Аудит работы служб управления персоналом
Цель данного аудита оценка издержек и выгод, связанных с программами кадровой деятельности в соотнесении с итогами деятельности организации в прошлом, с итогами других организаций и с целями организации.
Оценка деятельности кадровых служб — это систематический, четко формализованный процесс, направленный на измерение издержек и вгод, связанных с программами кадровой деятельности и для соотнесения их результатов с итогами деятельности предприятия в прошлом, с итогами других предприятий и с целями предприятия.
Результаты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах работы с персоналом: качество выполненной работы, удовлетворенность работников, исполнительская и трудовая дисциплина, текучесть кадров.
Приведем наиболее важные виды деятельности службы управления персоналом[54] и критерии, которые можно рассматривать индикаторами деятельности этих служб.
Важнейшие направления деятельности служб управления персоналом:
• советы и консультации менеджерам но выявлению и решению проблем, связанных с персоналом;
• доведение до менеджеров общей философии, юридического смысла и стратегии, связанных с трудовыми отношениями;
• советы и консультации менеджерам в области трудовых отношений;
• обеспечение последовательных и взвешенных взаимоотношений со всеми работниками предприятия;
• осуществление контроля над рассмотрением жалоб;
• советы и консультации менеджерам по штатной политике и связанным с ней проблемам;
• координация процедур, связанных с набором персонала;
• доведение до менеджеров программ оплаты труда и вознаграждений менеджеров относительно правового смысла практики зарплаты;
• регистрация и доведение до служащих программ вознаграждений;
• разрешение проблем, связанных с вознаграждениями;
• назначение пособий (компенсации, пенсии и т. д.):
• помощь и консультации руководству в решении проблем оплаты;
• хранение и систематизация кадровой документации;
• обеспечение соответствия с законодательством по вопросам найма;
• разъяснение основных направлений и целей кадровых программ и кадровой политики фирмы;
• обсуждение с руководством практических вопросов осуществления этих программ.
Ниже приведены основные критерии оценки эффективности работы отделов управления персоналом.
Субъективные критерии:
• степень сотрудничества служб с отделом управления персоналом;
• мнение линейных менеджеров об эффективности отдела;
• готовность к сотрудничеству со всеми работниками при решении проблем и разъяснении политики фирмы;
• доверительность взаимоотношений с работниками;
• быстрота и эффективность реакций на адресуемые отделу запросы;
• оценка качества услуг, оказываемых отделом другим подразделениям фирмы;
оценка качества информации и советов, выдаваемых отделом высшему руководству.
• удовлетворенность либо неудовлетворенность клиентов-менеджеров и работников.
Объективные критерии:
• в какой степени отдел реализует стратегию поддержки планов руководства в отношении людских ресурсов;
• положительные действия по достижению целей;
• среднее время выполнения заявок, требований;
• отношение бюджета отдела к численности обслуживаемого персонала.
Оценка эффективности отдельных программ управления персоналом базируется на определении, насколько хорошо чувствует себя фирма в достижении своих целей и выполнении соответствующих задач. Оценка служит объединяющей силой, фокусирующей внимание на решающих в данном случае аспектах. Это качество выполнения работы, удовлетворенность работников, текучесть и прогулы (табл. 4.27).
Таблица 4.27