Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ:
1)Формулировка тезиса, связанного с темой сочинения и основной мыслью.
2)Теоретически обоснованный и подтвержденный лингвистическими примерами из текста для чтения ответ на поставленный в теме вопрос.
3)Вывод (подтверждение тезиса).
ВАРИАНТЫ НАЧАЛА сочинения-рассуждения (ТЕЗИС)
1) фраза, принадлежащая герою дискуссии;
2) собственное высказывание
СОБСТВЕННОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ СФОРМУЛИРОВАНО:
1) С помощью предложения, констатирующего актуальность обсуждаемого вопроса(В наше время особенно остро стоит проблема…Или: Проблема… является актуальной в наши дни)
2) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР:
-назывные предложения (Русская орфография. Принципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия?)
-парного соединения однородных членов (Звуки и буквы. Как связаны между собой эти понятия?)
-антитезы (Орфограмма и орфографическая ошибка- понятия, противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой)
-умолчания (Риторический вопрос…Что заключено в нем в художественном произведении?)
-вопроса и ответа на него (Нужны ли обращения в речи? Безусловно, нужны)
-риторического восклицания (Какая же она трудная, русская орфография!)
3) С помощью пословиц и поговорок (Всем известна поговорка «Что написано пером, не вырубишь топором». В ней скрывается глубокий смысл: нужно быть требовательным к письменной речи.)
4) В виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста(Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным.Одним из признаков хорошего образования является умение правильно написать письмо.)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ
ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ:
- Глаголов 1-го лица мн.числа (докажем, найдем, подтвердим, приведем, определим)
-Союзов и союзных слов (так как, так что, потому, поэтому, в результате чего, если, чтобы, для того чтобы)
-вводных слов(например, следовательно);(Я согласен с Ильей. Во-первых,…;
во-вторых,…;в-третьих,…)
-СПП с придаточными причины(Я разделяю точку зрения Николая,
потому что…);
-использование вопроса и ответа на него
(Разве можно не согласиться с мнением Тани? Конечно, нет.)
ДЛЯ СВЯЗИ ТЕЗИСА И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ВОЗМОЖНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ:
это подтверждается тем…; это объясняется тем…; это обусловлено тем…; причина состоит в следующем…; отсюда вытекает…; из этого следует, что…; из этого вытекает, что…; это позволяет предположить, что…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ
СВЯЗЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ВЫВОДА МОЖЕТ БЫТЬ ОФОРМЛЕНА С ПОМОЩЬЮ:
-вводных слов(таким образом, итак)
-синтаксических конструкций
(в заключение сделаем вывод, подытожим всё вышесказанное, в итоге мы пришли к выводу )
ПРИМЕРНЫЕ задания С 2.1
1. Вы знаете, что суффикс – это морфема, находящаяся после корня или после другого суффикса и служащая для образования новых слов.
Но у суффиксов есть ещё одна роль: с их помощью говорящий может выразить отношение к предмету, качеству, признаку.
Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны суффиксы с эмоционально-экспресссивной окраской?»
2. Напишите сочинение-рассуждение.
Объясните, как вы понимаете роль диалога в этом рассказе.
3. Ознакомьтесь с мнением учёных-филологов о роли пунктуации в передаче смысловых оттенков текста.
«Такие пунктуационные знаки, как кавычки, многоточие и тире, появились лишь к концу 18 века, а сейчас пунктуация достигла такого уровня развития, когда она даже стала помогать авторам полно и глубоко передавать смысловое и эмоциональное содержание текста. Особую роль в способности передавать едва уловимые оттенки значений играет многоточие».
Докажите это утверждение. Напишите сочинение сочинение-рассуждение «Можно ли с помощью многоточия понять подтекст произведения?»
4. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи.
Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужны запятые?»
5. Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли запятых в письменной речи. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужно двоеточие?»
6. Роль устаревших и книжных слов в публицистической и художественной речи;
7. Роль книжных слов в публицистической речи;
8. Роль лексики разных стилей и сфер употребления в художественном произведении;
9. Роль антонимов в речи;
10. Роль антонимов в публицистической и художественной речи;
11. Роль тире на письме;
12. Роль тире в тексте;
13. Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи?
14. В каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым?
15. Зачем нужны вводные слова?
16. Роль вводных слов и предложений в устной и в письменной речи;
17. Зачем нужны обращения?
18. Роль риторических вопросов в тексте;
19. Зачем нужны риторические вопросы?
20. Роль риторических вопросов в художественном произведении;
21. Как правильно написать письмо;
22. Особенности текстов публицистического стиля;
23. Как строится рассуждение;
24. Роль цитат в речи.