Показатель затрат на рубль товарной продукции

Для анализа себестоимости продукции в практике, чаще всего, рассчитывается показатель затраты на рубль товарной продукции. Показатель рассчитывается как отношение общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах.

h = ∑ (Qi х Zi) / ∑ (Qi х Pi), где Qi – количество выпущенной продукции. Zi – себестоимость выпущенной продукции. Pi - цена единицы продукции.
Расчет показателя, характеризующего уровень затрат на один рубль товарной продукции (издержкоемкость) выполняется по формуле:

Данный показатель является важным обобщающим показателем себестоимости продукции. Он выгодно отличается своей универсальностью: может рассчитываться в любой отрасли производства и наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.

Показатель уровня затрат на рубль товарной продукции может быть интерпретирован, во-первых, как сумма затрат, необходимых для производства одного рубля товарной продукции; во-вторых, как относительная величина, характеризующая структуру стоимости продукции.

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным продуктам, услугам или работам. В этом случае формула расчета себестоимости отдельного продукта (услуги, работы) принимает вид

Сi = Ai/Qi + bi, где Ci - себестоимость i-го вида продукции; Ai - сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции; Qi - объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах. bi - сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции;  

Динамика показателя может происходить под влиянием трех основных факторов:

- изменения цен на производимую продукцию, работы или услуги;

- изменения объема и ассортимента производимой продукции, работ или услуг;

- изменения себестоимости единицы производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) за счет изменения уровня удельных переменных затрат, изменение суммы постоянных затрат.

Факторы изменения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.

   
 
ЗП = Ч х ОТ, где ЗП – заработная плата работников аппарата управления. Ч – численность персонала. ОТ – средняя заработная плата одного работника.
 
 
А = ОС х Na, где А – амортизация. ОС – первоначальная стоимость основных фондов. Na – норма амортизации.  
 
 
МЗ = Н х Ц1, где МЗ – расходы на освещение, отопление, водоснабжение. Н – норма потребления ресурса. Ц1 – тариф на услугу.
 
 
Зр =V х Ц2, где Зр – затраты на текущий ремонт испытание. V – объём работ. Ц2 – средняя стоимость единицы работы.
 
 
Злт = К х З, где Злт – содержание легкового транспорта. К – количество машин. З – Средние затраты на содержание одной машины.
 
 
Зк = К1 х Д х Ц3, где К1 – количество командировок. Д – средняя продолжительность. Ц3 – средняя стоимость одного дня командировки.
 
 
Зп = К х ОТ1, где Зп – оплата простоев. К – количество человеко-дней простоя. ОТ1 – уровень оплаты за один день простоя.
 
  Показатель затрат на рубль товарной продукции - student2.ru

Анализ прибыли.

   
 
∆П1 = (Ц1 × К1) – (Ц0 × К1), Где ∆П1 – изменение цен на реализуемую продукцию. Ц1- цена реализации отчётного периода. Ц0 – цена реализации базового периода. К1 – объём реализованной продукции.
 
 
∆П2 = П0 × (КС – 1), где ∆П2- изменение объёма реализации. П0 – базовое значение прибыли. КС — коэффициент роста объема реализации продукции, рассчитываемый как отношение фактической себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода (С1,0) к себестоимости базисного периода;
 
 
∆П3 = П0 × (КВ – КС), Где П0 – базовое значение прибыли. КВ — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам, рассчитываемый как отношение реализации в отчетном периоде по ценам базисного периода к реализации в базисном периоде. КС — коэффициент роста объема реализации продукции, рассчитываемый как отношение фактической себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода (С1,0) к себестоимости базисного периода;  
 
 
∆П4 = С1,0 – С1 , где ∆П4 – изменение в себестоимости продукции.
 
 
∆П5 = С0 × КВ – С1,0, где ∆П5 – изменение себестоимости за счёт структурных сдвигов. С0 – себестоимость базового периода. КВ — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам, рассчитываемый как отношение реализации в отчетном периоде по ценам базисного периода к реализации в базисном периоде. С1,0 – себестоимость отчётного периода по ценам базисного периода.
 
 
∆П = ∆П1 + ∆П2 + ∆П3 + ∆П4 + ∆П5, где ∆П – общее изменение прибыли под воздействием факторов.

Сама по себе факторная модель является универсальной и может применяться при планировании прибыли практически на любом предприятии. Достоверность результата в данном случае обусловлена включением в модель всех факторов, которые могут повлиять на конечную величину прибыли, — изменения цен, объема реализации, постоянных и переменных расходов, структурных сдвигов и налоговых платежей. Если целью планирования прибыли на предприятии ставится определение ее общей плановой величины и не требуется подробный поассортиментный анализ изменения всех ее составляющих, то данная модель подойдет как нельзя лучше. Ее преимущества:

Рентабельность.

Рентабельность – относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим.

Рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка

Сам термин рентабельность применяется для описания экономической эффективности использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Для численной оценки эффективности в экономике применяют коэффициент рентабельности. Определение рентабельности. Обычно в литературе можно встретить примерно следующее, общее определение рентабельности. Рентабельность – экономическое понятие, происходящее от немецкого слова rentabel, означающего прибыльный или доходный, и являющееся относительным показателем экономической эффективности. Рентабельность показывает совокупную картину эффективности использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов организации. Коэффициент рентабельности. Коэффициент рентабельности является ключевой численной характеристикой эффективности использования ресурсов при экономическом анализе деятельности организации.

- ROM Рентабельность продукции

- ROFA Рентабельность основных средств

- ROS Рентабельность продаж (Return on sales или Margin on sales)

- ROL Рентабельность персонала (Return on labour)

- BEP Коэффициент базовой прибыльности активов (Basic earning power)

- ROA Рентабельность активов (Return on Assets)

- ROE Рентабельность собственного капитала (Return on equity)

- ROIC Рентабельность инвестированного, перманентного капитала (Return on invested capital).

Некоторые формулы расчета коэффициентов рентабельности:

ROM= чистая прибыль/себестоимость х 100%

ROS= прибыль от продаж/выручка х 100%

ROFA= чистая прибыль/основные средства х 100%

ROA= операционная прибыль/активы х 100%

ROL= чистая прибыль/численность штата х 100%

BEP= EBIT(операционная прибыль)/активы х 100%

ROE= чистая прибыль/собственный капитал х 100%

Наши рекомендации