Вопрос 10.Зависимости, закономерности, законы (общее и особенное)
Зависимости могут быть:
1. объективными и субъективными,
2. кратковременными и долговременными,
3. моральными и аморальными.
Объективные зависимости формируются независимо от воли и сознания людей.
Субъективные зависимости создаются людьми для реализации глобальных целей организации или страны.
Из категории «зависимость» вытекает понятие «закон».
Закон – это зависимость, которая либо: зафиксирована в законодательных документах (Конституция, законы, подзаконные акты, уставы и т.д.); является общепринятой нормой для большой группы людей и организаций; получила признание и поддержку авторитетных ученых.
Закономерность является частью закона.
Закон или закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения.
Таким образом, закон (закономерность) имеет механизм действия и механизм использования.
Механизм действия – это формирование зависимости выходных параметров от входных; определение допустимой инерционности, запаздывания и порога реагирования.
Механизм использования – это набор правил и норм для реализующего механизм действия работника с указанием перечня его прав и ответственности.
Организация всегда испытывает два воздействия:
ü первое - со стороны закона;
ü второе - со стороны руководителя.
Если механизм действия и механизм использования согласованы, это приводит к эффективной деятельности организации.
Законы организации имеют в своем составе общее и особенное.
Общая часть закона имеет механизм действия независимо от страны, географического расположения, сферы деятельности организации.
Особенное – это часть закона, не меняющая его сути и отражающая особенности организаций как социальной системы.
Любая организация характеризуется следующими основными элементами:
1. производительностью,
2. микроклиматом в коллективе,
3. заинтересованностью, кадровым,
4. научным и техническим потенциалом,
5. отношением к внешней среде,
6. перспективами развития,
7. имиджем.
Эти элементы определяют потенциал организации, ее способность к деятельности.
Вопрос 11. Закон синергии (суть закона, эффекты, варианты реализации, признаки достижения синергии, методы реализации).
Закон синергии - синергия (синергетика) происходит от греческого слова, означает совместное, содружественное, взаимозависимое действие 2-ух или нескольких элементов, факторов, процессов, подсистем, агентов и т.д. в каком-либо одном направлении.
Закон гласит, что любая динамическая сложная система стремится получить макс эффект за счет своей целостности, а также стремится максимально использовать возможности кооперирования для достижения эффекта.
Синергетический эффект - это благоприятное сочетание ресурсов, а также согласованное поведение, связи, отношения внутри организации.
Синергетическиий эффект определяет набор параметров, который характеризует сложную развитую систему. Может быть положительным и отрицательным.
В отличие от кооперирования, синергизм позволяет оценивать эффекты, происходящие в организации. Существует так называемый синергетический потенциал, который позволяет производить некоторые совместные синергетические эффекты:
1. синергизм "масштаба" - чем разнообразней система, тем больше потенциал синергии;
2. синергизм "продаж";
3. комбинирование труда или синергизм разнородных усилий;
4. оперативный синергизм;
5. инвестиционный синергизм;
6. синергизм менеджмента;
7. синергизм окружения или создание совместной благоприятной среды.
Закон синергии формулируется так: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше.
Закон синергии может реализовываться в 3 вариантах:
Ê Первый вариант – руководитель и подчиненные не знают о законе синергии. Закон синергии действует стихийно. Даже при самых благих пожеланиях и позитивных действиях потенциал многих приобретенных ресурсов может в сумме дать меньший, чем запланировано, результат. (Пример – попытка использования немецких специалистов после 2 Мировой войны).
Ê Второй вариант – руководитель знает о законе синергии, а подчиненные не знают. Руководитель действует грамотно, но подчиненные могут не понимать его действий и не соглашаться с ними. Весьма вероятен тяжелый конфликт, который может свести на нет весь положительный эффект от технологически грамотных действий и даже вызвать отрицательный эффект. Это самый плохой вариант.
Ê Третий вариант – и руководитель, и подчиненные знают о законе синергии. Результат действия закона – самый благоприятный. Все вносят вклад в достижение синергии.
В качестве элемента такой модели уместно привести ряд признаков достижения синергии в организации:
- позитивное настроение в коллективе;
- снижение заболеваемости ОРВИ и сердечно-сосудистыми заболеваниями;
- поддержка коллективной оплаты труда вместо сдельной;
- сокращение технологического цикла;
- использование «замороженных» ресурсов, в т.ч. находящихся в личном пользовании;
- частичный отказ от услуг сторонних организаций;
- рост числа рационализаторских предложений;
- усиление интереса сотрудников к повышению профобразования;
- активное приобретение акций своей компании;
- выработка и поддержка традиций организации;
- усиление технологической и организационной дисциплины;
- усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству;
- сокращение количества оперативных совещаний и увеличение количества совещаний по стратегическим вопросам;
- уменьшение усталости работников;
- устойчивость организации к небольшим внешним возмущающим воздействиям;
- развитие благотворительности;
- постоянный спрос на продукцию;
- выполнение бизнес-плана.
Для успешной реализации закона синергии применяется ряд методов: «вопросы и ответы», «конференция идей», «мозговая атака», «кейс-метод» и др.
Вопрос 12. Закон самосохранения (суть закона, факторы, варианты реализации, признаки, методы реализации).
Закон самосохранения гласит: - «каждая организационная динамичная система противостоит внутренним и внешним разрушающим воздействиям, организация использует при этом значительную часть своего потенциала.
Фактором, способствующим самосохранению, может служить страхование.
Самосохранение зависит от:
ü размера, сложности организационно-функциональной модели управления;
ü вида деятельности организации;
ü стиля управления;
ü профессионализма и опыта руководителя;
ü наличия и достаточности ресурсов;
ü качества ресурсов.
В связи с тем, что закон самосохранения относится к числу объективных законов, в практике его реализации возможно три варианта:
1. Руководитель и подчиненные не знают о законе самосохранения, он действует стихийно..
2. Руководитель знает о законе, а его подчиненные не знают.
3. Руководитель и подчиненные знают о законе самосохранения. Результат действия закона будет самым благоприятным
Между организацией и внешней средой может быть либо равновесное взаимодействие (успешная деятельность организации), либо противодействие (провал, банкротство, нежизнеспособность и т.п.).
При работе с внешней средой могут использоваться четыре стратегии:
· Пассивно-индивидуальная. Пассивно-индивидуальная стратегия основана на ожидании партнеров и предложений, на заполнении свободных ниш в деятельности сторонних организаций. Внешняя среда сужается до 1-2 партнеров. В связи с малой диверсификацией велик уровень предпринимательского риска, следовательно, перспективы непредсказуемы.
· Пассивно-коллективная. Пассивно-коллективная стратегия основана на заинтересованности государства или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области. Пример – сателлиты естественных монополий. Называется «идти в колее». Риск минимален, доходы средние, время деятельности 3-5 лет. Необходимо избегать бездействия.
· Активно-индивидуальная. Активно-индивидуальная стратегия – это стратегия постоянного поиска фирмой своей ниши в науке, технологии и информации.
· Активно-коллективная. Активно-коллективная стратегия предполагает создание руководителем собственной инфраструктуры под собственную организацию (организацию-лидер).
Вопрос 13. Закон развития (суть закона, состояние, характеристики, факторы, принципы развития, варианты реализации).
Развитие понимает под собой качественное изменение организационной системы. Изменения распространяются на состав, размер, внутриорганизационные процессы.
Закон развития гласит: «Каждая организации в процессе своего развития стремится к оптимальной самореализации как целого, так и составных своих элементов на основе их активности и динамического равновесия».
Развитие организации - это закономерный процесс, который свойственен любой системе, являющейся открытой и динамичной.
Для процесса развития характерны два состояния:
1. эволюционный и
2. революционный.
Революционный путь связан с процессами реорганизации и дезорганизации. Качественные характеристики процесса развития, он может быть:
1. регрессивным и
2. прогрессивным.
Развитие организаций обусловливается следующими факторами:
· изменениями внешней среды (экономика, политика, культура и т.п.);
· изменениями внутренней среды (ротация кадров, изменения технологий);
· потребностями человека и общества (самореализация человека, прибавочный продукт для общества);
· старением и износом материальных элементов (оборудование, человек, технологии);
· изменениями экологии;
· техническим прогрессом;
· глобальным состоянием мировой цивилизации.
Закон развития реализуется через принципы:
ü Принцип адаптации.
ü Принцип инерции.
ü Принцип эластичности.
ü Принцип сменяемости, непрерывности.
ü Принцип стабильности.
ü Принцип динамического равновесия.
Закон развития относится к объективным законом, поэтому в практике реализации имеется три варианта:
1. руководитель и подчиненные не знают о действии закона. Велика вероятность бессистемного наращивания потенциала организации путем расширения производства и привлечения дополнительных инвестиций. Груз накопленного потенциала снижает маневренность организации, а в ряде случаев не позволяет ей выйти на этап роста. Израсходовав ресурсы, компания может безвременно прекратить свое существование.
2. руководитель знает о законе, а его подчиненные нет. При грамотном управлении запасами их практически не должно быть. Однако подчиненные могут очень болезненно воспринимать отсутствие запасов (это – вопреки традициям). Руководителю может быть очень нелегко.
3. и руководитель, и подчиненные знают о законе развития и могут им управлять. Результат будет проявляться в снижении себестоимости и увеличении оборачиваемости оборотных средств.
Вопрос 14. Закон информированности – упорядоченности (суть, значение закона следствия, особенности закона информированности упорядоченности, варианты действия закона).
Чем большим количеством информации о внешней и внутренней среде владеет система, тем эффективнее её стремление к упорядоченности и самоорганизации.
Значение закона сводится к следствиям:
1. Чем чётче сформулированы задачи и организована система, тем устойчивее она функционирует.
2. Чем быстрее растает сложность организационной системы, тем быстрее растет количество необходимой для её эффективного функционирования информации.
3. Неупорядоченная информация приводит к дезорганизации, при этом большое значение имеет не только её объем, но и качество (достоверность, релевантность, полнота, актуальность, ценность).