Американская модель управления

Роли и функции менеджера.

Мен-ер – это член орг, осуществляющий руководство людьми, он определяет цели работы и принимает эффективные решения. Менеджер в любой организации выполняет 3 группы ролей:

По Минцбергу роль- набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности. Выделил 10 управленческих ролей, сгруппированных в три блока.

1. Межличностные: (Номинальное начальство. Лидерство. Налаживание взаимодействия)

– главный руководитель– символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера (действия, обязываемые положением);

– лидер– ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности (фактически все управленческие действия с участием подчиненных);

– связующее звено– обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги (переписка, участия в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами).

2. Информационные: (Мониторинг. Распространение. Представительские действия)

– приемник информации– разыскивает и получает разнообразную информацию специализированного характера, которую использует в интересах своего дела; обработка всей информации, поступающей в организацию, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации (периодические издания, ознакомительные поездки);

– распространитель информации– передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; (рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным (обзоры, беседы));

– представитель– передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли (участие в заседаниях, обращение через почту, устные выступления, включая передачу

информации во внешние организации и другим лицам).

3. Решающие: (Предпринимательство. Контроль нарушений. Распределение ресурсов. Переговоры)

– предприниматель– изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов (участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности);

– устраняющий нарушения– отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений (обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы);

– распределитель ресурсов– ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации – что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации (составление графиков, запросы полномочий, действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных);

– ведущий переговоры– ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах (ведение переговоров).

Роль менеджера в условиях рыночных отношений в России очень велика. Проф. Деятельность менеджера осуществляется в сфере управления и бизнеса в различных акционерных обществах, общественных и частных фирмах. Эффективность управления определяется с помощью следующих элементов: производительность; степень достижения цели; управляемость; ритмичность работы; прирост качества.

Основные функции менеджера:

-выработка плана действий всей организации;

-координация всех подразделений управления;

-воздействие на нижестоящие звенья и их руководителей;

-подбор кадров на различные участки управления.

Сумма всех полномочий, которыми обладает менеджер называются властью.

Совокупность всех методов и приемов, которые использует менеджер в своей работе и их определенное сочетание – стиль руководства. (автократический, демократический, адаптивный, либеральный)

Американская модель управления.

Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.

Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение.

Основные черты:

n Жесткая организация управления

n Ориентирована в основном на корпорации

n Широко использует в деятельности организации стратегическое управление

n Главной чертами управления являются выбор: оптимального решения, оптимальной структуры, рациональные отношения в коллективе, высокая производительность.

Доминирующие качества делового человека - Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску;

Критерии к продвижению по службе - Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро;

Профессиональная компетентность - Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации;

Процесс принятия решений - Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно;

Отношение работников к фирме и работе - Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив — экономические факторы (деньги).

Характер проведения инноваций - Революционным путем;

Форма деловых отношений – Контракты.

Американская модель менеджмента активно используется в Австралии, Канаде и ряде других стран.

Характеристики Модели
Японская модель менеджмента Американская модель менеджмента
Доминирующие качества делового человека Умение работать в "команде", ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного "Я", нежелание рисковать Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску
Критерии к продвижению по службе Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро.
Профессиональная компетентность Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе. Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.
Процесс принятия решений Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро. Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно.
Отношение работников к фирме и работе Пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально- психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.). Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив — экономические факторы (деньги).
Характер проведения инноваций Эволюционным путем Революционным путем
Форма деловых отношений Личные контакты на основе взаимного доверия Контракты
Характеристики Модели
Японская модель менеджмента Американская модель менеджмента
Доминирующие качества делового человека Умение работать в "команде", ориентация на коллектив, отказ от выпячивания собственного "Я", нежелание рисковать Отказ от индивидуализма, переход к коллективным формам, стремление к продуманному риску
Критерии к продвижению по службе Жизненный опыт, хорошее знание производства. Медленное должностное продвижение Высокая квалификация, способность к обучению. Перемещение в должности происходит быстро.
Профессиональная компетентность Специалисты широкого профиля, специальные требования и формы повышения квалификации: обязательная переподготовка; ротация места работы (должности); письменные отчеты о работе. Тенденция перехода от узкой специализации к овладению несколькими смежными специальностями. Традиционные формы обучения и повышения квалификации.
Процесс принятия решений Снизу вверх, принятие решения по принципу консенсуса; решение принимается долго, реализуется быстро. Сверху вниз, индивидуальность принятия решения менеджером; принимаются быстро, реализуются медленно.
Отношение работников к фирме и работе Пожизненный найм, переход в другую фирму считается неэтичным поступком. Главные мотивы поведения сотрудников характеризуются социально- психологическими факторами (чувством принадлежности к коллективу и др.). Краткосрочный найм, частая смена работы в зависимости от материальных благ. Главный мотив — экономические факторы (деньги).
Характер проведения инноваций Эволюционным путем Революционным путем
Форма деловых отношений Личные контакты на основе взаимного доверия Контракты

Наши рекомендации