Международный валютный фонд

Рольи значение МВФ.МВФ — межгосударственный финансовый институт с почти универсальным членством стран. Его политика и зада­чи определены хартией, известной как Статьи Соглашения (Articles of Agreement). Основные цели МВФ, сформулированные в Статьях Со­глашения, заключаются в следующем: а) содействие международной ва­лютной кооперации; б) обеспечение сбалансированного роста междуна­родной торговли; в) содействие стабильности валютных курсов; г) осу­ществление помощи в основании многосторонней системы платежей Устранении валютных ограничений, препятствующих развитию миро-°и торговли; д) обеспечение доступа членов к ресурсам фонда для уст­ранения нарушений платежного баланса без использования торговых гРаничений и ограничений платежей; е) организация форумов для



Раздел VI. Международные финансы

Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты 701



Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru консультаций и обсуждения проблем развития международной финан­совой системы.

Эти цели остались незыблемыми с момента создания МВФ, меня­ются только формы и методы их осуществления с учетом изменений, происходящих в мировой финансовой системе. При этом МВФ оказы­вает большое влияние на мировую финансовую систему путем выработ­ки принципов ее функционирования и осуществления контроля за их исполнением.

В период своего создания МВФ выработал принципы системы фик­сированных паритетов, к которым относились: установление официаль­ных валютных курсов в соответствии с золотыми паритетами валют; не­обходимость поддержания странами — членами валютного коридора (1945-1971 гг. - ±1%; 1971-1973 гг. - ±2,25%), в рамках которого должны были удерживаться рыночные курсы; сохранение за золотом функции мировых денег с одновременным наделением этой функцией доллара США.

После краха Бреттон-Вудской системы (март 1973 г.) и перехода к системе плавающих курсов, известной также как Ямайская система, были отменены обязательные валютные коридоры. Странами — члена­ми МВФ были приняты решения о том, что каждая страна имеет право самостоятельно выбирать режим валютного курса, и о демонетизации золота (отказ от золотых стандартов, обязательного использования зо­лота в международных расчетах и как резервного средства центральных банков, свободного обмена долларов на золото). Переход к самостоя­тельному выбору режима валютного курса странами означал, что его межгосударственное регулирование существенно ослабло.

Хотя каждая страна имеет право свободно выбирать режим валют­ного курса, Устав МВФ требует: а) поддержание стабильности финан­совой и валютной политики в стране и использование интервенции Центрального банка РФ при слишком сильных колебаниях валютного курса; б) отказ от манипуляций с валютным курсом, направленных на получение односторонних преимуществ; в) незамедлительное инфор­мирование МВФ о всех предполагаемых изменениях механизма валют­ного регулирования и валютных курсов; г) отказ от привязки своих ва­лют к золоту. Таким образом, влияние МВФ на формирование валют­ных курсов сохраняется. МВФ инициировал в 1969 г. введение в обра­щение международной денежной единицы — SDR, которая должна была по замыслу дополнить, а затем заменить золото при выполнении функции мировых денег.

Одной из основных задач МВФ согласно Статьям Соглашения яв ляется осуществление контроля за экономической политикой его чл нов. Каждый член обязан сотрудничать с МВФ и другими члена в обеспечении стабильности системы валютных курсов и гарантирова выполнение соглашений. Согласно статье IV одной из обязанност членов МВФ является следование экономической и финансовой по

тике, способствующей экономическому росту в сочетании с разумной стабильностью цен, и избежание манипуляций с валютными курсами, имеющих целью обеспечение надлежащего платежного баланса и дос­тижение нечестных конкурентных преимуществ над другими членами. Члены МВФ также обязаны следовать валютной политике, совмести­мой с указанными требованиями.

Для решения этих задач предусмотрены меры как многостороннего, так и двустороннего сотрудничества. Многостороннее сотрудничество включает периодические дискуссии о развитии, перспективах и совме­стных мерах на международных рынках капиталов, а также обзоры о развитии международной финансовой системы, которые представляет Исполнительный директорат на основании докладов или сообщений своих членов. Двустороннее сотрудничество принимает форму кон­сультаций с отдельными странами-членами, которые происходят еже­годно для большинства из них.

С середины 90-х гг. усилия МВФ направлены в большей мере на ре­шение проблем, связанных с состоянием финансового сектора стран-членов, преодоление последствий мировых финансовых кризи­сов и обеспечение условий для их предотвращения. Рост глобализации рынков капитала вкупе с возможностью нарушений в потоках капитала и рисками их переноса на другие страны может выразиться в продолжи­тельных нарушениях платежного баланса, как это случилось в Мексике в начале 1995 г. и в некоторых странах Азии в 1997—1998 гг. Одной из превентивных мер является разработка фондом стандартов и инструк­ций в сфере банковских и небанковских институтов, бухгалтерском учете, аудите, оценке активов и управлении корпорациями. Периодиче­ские ревизии макроэкономических и финансовых данных стран-членов имеют очень важное значение для нормального функционирования рынков. В частности, был разработан Стандарт распространения специ­альных данных (Special Data Dissemination Standard, SDDS), открытый Для подписки в апреле 1996 г. Хотя подписка является добровольной, °на ведет к появлению обязательства у подписывающихся членов со­блюдать стандарт и представлять информацию о данных для публика­ции в Интернете в специальном бюллетене Совета по стандартам рас-"Ространения данных (Dissemination Standards Bulletin Board, DSBB), к°торый предлагается широкой публике с сентября 1996 г.

Другой стандарт Система распространения общих данных (General uata Dissemination System, GDDS), введенный в декабре 1997 г., отра-^т развитие и распространение обширных статистических материа-jp. экономических и финансовых индикаторов. Введение этого стан­ка происходит поэтапно в течение 6—7 лет и осуществляется в про­чее взаимных консультаций с другими международными и регио-^ьными организациями, которые имеют опыт и знания в областях, тРагиваемых системой.



Раздел VI. Международные финат

Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты 703



Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Организационная структура и членство в МВФ.Количество стран — членов МВФ постоянно растет и составило на начало 2008 г 185 стран. В 90-х гг. XX в. в МВФ вступили страны СНГ, Восточной Ев­ропы, а также Швейцария, которая ранее придерживалась принципа «конструктивного нечленства»1. Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором каждая из стран-участниц имеет своего представителя, в основном министра, отвечающего в своей стране за ва­лютную политику, либо президента эмиссионного банка. Совет управ­ляющих уполномочен решать важнейшие вопросы, в частности прием новых членов, установление и изменение квот участия, предоставление странам дополнительных SDR. С 1972 г. специальным комитетам Сове­та управляющих было поручено контролировать функционирование валютной системы и ее дальнейшее развитие.

До 1974 г. эту работу выполнял Комитет двадцати, названный по чис­лу членов, основной задачей которого была коренная реформа междуна­родной валютной системы в связи с разрушением Бреттон-Вудской сис­темы. С 1974 г. текущий контроль за функционированием мировой ва­лютной системы и ее приспособление к изменяющимся условиям осуще­ствляет новый Временный комитет (Interim Committee), который состоит из 24 человек. Формально комитет не обладает правами приня­тия решений, являясь консультационным органом, но фактически ему принадлежит в МВФ ведущая роль. Имеется также две «группы 24-х»: в первую входят по 8 представителей от континентов Африки, Азии и Латинской Америки, которые встречаются перед заседаниями Времен­ного комитета, во вторую — представители развитых стран. Последняя координирует помощь средне- и восточноевропейским странам.

Текущее руководство работой МВФ осуществляет исполнительный директорат, состоящий из 24 исполнительных директоров. Пять из них определяются членами МВФ с наивысшими квотами, остальные каж­дые два года выбираются управляющими других стран-участниц, как правило, по региональным группам. Исполнительный директорат вы­бирает на пять лет директора-распорядителя, который одновременно является верховным куратором международного штаба МВФ.

Вес каждой страны как в Совете управляющих, так и в исполнитель­ном директорате напрямую зависит от финансового участия страны в МВФ. Каждый из членов имеет по 250 основных голосов и один до­полнительный голос на 100 000 единиц квоты страны. Квота рассчиты­вается на основе таких показателей, как ВНП, величина золотовалют­ных резервов, объем экспорта и импорта и др. Основной долей голосов располагают США (около 20%), а также страны ЕС, вместе взятые (око­ло 30%). Однако в исполнительном директорате действует правило ве­то, что часто нейтрализует первенство в голосах.

1 Всего несколько стран по большей части по политическим причинам не являю ся членами МВФ, среди них Гонконг, Куба, Тайвань, Республика Корея.

Средства МВФ.Основу финансовых средств МВФ составляют платежи стран-членов в счет установленных для них квот. В соответст­вии с квотами определяются права заимствования и право голоса. Пер­воначально четверть платежных обязательств стран выполнялась золо­том, остаток — валютой страны, который оформляется обычно в виде необращаемой беспроцентной ноты (в сущности — простого векселя). Со вторым изменением устава МВФ в 1976 г. место золота заняли пла­тежи в SDR. Однако фонд может разрешить эту часть платежей осуще­ствлять в иностранной или собственной валюте страны.

Каждая страна обязана определить фискального агента (fiscal agency) и депозитарий для осуществления ее финансовых операций с МВФ. Фискальным агентом могут быть казначейство (министерство финансов), центральный банк, стабилизационный фонд, другой упол­номоченный орган. МВФ ведет дела только с уполномоченными стра­ной фискальными агентами, которые имеют право от лица страны осу­ществлять все операции и трансакции1, зафиксированные в Статьях Со­глашения. Кроме того, каждая страна обязана назначить свой централь­ный банк в качестве депозитария для активов в МВФ, выраженных в национальной валюте. Если страна не имеет центрального банка, то для этих целей должен быть выбран другой монетарный институт вплоть до коммерческого банка.

Депозитарий обязан перечислять фонду по запросу и без задержки средства, которые держит страна-член в своей валюте, суммы любому бенефициару, названному фондом, находящемуся на территории этой страны, а также выступать держателем ценных бумаг от лица МВФ, ес­ли страна-член эмитирует необращаемые беспроцентные ноты или ана­логичные финансовые инструменты в качестве заменителя части ее ва­лютных резервов. В дополнение каждая страна-член гарантирует все активы от убытков, которые могут возникнуть в результате неплатежа ко стороны уполномоченного им депозитария.

Специальное право заимствования (SDR) играет ключевую роль в расчетно-ттлатежных отношениях МВФ со странами-членами, поэто­му отметим его наиболее важные черты. SDR представляет собой меж­дународную денежную единицу, которая эмитируется МВФ в форме открываемых счетов. Первоначально в уставе SDR было определено как 0,888671 г чистого золота, что соответствовало 1 долл. США, но с отме­ной золотого паритета необходимость в определении золотого содержа­ния SDR отпала.

Поскольку SDR не торгуют на валютных рынках, эта единица не Имеет рыночной цены, как у национальных валют. Для определения це­ны SDR в настоящее время используют метод корзины четырех важ­нейших мировых валют: доллар США, японская иена, британский фунт

' i Трансакция — предоставление валютных средств странам из ресурсов фонда. "Перащш оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет ресур­се фонда.



Раздел VI. Международные финанс!

Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты




Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru и евро (соответственно USD, JPY, GBP, EUR)1. Каждой валюте при­сваивают свой относительный вес, вычисляемый на основе следующих показателей: а) доля экспорта товаров и услуг стран, валюты которых входят в корзину SDR, в общемировом экспорте; и б) размер резервов, номинированных в соответствующих валютах, которые держатся дру­гими членами МВФ (т. е. за исключением страны, валюта которой рас­сматривается). Список и веса валют пересматриваются каждые пять лет на основе этих показателей. Каждый рабочий день МВФ производит переоценку курса SDR но валютной корзине с учетом рыночных курсов соответствующих валют по отношению к USD. В табл. 22.4 приведен пример оценки курса SDR.

Таблица 22.4

Пример для определения стоимости SDR (на 15 марта 2001 г.)

Валюта Относительный вес I ERi(USD) Эквивалентв USD
EUR 0,43 0,91 0,39
JPY 21,00 121,6 0,17
GBP 0,10 1,44 0,14
USD 0,58 1,00 0,58
Итого     1,28

Формула для определения курса SDR выглядит следующим обра-

зом:

ERsnR(\JSD) = ^d, х £K,.(USD),

где di — относительный вес валюты г;

f-R^USD) — прямой курс USD по отношению к валюте i, т. е. стои­мость этой валюты в долларах США.

Аналогичным образом курс SDR может быть определен и в любой другой валюте корзины.

Использование метода корзины позволяет сглаживать курсовые ко­лебания, которому подвержены курсы отдельных валют, и, следователь­но, уменьшить курсовой риск. По этой причине SDR активно использу­ется для деноминации финансовых активов не только самим МВФ, но и другими международными организациями, фирмами. SDR использу­ют также и в многосторонних межгосударственных соглашениях в каче­стве счетной единицы.

SDR-счета могут держать лишь сам МВФ, страны — участницы сис­темы SDR и так называемые прочие владельцы. Участие в системе Sue добровольно. С 1980 г. в ней участвуют все страны — члены МВФ- В ка

1 С января 2002 г. в связи с введением в обращение наличного евро использую четыре указанные валюты. До этого использовалось 16, а с 1981 г. — 5 валют (подр0 см. [Деньги. Кредит. Банки, с. 395, 396].

честве прочих владельцев могут выступать эмиссионные банки, кото­рые выполняют свои задачи более чем для одного члена МВФ, а также другие официальные учреждения. Частные лица не могут быть держа­телями счетов SDR. Под вложениями SDR в частные банки подразуме­ваются сделки, в которых SDR используется как счетная единица.

В финансовых отношениях МВФ со своими членами SDR исполь­зуется как платежное средство при вкладах в фонд, погашении креди­тов, а также при выплате процентов по кредитам. МВФ может выпол­нить свои обязательства перед страной-кредитором с помощью SDR вместо валюты, а также пополнить резервы стран этой денежной едини­цей.

Страны-члены могут использовать имеющиеся у них резервы SDR без политических и экономических обязательств. Члены МВФ могут в случае финансовой потребности покупать на SDR другие валюты. В этом случае они обращаются в МВФ, который определяет, у каких стран — участниц системы SDR можно осуществить покупку, и органи­зует процесс обмена. Правила обмена (designing) устанавливаются МВФ и регистрируются в уставе фонда. Недопустимым считается ис­пользование SDR в ходе дизайнинга только в целях изменения структу­ры резервов страны, т. е. без целевого использования приобретаемых валют. SDR не могут быть непосредственно использованы для интер­венций на валютных рынках, а должны быть в таких случаях сначала обменены на какую-либо валюту. С 1987 г. трансакции в рамках дизай­нинга не имели место.

143 страны — участницы системы SDR обязаны покупать эту денеж­ную единицу в установленных МВФ размерах, составляющих трех­кратную величину собственных средств страны, предоставленных МВФ. Но эта верхняя обязательная граница по желанию страны может превышаться. В то же время МВФ учитывает финансовое положение стран и стремится привлекать к покупке SDR первоначально те из них, которые имеют достаточно сильные резервные и платежные позиции, причем распределяет обязательства по покупке SDR среди них равно­мерно. Определенное время действовало правило реконституции мини­мального установленного объема SDR, согласно которому в случае рас­ходования SDR страны обязаны были через определенное время восста­новить этот объем путем новых покупок SDR. Однако с 1981 г. оно бы­ло отменено.

Возможности использования SDR постепенно расширялись. В част­ности, они включают: выполнение финансовых обязательств по между­народным договорам; использование в сделках своп; предоставление кРедитов; залоговые операции и дарение. Кроме того, некоторые страны привязывают курсы своих валют к SDR. Расширяется круг прочих вла­дельцев, которым предоставляется право осуществления всех разре­шенных операций с SDR. В настоящее время сюда относят около 20 ин-



Раздел VI. Международные финансы

Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты 707



Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru ститутов, среди которых, например, Всемирный банк, Банк междуна­родных расчетов, Швейцарский национальный банк и др.

SDR создаются в процессе размещения новых выпусков. Существу­ет два способа размещения: общее и одномоментное размещения. В слу­чае общего размещения вновь эмитированные SDR размещаются среди всех стран-участниц пропорционально их доле (квоте) в уставном фон­де МВФ. Такая операция осуществляется не чаще чем один раз в 5 лет по решению квалифицированного большинства Совета управляющих (не менее 85% голосов). Наиболее крупное последнее размещение со­стоялось 1 января 1981 г., в результате чего общее количество составило 21,4 млрд SDR. Специальное одномоментное размещение может быть осуществлено среди ограниченного числа членов МВФ, например в случае вступления в МВФ новых членов. В сентябре 1997 г. Совет управляющих МВФ выдвинул предложение о дополнительном разме­щении с учетом того, что более 20% членов МВФ никогда не участвова­ли ранее в размещении. Однако для вступления предложения в дейст­вие требуется, чтобы за данное решение проголосовало не менее 3/5 чле­нов МВФ с общим количеством голосов в 85%. Такая ситуация до сих пор еще не реализовалась. Однако если решение будет принято, то ко­личество SDR практически удвоится.

В общем объеме международных резервно-платежных средств SDR составляют менее 2% (без учета золота), что связано с ограниченным характером использования этой единицы. Таким образом, SDR в основ­ном используется не как международное резервное средство, а как офи­циальная единица во взаимоотношениях МВФ со странами-членами.

Помимо платежей членов МВФ может использовать и другие воз­можности для пополнения своих кредитных ресурсов: а) обязательную продажу членами МВФ своей валюты в установленных границах за предоставленные SDR; б) заимствования у членов МВФ при их согла­сии (особенно большую роль здесь играют США); в) операции на меж­дународных финансовых рынках; г) процентные платежи по ранее пре­доставленным кредитам и возврат основных сумм долга; д) кредитные линии, которые открываются группами стран (наиболее существенную роль играют кредитные линии экономически развитых стран). Возмож­ности привлечения средств на международных финансовых рынках до сих пор практически не используются фондом. Ряд наиболее активных членов МВФ опасается, что операции на международных финансовых рынках поставят фонд в сильную зависимость от тенденций их разви­тия, не всегда складывающихся благоприятным образом.

Источником средств МВФ является также продажа золотого запа­са, накопленного в период системы фиксированных паритетов. С мо­мента второго изменения Устава МВФ (1978 г.) золото стало иметь зна­чение лишь как один из активов, но все же достаточно существенный, поскольку МВФ за счет прежних золотых платежей обладает достаточ­но большими запасами. Так, например, в апреле 2008 г. Совет директо

ров МВФ принял решение о продаже 403 т золота из имевшихся у него 3217 т в целях сокращения дефицита бюджета фонда1.

Все учреждения стран-участниц могут осуществлять сделки с золо­том по свободным рыночным ценам. МВФ имеет две возможности для использования золота, что предполагает решение большинства членов в 85% голосов. Во-первых, золото МВФ может быть продано по бухгал­терской стоимости (1 унция = 35 SDR) странам, которые к концу 1975 г. были членами МВФ (реституция золотого запаса). Во-вторых, фонд может продать золото странам-участницам или на рынке по рыночной цене. Полученная при этом сверх бухгалтерской стоимости дополни­тельная выручка зачисляется на специальный счет (Special Disburse­ment Account, SDA). С этого счета могут выделяться регулярные креди­ты для улучшения платежного баланса членов МВФ, в первую очередь помощь развивающимся странам, в том числе в форме процентной суб­сидии.

Почти 'А рыночной реализации золотого запаса МВФ была направ­лена как безвозмездная помощь большому количеству развивающихся стран пропорционально их квоте в МВФ. Остальные же вырученные средства были перечислены в Доверительный фонд (Trust Fund), соз­данный в 1976 г. как управляемый МВФ особый актив для выполнения программы реализации золота в пользу развивающихся стран еще до утверждения второго изменения Устава МВФ. Однако средства в поль­зу этого фонда поступали также из доходов МВФ на вложенный капи­тал, от пожертвований, в форме средств от продажи золота, которые не были востребованы рядом развитых стран. Помощь Доверительного фонда получили 55 самых бедных стран. После предоставления послед­них кредитов Доверительный фонд прекратил свое существование в 1981 г. Проценты и основная сумма долга поступали с этого момента на счет SDA

Кредитная политика МВФ.Кредитный портфель МВФ достаточно широк и постоянно изменяется: одни виды кредитной помощи стра­нам-членам прекращают свое существование, другие — вводятся в прак­тику. В связи с этим отметим общие черты и наиболее важные виды кредитов фонда. Наибольшее значение имеют следующие виды помощи со стороны МВФ: а) «чистые» резервные транши; б) кредитные линии (транши); в) специальные кредитные (фондовые) линии; г) кредиты структурной перестройки для наиболее слаборазвитых стран.

Большинство видов кредитов фонда имеют ряд общих черт. Во-пер­вых, величина кредита увязывается с размером квоты страны в МВФ. Во-вторых, кредит предоставляется в форме заимствования, при кото­рой страна покупает у МВФ иностранную валюту или SDR за собствен­ную валюту. По истечении установленного периода времени стра-на-член обязана выкупить национальную валюту в тех средствах, в ко­торых был предоставлен кредит. В-третьих, кредит дается при условии

1 Ведомости. 2008. 9 апр. С. АОЗ.



Раздел VI. Международные финансы

Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты 709



Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru принятия и выполнения страной определенных обязательств по рефор­мированию экономики, согласованных с фондом (связанный характер кредитов).

Резервные транши (reserve tranches) осуществляются за счет собст­венных предварительно внесенных в МВФ средств. «Чистый» резерв­ный транш соответствует квоте страны в МВФ за вычетом доли, выпла­ченной в собственной валюте, если последняя не была использована МВФ для кредитов другим странам. На резервный транш не начисляют процентные платежи.

Кредитные линии предоставляются в рамках соглашений, извест­ных под названием «stand-by». Главное их назначение — кредитование макроэкономических стабилизационных программ стран-членов. Сред­ства, приобретаемые страной в рамках кредитных линий, предоставля­ются траншами (общее количество — 4), каждый из которых соответст­вует 25% квоты страны, и при условии выполнения стабилизационных программ. В последних МВФ устанавливает по согласованию со стра­ной-членом меры макроэкономического характера, например, по пре­одолению дефицита бюджета, снижению уровня инфляции, устране­нию или смягчению экспортных и импортных квот и пошлин и т. п. Ес­ли страна не выполняет условий соглашения с МВФ, то очередной транш может быть задержан или обязательство о его предоставлении может быть аннулировано. МВФ также использует периодически фон­ды расширенного доступа к своим ресурсам (Extended Fund Facil­ities) для стран-членов, у которых масштабы неравновесия платежного баланса велики по сравнению с размерами их квот.

Специальные кредитные линии открываются для стран — экспорте­ров сырья, зерновых, валютные поступления которых сильно зависят от конъюнктуры мировых цен, для финансирования непредвиденных по­терь в результате действия непредсказуемых внешних факторов, фи­нансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внеш­него долга и ряда других целей. В 1993 г. МВФ учредил Фонд поддерж­ки структурных преобразований, предназначенный в основном для стран СНГ.

Обычный срок кредитных траншей и специальных линий — от 3,25 до 5 лет, а расширенной фондовой линии — от 4,5 до 10 лет. Проценты, начисляемые в рамках указанных кредитов, зависят от источника средств, а также от так называемой процентной ставки SDR, которая определяется как средневзвешенная по заранее определенным трехме­сячным финансовым инструментам (казначейские обязательства, депо­зитные сертификаты, межбанковские депозиты) в странах, валюта ко­торых используется для расчета курса SDR. Кроме того, МВФ взимает со стран-заемщиков комиссионный сбор в размере 0,5% суммы кредита на покрытие организационных расходов.

Для облегчения развивающимся странам финансового бремени при получении кредитных траншей и специальных линий (фактиче-

ски на рыночных условиях) МВФ может предоставлять процентные субсидии со специального счета, достигающие порой половины ставки по кредиту. Средства этого счета формируются в основном за счет пла­тежей по кредитам Доверительного фонда, а также пожертвований ря­да стран. Поскольку МВФ в целом придерживается принципов равно­го обслуживания своих членов, процентные субсидии являются ис­ключением.

При решении вопроса о предоставлении кредитных траншей и спе­циальных линий исследуется воздействие на платежный баланс страны ряда значимых величин, таких, например, как импортные и экспортные цены важнейших товаров, процентные ставки на международных фи­нансовых рынках и др. Если они изменяются неблагоприятным образом и это отражается на платежном балансе страны, то, по заключению экс­пертов фонда, может быть принято решение о предоставлении кредита. Если же тенденции изменения изучаемых величин более благоприят­ные, чем ожидалось, то страна обязана увеличивать свои валютные ре­зервы или сокращать средства, заимствованные у МВФ.

Кредитные линии структурных преобразований (structural adjust­ment facility, SAF и extended structural adjustment facility, ESAF), назы­ваемые также концессионными кредитами, предоставляются разви­вающимся странам с низким доходом на душу населения на особо бла­гоприятных условиях. Процентная ставка по ним не превышает 0,5% годовых. Перед предоставлением кредитов страна-заемщик, МВФ и Всемирный банк разрабатывают совместно среднесрочный рамоч­ный план экономического развития (policy framework paper), служа­щий основой программы структурных преобразований, конкретизи­руемой в ежегодных соглашениях сторон. В отличие от стабилизаци­онных программ по кредитным траншам рамочный план экономиче­ского развития носит менее жесткий характер; в частности, не устанавливаются, как правило, целевые величины уровня инфляции, государственного долга и т. п. Срок погашения указанных кредитов — от 5,5 до 10 лет.

В связи с тем что ряд стран не соблюдает свои платежные обяза­тельства, МВФ открыл страховые счета (special contingent accounts). Средства на эти счета поступают в основном из процентов по кредитам МВФ, а также за счет взносов стран-должников и стран-кредиторов. Ежегодно страховые резервы МВФ повышаются на 5%.

Группа Всемирного банка

К Группе Всемирного банка (ГВБ) относятся пять международных финансовых института (табл. 22.5). Россия — член всех организаций Группы ВБ, кроме МЦУИС.



Раздел VI. Международные финансы

Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты




Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Таблица 22.5

Группа Всемирного банка

Институт Кол-во стран Год соз­дания Функции
МБРР (IBRD) Льготные кредиты (6—7% годовых, на 15—20 лет с 5-летней отсрочкой основного долга (платятся только проценты)
MOK(IFC) Кредиты частному предпринимательству и высокорентабельным предприятиям, стиму­лирование частных инвестиций
MAP (IDA) Кредиты беднейшим странам (с годовым до­ходом не более 1305 долл. на душу населения)
MIiyHC(ICSID) Урегулирование инвестиционных споров
МАГИ (MIGA) Помощь в создании благоприятного инвести­ционного климата

Непосредственно к Всемирному банку (ВБ) причисляют две орга­низации: МБРР и его дочернюю структуру — Международную ассоциа­цию развития (International Development Association, IDA). В Группу Всемирного банка помимо указанных организаций входят также на пра­вах ассоциированных членов Международная финансовая корпорация (International Financial Corporation, IFC), Многостороннее агентство гарантирования инвестиций (Multilateral Investment Guarantee Agency, MIGA) и Международный центр урегулирования инвестиционных спо­ров (International Center for Settlement of Investment Disputes, ICSID).

Основными целями организаций ГВБ являются: а) содействие ре­конструкции и развитию народного хозяйства стран-членов; б) поощре­ние частных и иностранных инвестиций посредством предоставления гарантий и участия в займах и инвестициях частных кредиторов и дру­гих инвесторов; в) стимулирование сбалансированного роста междуна­родной торговли и поддержание сбалансированного платежного балан­са стран-членов. Разрабатываются скоординированные механизмы реа­лизации задач, что обеспечивается также и организационной интегра­цией, в частности наличием общего президента, Совета управляющих и исполнительного директората. Принципы определения квот, количе­ства голосов, представительства в органах управления ГВБ сходны с МВФ. Советы управляющих МВФ и ГВБ проводят один раз в году со­вместное собрание. Однако имеются особенности в механизме финан­сирования организаций ГВБ, критериях отбора стран — кандидатов на получение помощи, условиях кредитования. Каждая организация в пра­вовом отношении является самостоятельной. МФК и МАГИ имеют свои собственные штабы сотрудников и собственных распорядитель­ных вице-президентов.

Как и МВФ, ГВБ построена по регионально-отраслевому принципу-часть вице-президентов возглавляет региональные департаменты, °

тальные отвечают за конкретные сферы управления. Вместе с тем ре­гиональная структура ГВБ более разветвленная, чем у МВФ. Кроме то­го, в организациях ГВБ более представительный состав специалистов: помимо экономистов и финансовых экспертов (как в МВФ) здесь рабо­тают также инженеры, агрономы, юристы, эксперты по телекоммуника­циям и другим разнообразным отраслям. Их задача заключается в тща­тельной экспертизе проектов, на которые предлагается выделение средств.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Меж­дународная ассоциация развития (MAP).Членом МБРР может быть только государство, которое является одновременно членом МВФ и бе­рет на себя, таким образом, вытекающие из этого обязательства. Член­ство в МБРР является, в свою очередь, предпосылкой для членства в других организациях Группы Всемирного банка. В соответствии со ст. 1 Устава МБРР он был создан в связи с большой потребностью в фи­нансовых средствах стран-членов для возрождения и экономического развития. Сначала средства МБРР направлялись для возрождения стран Европы в рамках американской программы «European Recovery Program», основанной на плане Маршалла. С 50-х гг. XX в. МБРР обра­тился к экономическому содействию развивающимся странам.

MAP была создана с целью предоставления финансовых средств развивающимся странам на более льготных условиях, чем МБРР. Она является фактически доверительным фондом, находящимся под управ­лением МБРР. У MAP, так же как и у МАГИ, имеется две группы чле­нов. К первой из них относятся в основном промышленно развитые страны, а также некоторые другие, сильные в финансовом отношении, например Кувейт, Новая Зеландия, Исландия, Объединенные Арабские Эмираты (заметим, что Россия также относится к этой группе). Все ос­тальные члены отнесены ко второй группе. Такое деление важно для дифференциации условий предоставления финансовой помощи (в слу­чае MAP, у которой члены первой группы являются донорами) и опре­деления размеров дивидендов, начисляемых на доли участия при пря­мых инвестициях (в случае МАГИ).

Средства МБРР и MAP.При основании банка финансовые ресур­сы были получены за счет взносов его членов и пополняются за счет этого источника при вступлении новых членов. Однако уставный капи­тал играл ключевую роль в финансировании программ банка лишь на нервом этапе. В настоящее время основные средства МБРР получает за счет операций на международных финансовых рынках путем эмиссии сРедне- и долгосрочных долговых обязательств, имеющих наивысший кредитный рейтинг AAA, а также путем частного размещения средств Правительств, центральных банков и других кредиторов по фиксиро-ванным ставкам процента. МБРР размещает свои ценные бумаги более Чем в 100 странах и является при этом крупнейшим заемщиком на ми­ровых рынках капитала, а также одним из самых крупных заемщи-



Раздел VI. Международные финансы

Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты




Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru ков-нерезидентов на национальных рынках. В отличие от МВФ МБРр занимает средства не только у правительств, но и у частных организа­ций, причем в значительно больших размерах. В последнее время все большее значение приобретают средства от погашения ранее предостав­ленных займов и проценты по ним. Периодически МБРР осуществляет также продажу гарантированных требований по кредитам, предостав­ленным банком, инвесторам, которые ищут возможности надежного вложения капитала.

С 1982 г. МБРР помимо традиционных средне- и долгосрочных зай­мов стал привлекать средства и на денежных рынках, в частности за счет распространения краткосрочных дисконтных нот (short term dis­count notes) и нот с плавающей процентной ставкой (floating rate notes), а также взятия краткосрочных кредитов у эмиссионных банков в рам­ках открываемых ими кредитных линий. Еще в большей степени, чем краткосрочные кредиты, политику рефинансирования МБРР с 80-х гг. XX в. стали определять валютные свопы1, позволяющие уменьшить фи­нансовые издержки за счет использования валют с более низкими про­центными ставками. При этом страны-заемщики выигрывали также за счет получения кредитов на более льготных условиях. Однако они ока­зываются подверженными более высокому курсовому риску, связанно­му с тем, что низкопроцентные валюты имеют повышенную стоимость по отношению к USD. В связи с этим МБРР перешел с 1989 г. к более взвешенной валютной корзине своего пула, чтобы уменьшить курсовой риск ссудополучателей, несмотря на некоторое увеличение средней процентной ставки.

Благодаря тщательному отбору проектов, стран-заемщиков и кон­тролю использования средств у МБРР не возникают безвозвратные по­тери из-за прекращения основных и процентных платежей. Однако имеют все же место задержки с возвратом займов рядом стран, таких, как Никарагуа, Перу, Либерия и некоторых других. Для проблемных займов МБРР создает специальные резервные фонды. В интересах стран-кредиторов МБРР не участвует в принципе в акциях по реструк­туризации долгов стран, испытывающих серьезные проблемы с платеж­ным балансом.

У MAP основными источниками ресурсов являются взносы в устав­ный капитал, часть перечисляемой ей прибыли МБРР, поскольку MAP ведет свою деятельность фактически на некоммерческих началах, и по­гашение ранее выданных кредитов.

Кредитная политика МБРР и MAP.МБРР и MAP проводят в ос­новном одинаковую политику в отношении отбора проектов для фи­нансирования, предоставляя кредиты лишь для проектов, которые в экономическом и техническом плане безупречны и имеют высокий приоритет для экономического развития стран-должников.

1 Валютный своп — обмен номинала и фиксированного процента в одной валю на номинал и фиксированный процент в другой валюте.

Существенные отличия имеются в условиях отбора стран-кредито­получателей, а также самих займов. МБРР предоставляет средства, как правило, не в национальной валюте страны-должника, а в девизах (при­знанные на международном уровне средства платежа). В соответствии с Уставом МБРР платежеспособность стран-должников должна быть достаточно высокой, поэтому проверяются прежде всего размер и структура ее международных долгов. Если развивающаяся страна в этом отношении неблагополучна, то она не может быть кредитополу­чателем МБРР. Требования MAP более мягкие и предъявляются не столько к уровню задолженности страны, сколько к целевому и эффек­тивному использованию предоставляемых средств. Кроме того, фор­мально устанавливается критерий уровня ВНП на душу населения, при котором страна может получать средства MAP: не более 1305 долл. (у МБРР, напротив, больше). Однако на практике кредиты MAP пре­доставляются при значительно меньших уровнях дохода. Ссудополуча­телем может быть правительство либо организация, имеющая прави­тельственную гарантию. Большинство кредитов МБРР и MAP имеют «проектный характер», т. е. выделяются под конкретные проекты возро­ждения и развития, кроме специально оговоренных случаев.

Специалисты Всемирного банка следующим образом классифици­руют свои займы. Особые инвестиционные займы (specific investment loans) предоставляются для финансирования определенного объекта с целью возведения новых производственных сооружений, расширения объема производства на уже существующих объектах или улучшения их технического обслуживания. Фактически именно займы такого рода относятся к проектным и по-прежнему преобладают в общем объеме долгосрочных кредитных ресурсов (около 50%).

К группе секторальные операции (sector operations) относятся раз­личные займы, которые предоставляются для финансирования проек­тов в границах целевых секторов экономики, например транспорта, энергетики, сельского хозяйства и т. п. Определение финансируемых объектов в рамках целевых секторов осуществляется правительствами стран-ссудополучателей по критериям, устанавливаемым Всемирным банком. Займы предоставляются либо непосредственно правительству (sector investment and maintenance loans), либо организациям, которые определяются правительством и фактически выступают посредниками между ним и конечным получателем средств, например национальным обществам финансирования развития или аграрным фондам (financial intermediary loans). К секторальным операциям относят также сектор­ные займы структурной перестройки (sector adjustment loans), предна­значенные для решения общих задач в границах целевых секторов, ко­торые могут возникнуть, например, при смене экономической полити­ки. Часто средства по этим ссудам направляются на финансирование импортных операций.

714 Раздел VI. Международные финансы

Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты




Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Кредиты структурной реорганизации (бюджетозамещающие реа­билитационные займы) введены с 1980 г. как помощь странам, испыты­вающим проблемы с платежным балансом, и предусматривают проведе­ние широкого спектра мероприятий национального правительства Критерии для выделения таких кредитов наиболее мягкие и состоят в представлении страной программы структурных преобразований, со­гласованной с ГВБ и имеющей перспективы на успех. Такого рода кре­диты родственны аналогичному финансированию со стороны МВФ мер по преодолению дефицита платежного баланса, поэтому указанные ор­ганизации согласуют масштабы, сроки, условия кредитования. МБРР предоставляет также кредиты для преодоления последствий катастроф (emergency reconstruction loans), например землетрясений или засухи, однако значение их до настоящего времени невелико (около 1% всех выделяемых средств).

Особый приоритет при распределении финансовых средств MAP уделяется таким целям, как борьба с бедностью, защита окружающей среды, поддержка мер макроэкономической и секторальной политики национальных государств. В 1985 г. была открыта специальная кредит­ная линия для поддержки стран южнее Сахары (special facility for Sub-Saharan Africa). После завершения финансирования по данной кре­дитной линии в действие вступила новая программа для стран Южной Африки, которые имеют низкий уровень национального дохода и высо­кий уровень долга (special program of assistance for Africa).

Сроки предоставления кредитов зависят от продолжительности фи­нансируемого проекта, но в основном период их погашения у МБРР со­ставляет 12—15 лет, а у MAP — 35—40 лет. Средства, предоставляемые Группой Всемирного банка в иностранной валюте, в принципе должны быть возвращены в тех же платежных средствах. Если издержки по осу­ществляемым национальными правительствами программам, проектам возникают в национальной валюте, то они должны и возмещаться за счет собственных средств, так что валютные риски несут сами прави­тельства. Если при этом в данной стране из-за неразвитости националь­ного валютного рынка нет достаточного количества международных средств платежа, то правительство должно приобрести их на междуна­родных финансовых рынках.

Поскольку МБРР сам предоставляет кредиты из заемных средств, то процентные ставки зависят от общих тенденций в их движении на международных рынках капитала и денег. Долгое время МБРР исполь­зовал расчетные формулы для определения процентных ставок, кото­рые, однако, не учитывали ряд новых явлений конца 70 — начала 80-х годов, среди которых: большие колебания ставок на международных рынках; переход к использованию плавающих процентных ставок в ме­ждународном кредитовании; увеличение периода времени между кре­дитными обещаниями и фактическим началом предоставления креди­тов и др. В связи с этим МБРР перешел с 1982 г. к использованию пла-

вающих процентных ставок, пересматриваемых каждые полгода. На­чальная процентная ставка базируется на издержках приобретения средств самим банком (qualified borrowings). К средневзвешенным из­держкам капитала добавляется затем маржа 0,5%. Фактически ставка процента с учетом маржи банка составляет около 6—7% годовых. В то время как большинство кредитов МБРР имеют ставку, немного превы­шающую рыночные, кредитные транши МВФ, напротив, дешевле ры­ночных ставок. МБРР, как и МВФ, взимает комиссию за обязательства, которая составляет 0,75% годовых с неизрасходованной суммы займа. МБРР практикует также различного рода денежные сборы, например для обещанных, но еще не предоставленных займов (0,25%), для реше­ния своих краткосрочных финансовых проблем.

Перед предоставлением кредитов МБРР и MAP анализируют об­щее экономическое положение страны-заемщика, в первую очередь платежный баланс, планы развития и инвестиционную политику. Далее проводится анализ экономических, технических и институциональных аспектов проекта с точки зрения его осуществимости и экономичности. После завершения проектного анализа в соглашении о займе МБРР (loan agreement) и в соглашении о предоставлении кредита развития MAP (development credit agreement) устанавливаются особые условия, которые должны быть выполнены сторонами. Кроме того, в соглашения включаются общие положения Всемирного банка (general conditions), которые, однако, могут корректироваться. В период осуществления проекта Всемирный банк посылает комиссии для проверки хода его вы­полнения. Приблизительно через год после окончательного предостав­ления средств по любому проекту Всемирного банка составляется док­лад, в котором подводятся текущие итоги.

Международная финансовая корпорация (МФК).Созданная в 1956 г. как первое дочернее общество МБРР МФК содействует разви­тию частноэкономической инициативы в развивающихся странах пу­тем предоставления совместно с заинтересованными частными инве­сторами кредитов на льготных условиях. В отличие от МБРР и MAP страны-члены должны полностью выплачивать подписанную ими до­лю, что отражает коммерческий характер МФК. В ст. 1 Устава МФК го­ворится, что основная цель организации состоит в соединении усилий Международного и частного капиталов, опыта менеджеров для содейст­вия частным инвестициям в менее развитых странах-членах. Потреб­ность в таком финансовом институте возникла потому, что МБРР по своему статусу предоставляет кредиты только правительствам или тре­бует правительственные гарантии и не имеет права участвовать в устав­ном капитале частных фирм. МФК, напротив, участвует в собственном Капитале частных предприятий, а также содействует сбыту акций и дол­говых обязательств таких предприятий путем предоставления гаран­тий. При этом не исключается участие в финансировании частных



Раздел VI. Международные финансы

Глава 22. Международные финансы: структура, организация, институты 717



Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru Международный валютный фонд - student2.ru предприятий (наряду с МФК) государственного капитала как в форме кредитов, так и в форме паев.

До середины 80-х гг. XX в. МФК получала финансовые средства в основном из уставных платежей стран-членов, кредитов МБРР и те­кущей прибыли. С 1985 г. все большее значение имеет политика рефи­нансирования на международных рынках капитала. Источником рефи­нансирования МФК является также продажа долей участия в собствен­ном капитале частных предприятий развивающихся стран, тем более что такое участие ограничено во временном отношении. С 1995 г. МФК приступила к продаже требований по кредитам специально соз­данной организации off-shore trust, которая осуществляет секьюритиза-цию кредитов путем распространения среди институциональных инве­сторов и банков специально выпускаемых сертификатов.

Финансовая помощь МФК может предоставляться в форме долго­срочных кредитов, участия в собственном капитале, гарантий либо пу­тем их комбинации. Хотя МФК не требует правительственных гаран­тий, она тщательно анализирует кредитоспособность бенефициаров своих средств. Кроме того, риск финансирования снижается за счет уча­стия МФК, как правило, в синдицированных кредитах, с покрытием не более 25% общих издержек. Кредиты, предоставляемые МФК, предна­значены в первую очередь для финансирования развития финансовых услуг и институтов рынка капиталов. Большое значение имеет также кредитование перерабатывающей и химической промышленности, ав­томобилестроения, сферы туризма.

Финансовые условия кредитов МФК значительно более «жесткие», чем у МБРР и MAP. Наибольшая часть кредитов МФК предоставляет­ся на срок от 7 до 12 лет по твердым или плавающим ставкам в самых разнообразных валютах. Участие МФК в собственном капитале част­ных фирм осуществляется путем предоставления средств в националь­ной валюте соответствующей страны. Доли участия после осуществле­ния инвестиционного проекта продаются. Кроме того, МФК для повы­шения заинтересованности частных инвесторов гарантирует суммы вкладов в уставный капитал (guaranteed recovery of investment principal, GRIP). Идея GRIP заключается в том, что МФК вкладывает средства, предоставляемые инвесторами, в уставные капиталы, принимая на себя риск потерь. Дивиденды и прибыль на капитал делятся между инвесто­рами и МФК в соответствии с заключенным между ними соглашением. После окончания срока соглашения инвестор выбирает между возмож­ностями перезаписи доли участия на свое имя либо отказа от нее, при­чем ему возвращается, по крайней мере, первоначальный взнос капита­ла.

Наши рекомендации