Источники финансирования инноваций.

Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки.
Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.

В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

По видам собственности источники финансирования делятся на:

- государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

- инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

На уровне государства источниками финансирования являются:

- собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов,

- привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем,

- заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

На уровне предприятия источниками финансирования являются:

- собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);

- привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;

- заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

Наиболее распространенными источниками прямого финансирования инновационных проектов являются (рис. 11.2):

a) банковский кредит;

b) средства от эмиссии ценных бумаг;

c) сторонние инвестиции под создание отдельного предприятия для реализации проекта;

d) средства от продажи или сдачи в аренду свободных активов;

e) инновационный кредит;

f) доходы от краткосрочных проектов (для финансирования долгосрочных);

g) собственные средства фирмы (прибыль, амортизационный фонд);

h) средства, полученные под заклад имущества;

i) доходы от продажи патентов, лицензий;

j) факторинг;

k) форфейтинг.

источники финансирования инноваций. - student2.ru

Рисунок 11.2 – Источники прямого финансирования инновационных проектов

Структура годового плана инноваций.

Разработка концепции и идеи проекта. Концепция инновационного проекта должна определять варианты его реализации, формировать основные цели и ожидаемые конечные результаты, оценивать конкурентоспособность и перспективность результатов проекта, а также возможную эффективность инновационного проекта. В процессе разработки концепции инновационного проекта можно выделить следующие этапы: формирование инновационной идеи и постановка цели проекта, маркетинговые исследования идеи проекта, структуризация проекта, анализ риска и неопределенности, выбор варианта реализации проекта.

Формирование инновационной идеи и постановка цели проекта. Возникновение инновационной идеи является отправной точкой, с которой начинается разработка инновационного проекта. Формирование инновационной идеи рассматривается с двух позиций. С одной стороны, инновационная идея составляет основу, суть инновационного проекта, находящую отражение в постановке генеральной (конечной) цели проекта (идея создания нового продукта или услуги, идея организационных преобразований в отрасли, регионе, на действующем предприятии и т.п.). С другой стороны, под формированием инновационной идеи понимается задуманный план действий, т.е. способы или пути достижения цели проекта. Уже на этом этапе определяются альтернативные варианты решения проблемы. Идея может возникнуть спонтанно или являться результатом длительного процесса, она может быть результатом коллективной экспертизы или индивидуального анализа.

К методам генерирования и формирования инновационных идей относятся хорошо известные методы экспертных оценок, такие, как методы выявления мнений (метод интервью; метод анкетирования – выборочных опросов; написание сценария и т.д.) и творческие методы («мозговая атака»; морфологический анализ; метод Дельфи и т.д.).

Структуризация инновационного проекта. Установленные на предыдущих этапах целевые параметры проекта являются основой для формирования перечня проектных мероприятий по достижению конечной цели проекта. Для определения состава необходимых мероприятий конечные цели предварительно структурируются, т.е. разбиваются на составные элементы. Практика показала, что в структуризации проекта необходимо различать две разновидности функциональную и проблемную.

Маркетинговые исследования идеи проекта. Параллельно с формированием инновационной идеи проекта проводятся ее маркетинговые исследования. Целью этого этапа является определение сферы влияния проекта на развитие народного хозяйства и, как следствие, количественное уточнение цели проекта и задач по отдельным периодам. Конечные цели и задачи инновационного проекта не всегда могут быть установлены в виде конкретных количественных показателей на стадии выбора и обоснования проблемы (инновационной идеи). Поэтому собственно разработка проекта должна начинаться с количественного уточнения конечной цели проекта и установления промежуточных задач ее реализации по отдельным временным периодам для различных вариантов реализации.

Анализ риска и неопределенности. Одной из наиболее существенных особенностей инновационных проектов является то, что выполнение проектов осуществляется в условиях риска и неопределенности. Эти факторы подлежат учету в расчетах эффективности, если при разных возможных условиях реализации затраты и результаты по проекту различны. Результат анализа рисков при разработке инновационного проекта выражается в определении вероятности реализации альтернативных вариантов.

Выбор варианта реализации инновационного проекта. Выбор из альтернативных вариантов инновационного проекта самого жизнеспособного представляет собой одну из наиболее ответственных процедур разработки проекта.

Для оценки эффективности инновационных проектов используется система показателей, установленная Методическими рекомендациями по оценке эффективности инновационных проектов и их отбору для финансирования. Для учета неопределенности условий реализации варианта проекта рассчитываются показатели ожидаемого интегрального эффекта (экономического – на уровне народного хозяйства, коммерческого – на уровне ИП).

Планирование инновационного проект. В управлении проектом планирование (программирование, детальная программа) занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации проекта. Основная цель планирования – интеграция всех участников проекта для выполнения комплекса работ, обеспечивающих достижение конечных результатов проекта. План реализации инновационного проекта представляет собой детальный, развернутый во времени, сбалансированный по ресурсам и исполнителям, взаимоувязанный перечень научно-технических, производственных, организационных и других мероприятий, направленных на достижение общей цели или решение поставленной задачи. Таким образом, план содержит указания кому, какую задачу и в какое время решать, а также какие ресурсы нужно выделить на решение каждой задачи. Как правило, он оформляется в виде комплексной инновационной программы.

Раздел III. БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема 12. Бизнес-план развития предприятия (8 часов)

План лекции:

12.1. Виды бизнес-планирования и их особенности.

12.2. Основные показатели экономической эффективности бизнес-плана предприятия.

12.3. Основные показатели финансовой устойчивости предприятия по бизнес-плану.

Виды бизнес-планирования и их особенности.

Бизнес-план — это типовое (унифицированное) проектное решение на достаточно отдаленную перспективу (5, 10 и более лет), в котором дается научно обоснованная оценка возможных на данном сегменте рынка конечных целевых экономических, финансовых и иных результатов (трудовых, производственных, социальных, экологических) деятельности предприятия, базирующихся на реальном производственном, инвестиционном, материально-техническом, организационном и логистическом обеспечении.

Бизнес-план — это (обычно) перспективный документ, являющийся важной основой внутрифирменного планирования производства продукции. Он подобен стратегическому плану, который также охватывает достаточно длительный отрезок времени.

В соответствии с Рекомендациями Министерства экономики РБ бизнес-план инвестиционного проекта должен состоять из следующих разделов:

1. Резюме.

2. Характеристика предприятия и стратегия его развития.

3. Описание продукции (услуги).

4. Анализ рынков сбыта, стратегия маркетинга.

5. Производственный план.

6. Организационный план.

7. План реализации проекта.

8. Инвестиционный план.

9. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности.

10. Показатели эффективности проекта.

11. Юридический план

12. Информация о разработчике бизнес-плана.

При разработке бизнес-планов рекомендуется соблюдение некоторых принципов:

1) использование методов имитационного моделирования для выбора наиболее эффективного варианта при разработке производственной и финансовой экономической частей бизнес-плана;

2) демонстрация влияния бизнес-плана на производственную деятельность предприятия в целом и наоборот;

3) охват горизонтом расчета срока возврата заемных средств плюс один год;

4) принятие отображения информации равным одному году и т.д.

В целях увеличения объема прибыли, рентабельности своей работы предприятие должно постоянно разрабатывать проекты, которые предусматривают вложение финансовых ресурсов в создание новых технологий, организацию новых производств, реконструкцию производственных площадей и оборудования для выпуска конкурентоспособных товаров на внутреннем и внешнем рынках, строительство филиалов и цехов, приближенных к источникам сырья и рынкам сбыта и т. д. Каждый из этих проектов должен быть обоснован в бизнес-плане от идеи до расчета конкретной суммы прибыли, которая будет получена от его реализации.

Основные показатели экономической эффективности бизнес-плана предприятия.

Рекомендуется рассчитывать две группы показателей:

· показатели эффективности проекта (динамический срок окупаемости проекта, валютная окупаемость, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс рентабельности (доходности), уровень безубыточности, рентабельность продаж, рентаьельность продукции.);

· финансовые показатели (рентабельность, коэффициент финансовой независимости, коэффициент финансовой напряженности, коэффициент структуры капитала, коэффициенты оборачиваемости капитала, собственных и других средств, коэффициенты текущей ликвидности.

Расчет показателей эффективности проекта базируется на данных расчета чистого потока наличности, который определяется как разность между притоком и оттоком денежных средств от операций и инвестиционной деятельности, включая издержки финансирования.

Коэффициент дисконтирования Кt определяется по формуле:

источники финансирования инноваций. - student2.ru , (12.1)

где Д — ставка дисконтирования (норма дисконта);

t — год реализации проекта.

Чистый дисконтированный доход ЧДД:

источники финансирования инноваций. - student2.ru , (12.2)

где Т — горизонт расчета, лет;

Пt — чистые потоки наличности в годы t=1,2,3,…,Т, у.е..

Индекс рентабельности или доходности ИД:

источники финансирования инноваций. - student2.ru , (12.3)

где ДИ — дисконтированная стоимость инвестиций за расчетный период, у.е.

Уровень безубыточности УБ:

источники финансирования инноваций. - student2.ru , (12.4)

где УПИ1 —постоянные (условно-постоянные) издержки;

ПП — переменная прибыль.

Аналитически точка безубыточности ТБУ рассчитывается по формуле:

источники финансирования инноваций. - student2.ru , (12.5)

где Ц — цена i–го вида продукции;

УПИ2УД — условно-переменные издержки на единицу продукции.

Основные показатели финансовой устойчивости предприятия по бизнес-плану.

Цель анализа финансовой устойчивости – оценить способность предприятия погашать свои обязательства и сохранять права владения предприятием в долгосрочной перспективе.

Интегральным показателем, характеризующим финансовую устойчивость организации, является коэффициент автономии.

Коэффициент автономии соизмеряет собственный и заемный капитал организации.

источники финансирования инноваций. - student2.ru (12.6)

Для финансово устойчивого предприятия коэффициент автономии должен быть больше единицы. С экономической точки зрения это означает, что в случае если кредиторы потребуют свои средства одновременно, предприятие, реализовав активы, сможет расплатиться по обязательствам и сохранить за собой права владения предприятием.

Возможности предприятия отвечать по обязательствам напрямую зависят от структуры активов, точнее, от степени ликвидности активов.

Для оценки структуры источников финансирования наравне с коэффициентом автономии используется коэффициент платежеспособности.

Коэффициент платежеспособности определяет долю собственного капитала в общих источниках финансирования организации.

источники финансирования инноваций. - student2.ru (12.7)

Назначение коэффициентов автономии и платежеспособности одинаково – оценить долю собственного капитала в структуре источников финансирования. При характеристике финансовой устойчивости организации достаточно рассчитать один из них.

Для финансово устойчивого предприятия коэффициент платежеспособности должен быть больше 0,5.

Валюта Баланса (общие пассивы) представляют собой сумму собственного капитала и заемного капитала организации. Для финансово устойчивого предприятия минимальное значение соотношения собственного капитала и заемных средств составляет 1, то есть минимальная допустимая величина собственного капитала равна заемному капиталу. Учитывая сказанное выше, можно представить расчет минимального значения коэффициента платежеспособности следующим образом:

источники финансирования инноваций. - student2.ru (12.8)

источники финансирования инноваций. - student2.ru (12.9)

(минимальная допустимая величина собственного капитала)

источники финансирования инноваций. - student2.ru (12.10)

источники финансирования инноваций. - student2.ru (12.11)

Коэффициент иммобилизации рассчитывается как соотношение постоянных и текущих активов. Данный показатель отражает степень ликвидности активов и тем самым возможность отвечать по текущим обязательствам в будущем.

источники финансирования инноваций. - student2.ru (12.12)

Коэффициент маневренности показывает, какая часть собственного капитала вложена в наиболее маневренную (мобильную) часть активов.

источники финансирования инноваций. - student2.ru (12.13)

Доля собственных источников финансирования текущих активов показывает, какая часть текущих активов образована за счет собственного капитала.

Доля собственных источников финансирования текущих активов источники финансирования инноваций. - student2.ru (12.14)

Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками финансирования характеризует степень покрытия запасов и затрат (незавершенного производства и авансов поставщикам) собственными источниками финансирования.

Коэффициент обеспеченности запасов источники финансирования инноваций. - student2.ru (12.15)

где Нез. Пр-во – незавершенное производства, ден. ед.

Для оценки финансовой устойчивости можно использовать показатель вероятности банкротства Альтмана (Z-показатель), рассчитываемый по следующей формуле:

источники финансирования инноваций. - student2.ru , (12.16)

где ВБ – валюта Баланса (общая величина активов), ден.ед.;

ТА – текущие активы, ден. ед.;

ПОД – прибыль от основной деятельности, ден. ед.;

НК – накопленный капитал, ден. ед.;

УК – уставный капитал, ден. ед.;

ЗК – заемный капитал, ден. ед.;

ВР – выручка от реализации за период, ден. ед.

Степень близости предприятия к банкротству определяется по шкале (таблица 12.1).

Таблица 12.1 – Шкала вероятности банкротства

Значение Z Вероятность банкротства
менее 1,8 от 1,81 до 2,7 от 2,71 до 2,99 от 3,0 очень высокая высокая средняя низкая

Принимая во внимание, что формула расчета Z-показателя в представленном здесь виде отличается от оригинала (в частности, вместо уставного капитала (УК) в оригинальном варианте используется рыночная стоимость акций – неопределяемый сейчас для большинства показатель), рекомендуем снизить верхнюю границу "очень высокой" степени вероятности банкротства до 1.

Цель анализа самофинансирования – представить выбранные организацией принципы распоряжения собственным капиталом.

Основной источник увеличения собственного капитала организации – чистая прибыль. Направления использования чистой прибыли могут быть различными. Чистая прибыль может направляться на увеличение собственных средств (нераспределенная прибыль, средства фондов), может быть направлена на выплату дивидендов, поддержку социальной сферы, выплату процентов по кредитам, оплату штрафов, пеней, НДС по суммовым разницам и т.д.

Коэффициент самофинансирования показывает, какая часть чистой прибыли предприятия направлена на его развитие, то есть на увеличение накопленного капитала.

Коэффициент самофинансирования = источники финансирования инноваций. - student2.ru (12.17)  

где источники финансирования инноваций. - student2.ru – прирост (увеличение) накопленного капитала в анализируемом периоде, де. Ед.

Логику проведения анализа самофинансирования можно представить так, как показано на рисунке 12.1. Вначале определяется, какая часть чистой прибыли направляется на увеличение накопленного капитала, и далее – на финансирование оборотных средств либо постоянных активов.

источники финансирования инноваций. - student2.ru

Рисунок 12.1 – Структура анализа самофинансирования

Тема 13. Бизнес-план инвестиционного проекта (8 часов)

План лекции:

13.1. Основные задачи бизнес-плана инвестиционного проекта.

13.2. Описательная и расчетная части бизнес-плана.

13.3. Основные финансово-экономические показатели инвестиционного проекта.

Основные задачи бизнес-плана инвестиционного проекта.

Классификация инвестиционных проектовможет быть проведена по нескольким признакам:

1. В зависимости от их взаимного влияния инвестиционные
проекты можно разделить на независимые и зависимые:

– независимые, когда решение о принятии одного проекта не влияет на решение о принятии другого.

– Если же решение осуществить один проект оказывает воздействие на другой проект, то проекты считаются зависимыми. Такие проекты можно также подразделить на следующие виды:

– альтернативные (взаимоисключающие), когда два или более анализируемых проектов не могут быть реализованы одновременно, и принятие одного из них автоматически означает, что оставшиеся проекты не могут быть реализованы;

– взаимодополняющие, когда реализация нескольких проектов может происходить лишь совместно. При этом взаимодополняющие проекты можно подразделить на:

• комплементарные, когда принятие одного инвестиционного проекта приводит к росту доходов по другим проектам;

• проекты, связанные между собой отношениями замещения, когда принятие нового проекта приводит к некоторому снижению доходов по одному или нескольким действующим проектам.

2. По срокам реализации (создания и функционирования) ИП можно разделить на:

– краткосрочные (до 3 лет);

– среднесрочные (3-5 лет);

– долгосрочные (свыше 5 лет).

3. При классификации проектов по их масштабам проекты рекомендуется подразделять на:

– глобальные, реализация которых существенно влияет на экономическую, социальную или экологическую ситуацию на Земле;

– народнохозяйственные, оказывающие влияние на всю страну в целом или ее крупные регионы (Урал, Поволжье), и при их оценке можно ограничиться учетом только этого влияния;

– крупномасштабные, охватывающие отдельные отрасли или крупные территориальные образования (субъект Федерации, города, районы), и при их оценке можно не учитывать влияние этих проектов на ситуацию в других регионах или отраслях;

– локальные, действие которых ограничивается рамками данного предприятия, реализующего ИП. Их реализация не оказывает существенного влияния на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе и не изменяет уровень и структуру цен на товарных рынках.

4. По основной направленности можно разделить проекты на:

– коммерческие, главной целью которых является получение прибыли;

– социальные, ориентированные на решение, например, проблем безработицы в регионе или социальной адаптации бывших военнослужащих и т.п.;

– экологические, основная направленность которых – улучшение среды обитания людей, а также флоры и фауны.

Описательная и расчетная части бизнес-плана.

В бизнес-плане можно выделить две части: аналитическую и практическую.

В аналитической части бизнес-плана:

- дается обоснование платежеспособного спроса на продукцию (услуги, работы);

- анализируются возможности рынка (уровень цен, конкуренты, каналы движения продукции, регулирующие нормативы, особенности спроса со стороны разных категорий покупателей).

заемный капитал, поставив себя в чрезвычайно трудное положение.

В практической части бизнес-плана содержится разнообразная информация о том, каким образом фирма намерена реализовать намеченные цели. В этой части бизнес-план составляется из определенного набора планов различных сторон деятельности фирмы по достижению поставленных целей, как-то:

– план производства, содержащий основные компоненты производства продукции (сырье, оборудование, персонал, контроль качества, стандарты, издержки производства, готовая продукция);

– коммерческий план, содержащий основные параметры взаимоотношений фирмы с партнерами в связи с приобретением товаров и сбытом собственной продукции;

– организационный план, содержащий основные сведения о том, каким образом расставлены работники и как взаимодействуют между собой службы компании;

– юридический план, содержащий информацию о порядке взаимодействия между учредителями сообразно избранной организационно-правовой формы предприятия, а также – между фирмой и кредиторами, между фирмой и инвесторами;

– оценка риска и страхование; этот раздел имеет важное значение для бизнес-плана, ибо он позволяет спроектировать действия фирмы в форс-мажорных обстоятельствах;

– финансовый план. Он имеет значение обобщающего звена бизнес-плана фирмы. Финансовый план содержит следующие расчеты: прогноз объемов реализации продукции, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу затрат и результатов деятельности фирмы, сводный баланс активов и пассивов фирмы, график достижения безубыточности и рентабельности фирмы.

Бизнес-план состоит из трех частей (рисунок 12.1):

1. Описание проекта (разделы маркетинга и производства).

2. Финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегия инвестиций, товарно-материальное обеспечение, кредитование, страхование и расчеты рентабельности).

3. Сопроводительные документы (организационный и юридический планы, учредительные документы, копии контрактов, лицензий и т. п.).

источники финансирования инноваций. - student2.ru

Рисунок 13.1 – Структура бизнес-плана предприятия.

Титульный лист бизнес-плана – это важный элемент документа, создающий первое визуальное впечатление о вашей организации и вашем предложении. Часто на титульном листе бизнес-плана размещают логотип и эмблему структуры. На титульном листе указывается:

· наименование организации;

· определение (название) вашего предложения;

· юридический адрес, фактическое месторасположение организации, а также контактные данные (телефоны руководителей и ответственных лиц);

· полные данные создателей бизнес плана, а также руководителя (учредителя) организации;

· конкретная дата составления бизнес-плана.

Бизнес-план включает следующие разделы:

1. Резюме. В нем четко и лаконично излагается суть проекта. Раскрывается профиль деятельности предприятия (выпуск продукции, выполнение услуг). Показывается, чем будущая продукция будет отличаться от продукции конкурентов и почему покупатели захотят приобрести именно ее.

2. В разделе "Описание предприятия"указываются от­раслевая принадлежность, цель бизнес-плана (дерево це­лей), вид и номенклатура продукции, мощность предпри­ятия и место его размещения, ориентация проекта, гра­фик его осуществления, основные мероприятия по разра­ботке проекта.

3. Раздел "Продукция и услуги" содержит информацию о продукции (ее особенности, потребности, которые она бу­дет удовлетворять), новизне решения технических, техно­логических, потребительских и других проблем.

4. В разделе "План маркетинга"должен быть представ­лен анализ рынка – ключевого звена для определения мас­штабов инвестиционной и производственной программы, производственных мощностей, требуемой технологии и вы­бора места осуществления проекта. Отражаются степень изучения рынка и принципиальные схемы сбыта продук­ции. Различают два вида информации о рынке: общая ры­ночная информация и конкретная информация об опреде­ленном сегменте рынка (группа потребителей продукта).

5. В разделе "Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы"на основе анализа и учета всех внешних и внутренних факторов описываются оптималь­ные рамки проекта, обосновывается его выбор, приводится перечень компонентов (научно-исследовательские и опыт­но-конструкторские работы), определяются соответствую­щие технологии, технологические процессы, которые пред­лагается использовать, виды и качество требуемого обору­дования и машин, источники и пути приобретения (ли­зинг, закупки, собственное производство).

6. В разделе "Производственный план"следует показать, что экономический потенциал предприятия способен обес­печить производственную программу.

7. В разделе "Организационный план управления пред­приятием" приводится организационная схема предприя­тия, квалификационные требования (какие специалисты, какого профиля, с каким образованием, опытом и заработ­ной платой понадобятся для успешного ведения дел), обос­новывается необходимость привлечения специалистов (на постоянную работу или в качестве совместителя), т.е. кратко освещается проблема производственного менеджмента.

8. Раздел "Реализация, проекта" отражает стадии осущест­вления проекта от принятия инвестиционного решения до начала производства, выполнения услуг, включая такие эта­пы, как заключение контрактов, разработка документации проекта, строительство объектов и пуск производства. Оп­ределяются финансовые последствия стадии реализации проекта с целью обеспечения его достаточными средства­ми как до, так и после начала производства.

9. "Финансовый план"является одним из важнейших раз­делов бизнес-плана. В нем отражаются как инвестицион­ные, так и производственные издержки (полные и на еди­ницу продукции). Он состоит из ряда подразделов: "План по прибыли"; "Движение денежных потоков"; "Анализ без­убыточности, рентабельности", "Финансовый анализ отдель­ных видов продукции, чувствительности проекта к раз­личным изменениям" (влияние изменения цен на реали­зуемую продукцию, переменных и постоянных издержек и инвестиционных затрат на показатели проекта); «Риск и намечаемые меры по его снижению» (необходимо ука­зать факторы риска и вероятность их возникновения).

10. В разделе "Юридические аспекты'''' указывается форма ведения дел, т.е. речь идет о форме и правовом статусе организации: частное владение, кооператив, государствен­ное предприятие, совместное предприятие, акционерное общество и др.

Экспертиза инвестиционных проектов.В процессе эк­спертизы выявляется соответствие проекта целям и при­оритетам социально-экономического развития страны.

Наши рекомендации