Партизанская реклама как вид BTL-рекламы

Партизанский маркетинг. «Партизанскими» принято называть те маркетинговые мероприятия, которые выходят за рамки общепринятых способов и средств рекламных коммуникаций и продвижения товара.
Термин «партизанский маркетинг» («guerrilla marketing», ПМ) ввел в оборот американский маркетолог Джей Левинсон - тот самый, который в 1951 году придумал «ковбоя Marlboro». В 1983 Левинсон обобщил свой маркетинговый опыт в книжке «Готовься, целься, пли!» - в ней впервые и был упомянут партизанский маркетинг.

Главным отличием партизанского маркетинга от обычного Левинсон считает использование возможностей креативного мышления вкупе с некоторыми очень простыми методами продвижения товара или услуги, вместо того, чтобы тратить много денег на рекламу.

Партизанский маркетинг - означает нестандартность, нетрадиционность, отказ от азбучных истин и повышенную гибкость, высокие результаты при ограниченных возможностях.

Партизанский маркетинг - это использование против мощного противника точечных ударов и диверсий, относительно недорогих, но очень эффективных. Именно в партизанском деле нужно меньше денег, и больше всего мозгов.

Например, можно тратить деньги на рекламу своего ресторана традиционными методами. А можно, открывая каждую новую точку в новом районе, кормить бесплатными обедами местных парикмахеров в расчете на то, что они будут потчевать клиентов рассказами о новом чудесном заведении.
Хотя партизанский маркетинг изначально позиционировался как инструмент для малого и среднего бизнеса, вынужденного партизанить из-за недостатка средств, сегодня, в условиях высокой конкуренции, методы партизанского маркетинга используют и крупные компании - например, IBM, Microsoft, Volvo, Mercedes, Adobe, American Express, Procter & Gamble, Nissan.

В фундаменте любой партизанской рекламы лежит ИДЕЯ!

"Партизанский" маркетинг для всех

Давайте, наконец, поговорим о конкретных техниках, которые используются в современном партизанском маркетинге. Конечно, их количество огромно, и каждый день маркетологи придумывают все новые способы проведения эффективных маркетинговых кампаний, экономя при этом огромные суммы денег. Некоторые приемы могут показаться вам достаточно банальными или не заслуживающими внимания. Однако стоит задуматься над тем, является ли для вас любая возможность улучшить свой бизнес чем-то, на что не стоит тратить свое время и воображение.

Бесплатная продукция.

Ручки, зажигалки, календари, футболки, постеры… "Если все бесплатно, мы возьмем это, даже если оно нам не очень нужно", - именно так рассуждают многие люди. Бесплатная и сувенирная продукция – прекрасный способ привлечь внимание. Но что бы это ни было, помните, что вещь должна быть связана с вашим бизнесом. Добавьте свое имя, телефон, адрес сайта… все, что может напомнить человеку о вашей компании. Главное, чтобы ваши бесплатные сувениры были полезными для людей. Клиенты чувствуют заботу о них и вернут вам ее в троекратном размере.

Простой для запоминания номер телефона.

Если у ваших клиентов будет возможность легко запомнить ваш номер телефона, то это побудит их использовать именно его, не тратя время на поиски телефонов конкурентов в справочниках.

На Западе, телефонный номер часто преподносят в виде какого-нибудь слова, используя буквы на номеронабирателе, что позволяет запоминать его еще лучше.

Логотип на автомобиле.

Если у вас есть служебный автомобиль, то будет хорошей идеей нанести на него информацию о вашей фирме или ее логотип. Во всяком случае, застряв в двухкилометровой автомобильной пробке, вы будете знать, что не зря теряете время, рекламируя свой бизнес.

Поздравительные открытки.

Успех этого метода зависит от вашего местоположения и контактной аудитории. Обычно у людей нет привычки отправлять своим друзьям или родным открытки, рекламирующие финансовые услуги или новое печенье, но все люди положительно реагируют на юмор и оригинальный подход. Почему бы не дать им это? Разработайте оригинальный или веселый дизайн своей открытки и отправьте своим потенциальным клиентам. При этом следует учитывать, насколько территориально удален от вас покупатель и будет ли ему интересна реклама магазина или заведения, которые находятся на расстоянии десяти миль от его дома.

Сумасшедший трюк.

Заставьте всех говорить о вас и о вашей компании. Сделайте что-то сумасшедшее, выбивающееся из повседневной рутины. К примеру, компьютерная компания Acclaim в августе прошлого года предложила любому желающему 500 фунтов стерлингов и бесплатную игровую приставку за то, что он поменяет свое имя на "Турок" (название анонсированной игры этой компании). Отбоя от желающих не было. 3000 человек согласились поменять свое имя.

Разумеется, мы не призываем вас заходить так далеко. Но, возможно, этот пример даст вам повод для размышлений.

Персональный маркетинг. Не исключено, что лучший маркетинговый инструмент – это вы. Дайте своим клиентам возможность запомнить вас харизматичным, веселым, дружелюбным человеком с крепким рукопожатием и всегда готовым прийти на помощь. Вспомните Хьюлетта и Паккарда, Форда, Сименса или Довганя, которые раскручивали не только себя, но и свои одноименные компании.

Найдите отличия

Иногда некоторые принципы "партизанского" маркетинга очень похожи на те, которые используются в традиционном маркетинге. На самом деле, все удачные маркетинговые идеи основаны на знании целевых рынков и умении эффективно и последовательно поддерживать связи с ними. Хотя, в конце концов, лучший способ отличить сегодняшний "партизанский" маркетинг от вчерашних традиционных методов состоит в понимании того, что:

  • творческий подход означает и дает больше, чем деньги;
  • результат должен прийти быстро, в противном случае маркетинговые усилия должны быть приостановлены.

Времена Marlboro, когда фирмы могли ждать годами, чтобы провести одну крупную, но дорогостоящую рекламную кампанию, прошли.

Наши рекомендации