Анализ состава и динамики прибыли предприятия
В процессе анализа доходов и расходов изучают структуру и динамику их изменения, определяют виды доходов и расходов, оказывающих наиболее серьезное влияние на финансовый результат организации.
Важную роль играет проведение факторного анализа выручки как основного вида доходов организации. Поскольку на величину выручки оказывают влияние объем продаж, структура производства и продаж, отпускные цены на продукцию, а на себестоимость — цены на сырье и материалы, топливо, тарифы на энергию и перевозки, уровень материальных и трудовых затрат, при проведении анализа оценивают влияние этих факторов.
Для анализа влияния, к примеру, ценовых факторов необходимо знать изменение цен на продукцию, сырье, материалы, которое определяется индексом изменения цен или отношением цены в отчетном периоде к цене прошлого периода:
Ip = Ц1 / Ц0
где Ц1— цена единицы продукции, сырья, материалов в отчетном периоде;
Ц0 — цена единицы продукции, сырья, материалов в прошлом периоде.
В процессе анализа просчитываются выручка и себестоимость в сопоставимых ценах, т. е. в ценах прошлого (или базисного) периода. Для этого фактическая выручка (себестоимость) отчетного периода в действующих ценах делится на индекс изменения цен:
ВПфакт, план = ВПфакт / Ip = (Ц1 * Q1) / Ip
Сфакт, план = С1 / Ip = (с1 * Q1) / Ip
где Цпр1 — цена единицы продукции, сырья, материалов в отчетном периоде;
Цпр0 — цена единицы продукции, сырья, материалов в прошлом периоде;
Q1 — количество продукции, сырья, материалов в отчетном периоде;
Впфакт, план — выручка отчетного периода в ценах прошлого периода (в сопоставимых ценах);
с1 — затраты на единицу продукции, сырья, материалов в отчетном периоде;
с0 — затраты на единицу продукции, сырья, материалов в прошлом периоде;
Сфакт, план — себестоимость реализованный продукции отчетного периода в ценах прошлого периода (в сопоставимых ценах).
Основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции и услуг. Она зависит от объема реализации продукции (Q), ее структуры(УДi) и уровня среднереализационных цен (Цi):
ПР = ∑(Qобщ * УДi * (Цпрi – ci))
Объем реализации и структура товарной продукции могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж и доли рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли.
Себестоимость продукции находится в обратно пропорциональной зависимости по отношению к прибыли, а уровень среднереализационных цен — в прямо пропорциональной зависимости.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли проводят способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого факторного показателя фактической.
Прибыль от реализации отдельных видов продукции анализируется на основе модели
ПРi =Qi * (Цпрi -ci).
Влияние факторов рассчитывают способом цепной подстановки.
Изменение среднереализационных цен как одного из наиболее существенных факторов, определяющих финансовые результаты, зависит от качества продукции, рынков сбыта, конъюнктуры рынка, сроков реализации и информационных процессов.
Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (∆Цкач) определяется по формуле
∆Цкач = (Цн – Цп) *Qн / Qобщ
где Цн, Цп — цена изделия нового и прежнего качества;
Qн — объем реализации продукции нового качества;
Qобщ — общий объем реализованной продукции i-го вида за отчетный период.
С помощью модели ВП= ∑ (Qобщ * УДi * Цi)способа цепной подстановки сравнивается сумма выручки за общий объем фактически реализованной продукции i-го вида при ее фактическом и плановом сортовом составе.
По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков и каналов сбыта продукции.
Влияние инфляции определяется умножением изменения цены по каждому виду продукции на объем реализации после изменения цены и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период:
(∑∆Цi * Qнов) / Qобщ
Анализ уровня и динамики прибыли деятельности организациипроводится в несколько этапов:
■ анализируется структура и динамика изменения прибыли;
■ проводится факторный анализ показателей прибыли;
■ проводится анализ качества прибыли;
■ проводится анализ использования чистой прибыли.
Анализ прибыли начинается с расчета изменения суммы прибыли в абсолютном и относительном измерении.
Абсолютное изменение рассчитывается как разница между суммами прибыли в отчетном и базисном периодах.
Относительное изменение рассчитывается как процентное отношение абсолютного изменения прибыли к сумме прибыли в базисном периоде.
В соответствии с отчетом о прибылях и убытках прибыль от продаж рассчитывается как разница между выручкой и расходами по основной деятельности, которые включают себестоимость продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы. Следовательно, сумма прибыли от продаж зависит от изменения выручки, себестоимости, коммерческих и управленческих расходов. Поэтому абсолютное изменение прибыли от продаж является следствием изменения названных факторов.
Факторная модель прибыли от продаж: ПРпр = ВП – С - -КР-УР,
где КР — коммерческие расходы; УР — управленческие расходы;
при этом: С = СМ +СТ +АМ +ПР,
где См — материальные расходы;
Ст — расходы на оплату труда, включая социальные отчисления:
Ам — расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов;
Пр — прочие расходы по обычным видам деятельности.
Влияние изменения выручки на сумму прибыли определяется следующим образом:
∆ПРпр вп = (ВПфакт – ВПплан) * (ПРпр план /ВПплан)
Влияние изменения себестоимости на изменение прибыли от продаж определяется следующим образом:
∆ПРпр с = (Сфакт/ВПфакт – Сплан/ВПплан) * ВПфакт
Влияние изменения коммерческих расходов на изменение прибыли от продаж определяется следующим образом:
∆ПРпр кр = (КРфакт/ВПфакт – КРплан/ВПплан) * ВПфакт
Влияние изменения управленческих расходов на изменение прибыли от продаж определяется следующим образом:
∆ПРпр ур = (УРфакт/ВПфакт – УРплан/ВПплан) * ВПфакт
Совокупное влияние факторов должно соответствовать абсолютному изменению прибыли:
∆ПРпр = ∆ПРпр вп + ∆ПРпр с + ∆ПРпр кр + ∆ПРпр ур
Далее определяется влияние факторов второго порядка (сумма затрат, включаемых в себестоимость и оказывающих косвенное влияние на прибыль от продаж в связи с непосредственным влиянием на изменение себестоимости).
Анализ прибыли от продаж.Прибыль от реализации продукции, или валовая прибыль (ПРвал), в целом зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:
■ объема реализации продукции в натуральных измерителях Q;
■ ее структуры УД;
■ себестоимости С;
■ уровня цен Ц.
Эти факторы оказывают положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Например, увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот. При увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Основным аналитическим способом при расчете влияния факторов на прибыль является способ абсолютных разниц. . Средняя цена, себестоимость и прибыль от единицы продукции рассчитываются обычно как средневзвешенные величины.
Элиминирование влияния структурных сдвигов на изменение среднего уровня цен и себестоимости позволяет определить влияние изменения цен и себестоимости по каждому изделию на изменение прибыли. Расчет можно провести также способом абсолютных разниц
Изменение прибыли на единицу продукции равно алгебраической сумме влияния среднего уровня цен и себестоимости, скорректированных на фактическую структуру реализации.
Таким образом, на изменение прибыли на единицу продукции оказали влияние следующие факторы:
■ структурные сдвиги в реализации;
■ уровень цен по видам продукции;
■ себестоимость единицы продукции по видам изделий.
На общую сумму прибыли, кроме рассмотренных факторов, оказывает влияние количество реализованной продукции. Исходя из формулы факторной модели прибыли влияние каждого фактора на общую сумму прибыли может быть рассчитано умножением величины влияния факторов на прибыль, полученную от единицы продукции, на количество реализованных изделий за отчетный период. Влияние количества реализованной продукции рассчитывается как произведение данного фактора на базисное значение прибыли от единицы продукции.