Основные виды финансового контроля

Признаки классификации Виды финансового контроля
Субъект контроля Государственные, негосударственные (аудиторские, внутрихозяйственные, общественные)
Объект контроля Бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, страховой, денежно-кредитный и др.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, вы­деляют: государственный финансовый контроль и негосудар­ственный финансовый контроль, который включает аудиторс­кий, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Государственный финансовый контроль представляет собой со­вокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государствен­ной власти норм права с целью обеспечения законности, целесооб­разности, эффективности образования, распределения и использо­вания финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль охватывает не только государственный сектор экономики, но и распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, главным об­разом путем проверки соблюдения ими налогового законода­тельства, выполнения государственных и муниципальных зака­зов, целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кре­дитов, а также эффективности предоставления и законности использования налоговых льгот. Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

Организация государственного финансового контроля в раз­личных странах во многом определяется формой государственного устройства (например, для России, США — наличие инсти­тута президентской власти). С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:

1. По отношению к ветвям государственной власти: контроль, осуществляемый законодательными (представительными) орга­нами государственной власти, как непосредственно (парламент­ский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля; контроль, осуществляемый Президен­том; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти[80].

Парламентский контроль включает: рассмотрение и утверж­дение бюджета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию фи­нансовых нарушений и др. Например, в Индии — это парламент­ские комитеты (государственной отчетности, бюджетных предложений, по делам государственных предприятий), в США такими органами, являются Бюджетное управление конгресса и Главное контрольно-финансовое управление[81]. Назначение Бюд­жетного управления конгресса — снабжать Конгресс, в том числе бюджетные комитеты, информацией по финансово-экономичес­ким вопросам, анализировать исполнение финансовых программ и др. Основной функцией Главного контрольно-финансового уп­равления как главного органа, контролирующего исполнение бюджета, является контроль за правительственными расходами. Этот орган имеет определенную независимость от обеих ветвей власти.

В ряде стран (Австрия, Испания, Франция, Германия и др.) в качестве независимых органов государственного финансового контроля выступают Счетные палаты. В Российской Федерации парламентский контроль, в том числе в финансовой сфере, осу­ществляют палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная Дума, которые образуют комитеты и комиссии (например, комитет по бюджету и налогам). В соответствии со ст. 107 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой феде­ральные законы по вопросам: федерального бюджета; федераль­ных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, та­моженного регулирования, денежной эмиссии[82]. Органами неза­висимого государственного финансового контроля в РФ является Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъ­ектов РФ.

В большинстве стран параллельно с органами парламентско­го контроля действуют также правительственные контрольно-ре­визионные органы[83]. В США таким органом является админист­ративно-бюджетное управление при Президенте, инспекторские службы в федеральных ведомствах, президентский совет по борь­бе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных уч­реждениях; в Финляндии — это Ревизионное управление государ­ственного хозяйства, которое входит в Министерство финансов. К таким органам относятся также служба Генерального инспек­тора и ревизора в Индии, ведомство Генерального контролера в Канаде и т.д.

Система контрольных органов в рамках исполнительной власти в Российской Федерации формируется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (федеральная служба), финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств.

Президентский контроль в Российской Федерации, как контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законода­тельством (например, Контрольное управление Президента РФ).

2. По отношению к уровню государственной власти выделя­ют: федеральные органы государственного финансового контроля и региональные органы государственного финансового конт­роля. К федеральным органам относятся: в РФ — Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его федеральные службы и др.; в Германии (ФРГ) — Федеральная счетная палата; во Франции — Счетная палата Франции. К региональным органам можно отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ (на­пример, Контрольно-счетная палата Москвы, контрольно-счет­ные палаты краев и областей РФ), контрольные органы админи­страции субъектов РФ (например, Главное управление государ­ственного финансового контроля города Москвы); в ФРГ — счет­ные палаты федеральных земель; во Франции — региональные счетные палаты.

3. По характеру компетенции[84] выделяют: органы общей ком­петенции - осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов (например, Счетная палата РФ, Глав­ное контрольное управление Президента РФ, Федеральная служ­ба финансово-бюджетного надзора РФ и др.); органы отраслевой компетенции (Федеральная служба страхового надзора); органы межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба).

Негосударственный финансовый контрольвключает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый конт­роль и общественный контроль.

Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осу­ществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соот­ветствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать пра­вильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, фи­нансовом и имущественном положении субъектов хозяйствова­ния и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля досто­верности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итого­вым документом, в котором отражаются результаты проведенно­го аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к ко­торым относятся члены организации или собственники ее иму­щества, налоговые органы, органы статистики.

В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в отноше­нии определенных субъектов хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в опреде­ленной организационно-правовой форме) и инициативный ау­дит. Целью обязательного аудита является получение информа­ции о финансовом положении организации, пользователями ко­торой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и ис­пользования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом поло­жении организации, состоянии ее взаимоотношений с контра­гентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима ис­полнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.

Аудиторский контроль имеет свои особенности: аудит осу­ществляется на договорных началах; субъект хозяйствования имеет определенную самостоятельность в выборе аудиторской организации (аудитора); выявленные в ходе аудиторской провер­ки нарушения действующего законодательства влияют на форму выражения мнения аудиторской организации о достоверности отчетности, но не влечет за собой применения финансовых санк­ций (например, в отличие от органов налогового контроля).

В международной практике аудита в настоящее время выде­ляют: операционный аудит, представляющий собой проверку функционирования отдельных частей хозяйственного механизма организации в целях оценки их эффективности, надежности и полезности; аудит на соответствие, который предполагает про­верку соблюдения норм законодательных актов и инструктивных материалов, предписанных персоналу администрацией; аудит финансовой отчетности, который проводится для того, чтобы определить, согласуется ли учетная и отчетная информация с об­щепринятыми правилами бухгалтерского учета[85].

Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные. подразделения, предусмотренные управленческой структурой субъекта хозяйствования, а также отдельные специалисты. Внут­рихозяйственный контроль имеет ряд особенностей: работники, его осуществляющие, непосредственно подчиняются руководи­телю; этот вид финансового контроля осуществляется постоян­но, а не периодически; кроме того, отсутствует единая регламен­тация объема и характера процедур контроля, порядка их доку­ментирования (определяется, как правило, самой организацией). Внутрихозяйственный контроль организуют, в основном, на средних и крупных предприятиях; его осуществление при усло­вии правильной организации способствует: повышению ответ­ственности должностных лиц и работников; сохранности и раци­ональному использованию финансовых ресурсов организации; предотвращению негативных явлений в финансово-хозяйствен­ной деятельности организации; получению необходимой опера­тивной информации для осуществления управления.

К видам финансового контроля традиционно относят и об­щественный контроль, под которым понимают контроль, осу­ществляемый непосредственна гражданами, а также обществен­ными организациями и объединениями, т. е. без участия специ­альных государственных органов.

В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможен­ный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денеж­но-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фон­дов и др.

Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших ви­дов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответству­ющий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, конт­роль за правильностью осуществления бюджетного учета. Нало­говый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.

Финансовый контроль, объектом которого являются финан­совые отношения, складывающиеся в различных сферах и звень­ях финансовой системы, могут осуществлять как органы государ­ственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют спе­циально созданные государственные органы (например, Феде­ральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские ор­ганизации. Финансовый контроль в системе пенсионного обес­печения в РФ осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Пенсионный фонд РФ (в отно­шении страхователей и пенсионеров), Федеральная служба фи­нансово-бюджетного надзора, Общественный совет по инвести­рованию средств пенсионных накоплений, негосударственные пенсионные фонды (по отношению к управляющим компани­ям), аудиторские фирмы, органы внутреннего контроля.

Совокупность контрольных действий и операций, осущест­вляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учетом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить следующие формы финан­сового контроля (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Наши рекомендации