Проблемы неразвитости теории бюджетного права.

Это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере бюджетного процесса по поводу планирования, формирования по распределению и использованию трех уровней бюджета, а так же государственных и местных (муниципальных) внебюджетных фондов, осуществление бюджетного контроля и защите бюджетных прав и законных интересов частников отношений.

Под бюджетным процессом понимается регламентируемая нормами бюджетного права процедура планирования, формирования, распределения и использования бюджетов трех уровней, контроля за таким использованием и охранительные мероприятия (применение мер государственного принуждения, наложение штрафов и пеней, административное взыскание на должностных лиц, возбуждение уголовного дела) направленные на эффективность всего рассматриваемого процесса. Бюджетное право регулирует только порядок планирования доходов государственных и местных бюджетов (на первой стадии бюджетного процесса). Бюджетные правоотношения являются сложносоставными и могут подразделяться на следующие виды:

- общественные отношения в сфере планирования формирования средств федерального бюджета;

- общественные отношения в сфере планирования формирования средств региональных бюджетов;

- … местных бюджетов;

- государственных и муниципальных внебюджетных фондов;

- общественные отношения в сфере распределения федерального бюджета;

- … местных бюджетов;

-… региональных бюджетов;

- общественные отношения в сфере использования средств федеральных бюджетов

- местных бюджетов;

- государственных и местных внебюджетных фондов;

- государственные отношения, возникающие в результате государственного и местного контроля;

-общественные отношения, возникающие в процессе привлечения ко всем видам ответственности за нарушение законодательства в бюджетной сфере (защита бюджетных прав и законных интересов субъектов бюджетного права).

Проблемы неразвитости налогового права.

В советский период налоговое право трактовалось как институт или раздел финансового права. Во многом это связано с субъективными причинами и случайными обстоятельствами, в частности некоторые академики российской правовой школы препятствовали научным публикациям и изысканиям в сфере налогового права, вплоть до увольнения таких специалистов. В 1997 году академик Химичева Н.И. сделала официальный доклад на заседании академии наук РФ, где озвучила позицию, согласно которой, налоговое право может выступать частью (подотраслью) административного права. Таким образом, правительство и профессорско-преподавательский состав начали подготавливать кодифицированный документ – НК РФ, который официально вступил в силу в 2001 году. Таким образом финансовое и налоговое право в истории Российского права прошли тернистый путь, связанный с изменениями в политическом устройстве государства и сменой власти политических деятелей.

Васильева Светлана Николаевна

Бюджетный кодекс

ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год», а так же 2012-2013

Лекция 2 18.10.2011

Государственные финансы.

Государственные финансы выполняют следующие функции:

- накопительная функция, т.е. посредством финансов собирается бюджет;

- контрольная функция, т.е. государство контролирует пополнение, распределение и расходование денежных средств. Для осуществления создали специальный орган – счетная палата.

Финансы бывают централизованные и децентрализованные.

Государственные финансы являются первоосновным институтом финансовой системы, под которой понимается совокупность денежно-кредитных институтов. Финансовая система состоит из:

- страхования;

- кредитования – внешнее и внутреннее кредитование;

- финансы предприятий;

- государственные финансы – бюджет и внебюджетные фонды.

Бюджет трех уровней: Федеральный, Региональный, Местный.

Внебюджетные фонды двух уровней: Федеральные и Территориальные.

Внебюджетные фонды бывают трех видов: Пенсионный, Медицинский и Социальный.

Государственные финансы функционируют на основании следующих принципов:

1. Принцип единства;

2. Принцип гласности;

3. Принцип законности;

4. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования;

5. Принцип полноты отражения;

6. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ;

7. Принцип сбалансированности – идеальная форма государственных финансов, это когда расходы равны доходам (баланс). Если расходы превышают доходы – Дефицит. Если доходы превышают расходы, то профицит;

8. Принцип общего покрытия расходов;

9. Принцип прозрачности;

10. Принцип достоверности;

11. Принцип адрессности и целевого характера;

12. Принцип подведомственности расходов;

13. Принцип единства кассы.

Регулируются государственные финансы нормативно-правовыми актами, составляющими источники Финансового права.

Финансовое право.

1. Предмет, метод финансового права.

2. Финансовые правоотношения.

3. Система и источники финансового права.

Финансовое право – это совокупность норм права, регулирующих государственные финансы.

Методом финансового права является совокупность приемов и способов регулирующих финансовые отношения.

Метод подразделяется на:

1. Метод согласования;

2. Метод рекомендации.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие при собирании, распределении и использовании государственных финансов.

Д/з: выписать органы, осуществляющие финансовую деятельность, НПА регулирующие их деятельность.

Наши рекомендации