Оперативная диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия служит базой для принятия текущих, оперативных управленческих решений. Она отслеживает и оценивает ключевые сферы деятельности предприятия и прежде всего анализирует финансовое состояние, безубыточность, материальные и информационные потоки, оценивает риск и вырабатывает рекомендации по управлению рисками.
Одна из ключевых задач, решаемых службой контроллинг на предприятии, — это анализ и диагностика финансового состояния предприятия.
Анализ финансового состояния позволяет определить, насколько устойчиво предприятие, способно ли оно своевременно расплатиться со своими кредиторами, какую прибыль оно получило и почему. Финансовое состояние предприятия взаимосвязано со всеми сторонами его хозяйственной деятельности, поэтому при анализе финансового состояния необходима тщательная проверка этапов производства, связанных с процессом заготовки сырья и материалов, изготовлением и реализацией продукции, а также взаимоотношений с бюджетом, банками, поставщиками и покупателями.
Цель финансового анализа — оценка прошлой деятельности предприятия, его положения на данный момент и его будущего потенциала.
Финансовое состояние предприятия необходимо рассматривать в такой последовательности:
1) отражение в балансе средств предприятия;
2) распределение прибыли;
3) образование и использование фондов экономического стимулирования;
4) наличие собственных оборотных и приравниваемых ним средств;
5) состояние и использование оборотных средств;
6) оборачиваемость оборотных средств.
Вся статистическая информация, собираемая в балансах и на любых иных счетах, подлежит внимательному изучению и анализу, позволяющему определить состояние дел и возможные пути развития предприятия.
Взаимосвязь и взаимозависимость наиболее важных из представленных выше показателей хорошо иллюстрируются при помощи "пирамиды показателей" (рис.44).
Пирамида показателей помогает выявить рычаги управления эффективностью деятельности предприятия. Например, для того чтобы увеличить рентабельность собственных средств, можно либо увеличивать эффективность использования капитала в целом, либо наращивать долю заемных средств. Второй путь может оказаться рискованным, поскольку предприятие должно погасить свои долги, а следовательно, наращивать заемные средства можно лишь до определенного предела. Для увеличения рентабельности капитала существует два основных пути: первый — увеличение рентабельности деятельности за счет увеличения цен и снижения затрат, второй — ускорение оборачиваемости активов.
Таким образом, при помощи пирамиды показателей контроллер может не только сделать выводы о финансовом состоянии предприятия в настоящий момент, но и предложить пути решения имеющихся проблем, выявить благоприятные неблагоприятные тенденции.
Одной из важнейших задач контроллера на предприятии является своевременное выявление "узких мест" в финансовом положении предприятия и отслеживание "слабых сигналов" о наступлении банкротства.
Для предсказания банкротства используют показатель, называемый Z-счетом Альтмана, который рассчитывается на основ баланса предприятия и отчета о финансовых результатах, а также рыночной стоимости обычных и привилегированных акций:
Z = 1,2×К1 + 1,4× К2 + 3,3× К3 + 0,6× К4 + 0,999 × К5,
где К1 =
К2 =
К3 =
К4 =
К5 =
По рассчитанному значению Z-счета можно сделать выводы о степени вероятности банкротства:
Значение Z-счета Вероятность банкротства
До 1,80 Очень высокая
От 1,81 до 2,70 Высокая
От 2,71 до 2,90 Существует возможность
2,91 и выше Очень низкая
Существуют и другие п р и з н а к и возможного банкротства :
• падение рыночной стоимости ценных бумаг фирмы;
• неспособность погашения просроченных обязательств;
• высокий уровень конкуренции и вызванное ею понижение цен на продукцию без соответствующего снижения издержек производства.
Важный аспект диагностики предприятий — анализ информационных потоков, он помогает контроллеру понять механизм работы предприятия. В процессе изучения информационных связей и информационных потоков служба контроллинга изучает процессы возникновения, движения и обработки информации, а также направленность и интенсивность документооборота на предприятии.
Цель анализа информационных потоков на предприятии — выявление мест дублирования избытка и недостатка информации, причин ее сбоев и задержек.
Наиболее распространенный и, по-видимому, самый практичный метод анализа информационных потоков — составление графиков информационных потоков. Но для построения графиков информационных потоков следует знать (или выработать самим) определенные правила их составления и условные обозначения отдельных элементов.
Каждая организация может сама установить правила составления графиков информационных потоков, но все же рекомендуем не пренебрегать опытом других и ознакомиться с существующими методиками.
Каждый информационный поток— единичное перемещение информации — имеет следующие признаки:
документ (на чем физически содержится информация);
проблематику (к какой сфере деятельности предприятия относится информация: к закупкам, к сбыту продукции, к закрытию месяца и получению сводных затрат, к планированию и т. д.);
исполнителя (человека, который эту информацию передает);периодичность (частота передачи ежемесячно, ежеквартально, ежедневно и т. д.).
Кроме этого, на предприятии существуют два основных уровня детализации информационных потоков:
• на уровне всего предприятия, где детализация производится до уровня цеха (подразделения), т. е. информация передается между цехами и службами предприятия;
• на уровне цеха (подразделения) предприятия, где детализация производится до уровня рабочего места, т. е. информация передается между работниками цеха и связанных с цехом служб.
Соблюдение единых правил дает возможность аналитической службе разговаривать на одном языке с остальными участниками процесса анализа информационных потоков (финансово-экономическими службами, отделом автоматизации и др.), оперировать в одном формате данных. На уровне предприятия целесообразно строить графики информационных потоков по отдельным проблемам, так как количество информационных потоков (связей) очень велико, поэтому трудно выявить алгоритм. На уровне же отдельных цехов допускается построение общего графика информационных потоков по всем проблемам, так как здесь количество потоков (связей) не слишком велико. Ну а если и на этом уровне информационных потоков много, то необходимо построить отдельный график по каждой проблеме.
Пример графика информационных потоков цеха производственного предприятия приведен на рис. 48.
К графику информационных потоков прилагают описание, расшифровку информационных связей на предприятии или в подразделении.
Составленный график информационных потоков имеет существенный недостаток — большое количество информационных связей затрудняет его чтение и анализ, но именно анализ информационных потоков и являлся целью составления графика.
Поэтому в современных условиях наибольшей популярностью пользуются графики, изображающие не статические связи между отделами, а поток документов, связанный с выполнением какой-то определенной рабочей задачи. Такие графики информационных потоков похожи на сетевые графики, которые активно используются уже более двух десятилетий для планирования сложных научно-технических проектов. Составление таких «квазисетевых» графиков тесно увязано с теорией реинжиниринга бизнес-процессов — самой популярной теорией управления компаниями в последние годы.
Бизнес-процесс — это последовательность работ, направленных на решение одной из задач предприятия, например, материально-техническое снабжение, планирование. Анализ бизнес-процессов позволяет выявить и устранить "узкие места" в информационных потоках предприятия: устранение риска неполной, неточной информации, дублирования информации. Но помимо этих рисков, существуют и другие факторы, угрожающие нормальному функционированию предприятия. Поэтому только лишь оптимизации информационных потоков недостаточно: необходим комплексный и универсальный подход к управлению рисками предприятия.
Вследствие нестабильности и непредсказуемости современной экономической ситуации одной из важнейших задач контроллинга является оценка и управление рисками предприятия.
Риск— возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе реализации планов и выполнения бюджетов предприятия. В экономике существуют две наиболее распространенные точки зрения на сущность риска:
• риск как возможность потерь в форме фактических убытков или упущенной выгоды;
• риск как степень нестабильности, непредсказуемости исходов.
В целом трактовка риска зависит от личностных особенностей руководителя и контроллера, от обстоятельств, в которых принимается решение, от финансовых возможностей предприятия и др.
Понимание сущности риска связано с определением функций, выполняемых при осуществлении хозяйственной деятельности в условиях неопределенности. К числу таких функций относятся регулирующая и защитная.
Регулирующая функция рискаможет выступать в двух формах — конструктивной и деструктивной. Конструктивность риска проявляется в том, что при осуществлении экономических задач он выполняет роль своеобразного катализатора, так как стимулирует активность, устремленность в будущее, поиск новаторских решений. Деструктивность риска состоит в том, что принятие и реализация решений с необоснованно высоким риском являются авантюризмом. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фактора, мешающего реализации намеченных целей.
Защитная функция рискаимеет также два аспекта: исторический и социально-правовой. И с т о р и ч е с к и й аспект — с начала развития цивилизации люди ищут средства и формы защиты от нежелательных последствий своей или чужой деятельности; в современных условиях такая предусмотрительность проявляется в форме выработки мер управления риском (страхование, перераспределение рисков). Социально-правовой аспект защитной функции состоит в признании права новатора на риск: инициативным, предприимчивым людям нужны защита и гарантии, исключающие в случае неудачи наказание работника, который пошел на риск. Помимо гарантий, необходимо стимулирование разумного риска, поддержка новаторских идей.
Риски могут быть чистыми и спекулятивными. Спекулятивный риск может привести как к положительным, так и к отрицательным последствиям (примером может служить спрос на продукцию, он может оказаться выше или ниже запланированного значения). Чистый риск может привести только к потерям (например, риск потери или ущерба имущества).
Подробная классификация рисков представлена на рис. 51.
Используя классификацию рисков, можно составить перечень рисков и определить, какими факторами они вызваны.
Риски могут быть вызваны следующими причинами:
отсутствием полной информации (в этом случае предприниматель старается получить необходимые сведения, а если это невозможно — руководствуется интуицией);
случайностью;
противодействием.
Выявив риски, можно перейти к следующему этапу — их анализу и оценке.
Анализ рисковможет быть качественным и количественным. Качественный анализ занимается выявлением факторов, областей и видов рисков. Количественный анализ риска позволяет в численной форме оценить размеры отдельных рисков и риска проекта в целом. Существует множество методов количественного анализа рисков:
• метод аналогий;
• анализ чувствительности;
• анализ сценариев;
• метод Монте-Карло;
• экспертные методы.
Это самые распространенные методы количественного анализа, рассмотрим их подробнее.
Метод аналогий заключается в использовании информации о других (ранее выполненных) проектах, о деятельности конкурентов и т. п. Однако, если деятельность предприятия является уникальной, такой информации может и не быть.
Для оценки степени устойчивости планов к различным рискам проводится анализ чувствительности: например, как изменятся прибыль, денежные потоки, чистая текущая стоимость проекта, если объем реализации окажется ниже запланированного на 10 или на 20%? Что произойдет, если повысятся цены на основные используемые ресурсы? Такой анализ легко провести при помощи электронных таблиц, а оформить его можно, например, так, как показано в табл. 46.
Таблица 46 Анализ чувствительности
Фактор риска | Объем реализации (от плана) | ||||
100% | 90% | 80% | 70% | 60% | |
Суммарная прибыль за период | |||||
Рентабельность капитала | |||||
Окупаемость | |||||
Чистая приведенная стоимость | |||||
Внутренняя норма рентабельности | |||||
Себестоимость единицы продукции | |||||
(Перечисляются все основные показатели проекта) |
В ходе анализа чувствительности можно "ощупью" найти предельные значения факторов риска, при которых результаты еще остаются приемлемыми (например, какой объем продаж обеспечит нулевую чистую приведенную стоимость).
Анализ чувствительности помогает определить:
• факторы, наиболее сильно влияющие на результаты деятельности предприятия (а следовательно, требующие наиболее пристального внимания);
• варианты достижения поставленных целей, наиболее устойчивые к рискам.
Анализ сценариев предполагает составление полного перечня всех возможных вариантов развития событий и оценку вероятности осуществления каждого из них. Достоинство метода — возможность учета корреляции между разными рисками и оценки одновременного влияния нескольких факторов риска на результаты проекта (метод ориентирован на специфику конкретного предприятия). Поскольку заранее оценить распределение вероятностей сложно, используют упрощенный подход: определяют для каждого ключевого показателя три значения — оптимистическое (Хо), пессимистическое (Хп) и наиболее вероятное (Хв). Математическое ожидание в этом случае рассчитывают по формуле: Е(Х) =
Метод Монте-Карло — метод формализованного описания риска, наиболее полно отражающий всю гамму неопределенностей, с которыми может столкнуться предприятие. В основе метода — анализ большого количества случайных сценариев. Его наименование происходит от города, где расположены многочисленные игорные заведения. На практике для расчетов по методу Монте-Карло используют специальные компьютерные программы.
Алгоритм расчета по методу Монте-Карло следующий:
• построение имитационной модели, отражающей зависимость результатов деятельности предприятия от исходных условий;
• выявление ключевых факторов риска;
• нахождение параметров вероятностного распределения факторов риска и выявление корреляционной зависимости между этими параметрами;
• генерирование множества случайных сценариев (при помощи компьютера) и расчет результатов для каждого сценария;
• статистический анализ результатов (нахождение математического ожидания результата, среднеквадратического отклонения и т. д.).
Экспертные методы предполагают использование мнений специалистов-экспертов для оценки вероятностей проявления рисков, а также значимости каждого риска для результатов проекта. На основе экспертных оценок рассчитывают комплексный показатель риска (в баллах), например: R = S Wі × рі
где R — степень рискованности проекта; і — количество рисков; W — значимость риска для результатов проекта; р — вероятность проявления риска.
Чем больше показатель R, тем рискованнее проект.
По окончании анализа риска отдел контроллинга разрабатывает меры по управлению риском.
Методы управления рискомможно разделить на следующие группы:
• получение дополнительной информации;
• распределение риска между участниками проекта;
• страхование риска (имущественное, от несчастных случаев);
• резервирование средств (создание денежных резервов на покрытие непредвиденных расходов, создание резервных запасов материальных средств и др.);
• диверсификация (вложение средств в различные проекты с разными характеристиками рисков);
• меры активного воздействия на факторы риска (например, входной контроль качества, инвестиции в создание системы качества у поставщиков и др.).
Итак, целью анализа и оценки рисков в контроллинге является выработка оптимальных управленческих решений.