В каком периоде продавец может принять к вычету НДС при возврате ему товаров (п. 5 ст. 171, п. 4 ст. 172 НК РФ)?
Согласно п. 5 ст. 171 и п. 4 ст. 172 НК РФ продавец вправе принять к вычету НДС в случае возврата ему товаров покупателем. Это возможно после отражения в учете необходимых операций по корректировке, но не позднее одного года с момента возврата.
Однако в Налоговом кодексе РФ не указано, в каком периоде продавец должен совершить корректировку в учете операций по возврату и, соответственно, принять к вычету суммы НДС.
Официальной позиции нет.
Есть примеры судебных решений, в которых указывается, что продавец вправе принять к вычету налог в периоде возврата товара, а не в периоде реализации.
Подробнее см. документы
Постановление ФАС Московского округа от 05.04.2010 N КА-А40/2672-10 по делу N А40-134551/09-99-1073
Суд пришел к выводу, что право предъявить к вычету НДС, ранее начисленный и уплаченный в бюджет с реализации возвращенных некачественных товаров, возникает после отражения соответствующих операций по возврату товара в периоде, когда был осуществлен возврат товара, а не в периоде реализации.
Аналогичные выводы содержит:
Постановление ФАС Московского округа от 29.12.2009 N КА-А40/13449-09 по делу N А40-45508/08-126-158
Может ли налогоплательщик применить вычет при возврате товара, подтвердив уплату НДС в бюджет электронными копиями документов, если подлинники документов были уничтожены в связи с истечением срока их хранения (абз. 1 п. 5 ст. 171 НК РФ)?
Согласно абз. 1 п. 5 ст. 171 НК РФ продавец вправе принять к вычету НДС, уплаченный в бюджет при реализации товаров (работ, услуг), в случае возврата товаров или отказа от работ (услуг).
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик в течение четырех лет обязан обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов.
Также в силу ст. 17 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
При этом возникает вопрос: может ли налогоплательщик применить вычет при возврате товара, подтвердив уплату НДС в бюджет электронными копиями документов, если истекли сроки хранения документов и последние были уничтожены?
Официальной позиции нет.
Есть пример судебного решения, согласно которому если возврат товара происходит по истечении более пяти лет с момента реализации и документы, подтверждающие уплату НДС, уничтожены, то для подтверждения права на применение вычета налогоплательщик может представить электронные копии подлинных документов.
Подробнее см. документы
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2010 по делу N А56-16916/2009
Суд указал, если ранее проданный товар был возвращен, налогоплательщик вправе применить вычет, даже если сроки хранения документов, подтверждающих уплату НДС в бюджет при реализации, истекли и подлинники документов уничтожены. Суд сделал вывод, что в таком случае уплату НДС при реализации можно подтвердить электронными копиями подлинных документов.