Компл. эк. анализ и оценка эф-ти исп-я труд. ресурсов орг-ции

К тр. рес. отн-ся та часть населения, кот-я обладает необх-ми физ. данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Источники инфо: план по труду, отчет по труду, статистич. отч-ть отдела кадров по движ-ю рабочих, оперативн отч-ть.

Для характеристики движения рабочей силы рассчитывают и ана­лизируют динамику следующих показателей:

коэффициент оборота по приему персонала (Кпр) = Кол-во принятого на работу персонала / ССЧ; ССЧ-среднесписочная численность персонала

коэффициент оборота по выбытию (Кв) = Кол-во уволившихся раб-в / ССЧ;

коэффициент текучести кадров (Ктк) = Кол-во уволившихся раб-в по собств. желанию и за нарушение дисциплины / ССЧ;

коэффициент постоянства состава персонала предприятия (Кпс) = Кол-во раб-в, проработавших весь год / ССЧ.

Резервом увеличения ВП за счет создания доп. раб. мест опред-ся умножением их прироста на факт. среднегод.выработку одного работника в отчетном периоде.

@фонда рабочего времени (ФРВ).

ФРВ = ЧР*Д(кол-во отработ-х дней одним работником)*(ср. продолж-ть рабоч.дня) , ЧР-численность раб-ов

Для оценки эффективности использования тр. ресурсов на п/п применяется показатель R персонала:

Rппп =(Прибыль от реализации/ ССЧППП) х 100.

Факторную модель данного показателя:

Rппп = Прибыль(П) / Выручка от реализ-ии(В) х (В) / Выпуск продукции(ВП) х ВП / среднесписочная численность промышленно-производственного персонала(ППП) = Рент-ть продаж (Rоб) х Доля реализованной пр-ии в общем объеме ее выпуска (Дрп) х ГВ (среднегод.выработка продукции).

Данная модель позволяет установить, насколько изменилась при­быль на одного работника за счет уровня рентабельности продаж, удельного веса выручки в общем объеме произведенной продукции и производительности труда.

19. .Компл-й эк. анализ и оценка эф-ти исп-я МПЗ орг-ции

Рациональное использование материальных ресурсов являетя фактором роста рентабельности и Прибыли.

Основные этапы анализа:

Оценка эффективности использования материальных ресурсов;

- @ обеспеченности п/п материальными ресурсами;

- @ обоснованности норм расхода материально-технических ресурсов;

- Обоснование оптимальной потребности в материальных ресурсах.

Источники информации:план материально-технического снабже­ния, заявки, контракты на поставку сырья и материалов, формы ста­тистической отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов, оперативные данные отдела материально-технического снабжения, сведения ана­литического бухгалтерского учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов.

Коэффициент обеспечения по плану= (сумма заключенных договоров+ внутр. источники)/плановая потребность

Коэффициент обеспечения фактически =(сумма фактически поставленных материалов + внутр. источники)/плановая потребность.

Уменьшить расход сырья на производство единицы продукции можно путем: упрощения конструкции изделий; совершенствования техники и технологии; заготовки более качественного сырья; совершенствование условий хранения и перевозки; недопущение брака; сокращение отходов; повышение квалификации работников и т.д.

Обобщающие показатели:

Прибыль на рубль МЗ — наиболее обобщающий показатель, = сумма получ. Пр/МЗ. Ее повышение положительно характеризует работу предприятия. В процессе анализа необходимо изучить динамику данного показателя, выполнение плана по его уровню, провести межхо­зяйственные сравнения и установить факторы изменения его величи­ны.

МО = ВП/МЗ. Характеризует кол-во произведенной продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов

МЕ = МЗ/ВП показывает, сколько материальных затрат требуется или фактически приходится на произ­водство единицы продукции.

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции = МЗ/полная с/с. Динамика этого показателя характеризует изменение материалоемкости продукции.

20. . Компл. эк. анализ и оценка эф-ти исп-я ОС орг-ции

Источники: бизнес-план, ББ, инвентарн карточки и др.

Для обобщающей характеристики эф-ти и интенсивно­сти исп-я ОПФ ис­п-ся показатели:

фондорентабельность (Пр/ОПФ);

ФО ОПФ (ВП/ОПФ);

ФО активной части ОПФ (ВП/ОПФакт.части);

ФЕ (ОПФ/ВП);

относительная экономия ОПФ = ОПФ1 – ОПФ0 х (Iвп). Iвп=ВП1/ВП0.; ОПФ1,ОПФ0-среднегод.ст-ть ОПФ в базисном и отч.годах, Iвп-индекс объема продукции

В процессе анализа изучаются динамика перечисленных показате­лей, выполнение плана по их уровню.

Показателем эфф-сти испол-ия ОПФ явл-ся фондорентабельность. RОПФ = ФООПФ х RВП

Факторами первого уровня, влияющими на фондоотдачу ОПФ = УДа х УДд х ФОд. , Уда-уд.вес доли активной части фондов в общей сумме ОПФ, УДд-уд.вес действующего оборудования, ФОд-фондоотдача действующего оборудования

Изменение валовой продукции за счет:

а) увеличения среднегодовой стоимости ОПФ: дельта ВПОПФ = дельта ОПФ х ФООПФ0

б) изменения удельного веса активной части ОПФ в общей их сумме:

дельта ВПУДа = ОПФ1 х дельта ФОУДа

в) изменения удельного веса действующего оборудования в ак­тивной части ОПФ:

дельта ВПУДд = ОПФ1 х дельта ФОУДд

г) изменения фондоотдачи действующего оборудования:

дельта ВПФОд = ОПФ1 х дельта ФОФОд

Необходимо детально изучить факторы изменения ФОд = (К(кол-во оборуд-я)*Тед(отраб часы)*ЧВ) / ОПФд = (К*Д (отработанных дней) *Ксм*Прод-ть смены*ЧВ)/К*Цена =(Д*Ксм*П*ЧВ) / Ц, ЧВ-среднесписочная численность работников

Расчет влияния факторов на прирост фондоотдачи оборудования можно выполнить способом цепной подстановки.

Зная, из-за каких факторов изменилась ФО, м. оп­р-ть их влияние на ур-нь фондорентаб-ти путем умно­жения абсолютного прироста фондоотдачи за счет i-гo фактора на базовый уровень рентабельности продукции: дельта RОПФ = дельта ФО1*RВП0. На основании этого расчета можно установить неиспользован­ные резервы повышения уровня рентабельности ОПФ.

Компл-й эк. анализ в системе бизнес-планирования

Каждое п/п должно начи­нать свое дело с тщательно разработанного и научно обосно­ванного бизнес-плана (Б-П), составление кот-го начинается с об­стоятельного @ самой идеи начинаемого «дела», с оцен­ки его разумности, реалистичности, перспективности, финн. результативности.

Бизнес-план необходим в первую очередь самому собствен­нику. Без него невозможно организовать коллектив акционеров, деловых сотоварищей, которые должны быть в полном курсе дела; невозможно при­влечь инвесторов, без которых далеко не всегда можно обой­тись; совершенно нереальным становится получение кредитов в гос. и коммерч. банках.

Б-П производственного п/п строится по следующей примерной схеме, включающей следующие раз­делы: введение-резюме; цель производства - перечень выпу­скаемых товаров (их отличия и преимущества по сравнению с продукцией других производителей); оценка рынка сбыта (поиск необходимой информации и ее анализ); конкурентос­пособность по основным параметрам (объем производства и продажи, качество продукции, уровень цен, средняя при­быль); стратегия маркетинга; план производства (производст­венные мощности, сырьевые ресурсы, кадры); организацион­ные принципы (производственные службы, их координация, взаимодействие и подконтрольность); правовой статус пред­приятия (особенно вновь организуемого - частное или кол­лективное владение, кооператив, совместное предприятие и др.); коммерческий риск и меры, его ограничивающие (профилактика, страхование); финансовый план (включающий дан­ные о реализации продукции, о доходах и расходах, денежной выручке и других поступлениях, баланс активов и пассивов, аналитический расчет безубыточности); стратегия финансиро­вания (ожидаемый возврат вложений); товарно-материальное обеспечение полученных кредитов, получение прибыли не ниже среднеотраслевой нормы.

Любой из перечисленных разделов бизнес-плана невозмож­но соответствующим образом обосновать без использования почти всего арсенала аналитических способов и приемов.

22. Маркетинговый анализ в системе комплексного экономического анализа

Деятельность любого предприятия начинается с маркетингового анализа, который состоит из разделов: -спроса на продукцию;-формирования портфеля заказов;-риска невостребованной продукции;-рынков сбыта продукции;-ценовой политики предприятия;-конкурентоспособности продукции.

Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов Основная цель маркетингового анализа - изучение спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности.

Степень чувствительности спроса к изменению цены измеряется при помощи коэффициента ценовой эластичности (Ер): Ер=Процентное изменение i-го товара/процентное изменение цен на товар

Коэффициент эластичности спроса по доходу (Еd) характеризует степень чувствительности спроса на товар при изменении дохода потребителей: Еd=Процентное изменение кол-ва спроса i-го товара/процентное изменение доходов покупателей. Спрос эластичный, если величина этих коэффициентов больше единицы, и неэластичный — если меньше единицы.

Оценка риска невостребованной продукции Чтобы избежать последствий риска невостребованной продукции, необходимо изучить факторы его возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.Внутренние причины:-неправильно составленный прогноз спроса на продукцию служащими предприятия;-неправильная ценовая политика на рынках сбыта;-снижение конкурентоспособности продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала;-неэффективная организация процесса сбыта и рекламы продукции.Внешние причины:-неплатежеспособность покупателей;-повышение процентных ставок по вкладам;-демографические;-социально-экономические;-политические и др.

Анализ рынков сбыта продукции . От рынков сбыта зависят объем продаж, средний уровень цен, выручка от реализации продукции, сумма полученной прибыли и т.д. В первую очередь нужно изучить динамику о положении каждого вида продукции на рынках сбыта за последние 3-5 лет, затем структуру рынков сбыта и уровень их доходности. По результатам анализа выделяют четыре категории товаров: -"звезды", которые приносят основную прибыль предприятию и способствуют экономическому росту; "дойные коровы" - переживают период зрелости, в незначительной степени способствуют экономическому росту, не нуждаются в инвестициях, приносят прибыль, которая используется на финансирование "трудных детей"; "дикие кошки" - это, как правило, новые товары, нуждающиеся в рекламе, в продвижении на рынок, не приносят пока прибыли, но в будущем могут стать "звездами"; "бедные собаки" - нежизнеспособны, не способствуют экономическому росту, не приносят прибыли. (Инвестируют диких кошек от дойных коров, либо от звезд. От бедных собак пытаются отказываться)

Анализ конкурентоспособности продукции Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.

Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента: q=(p/p100)*100. где q - единичный параметрический показатель; Р - уровень параметра исследуемого изделия; p100 - уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющего потребность на 100 %.

Групповой, показатель (G) объединяет единичные показатели (qi) по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi), определенных экспертным путем:G=сумм аi*qi

Интегральный показатель (J) представляет собой отношении группового показателя по техническим параметрам (GmJ) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ): J=Gm/Gэ. Если J < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если Y > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурента по своим параметрам.


Наши рекомендации