Методы и методика составления некоторых видов смет

Различают два подхода к расчетам смет:

1. Разработка сметы с «нуля». Применяется в случаях, когда проектируется новое предприятие или когда предприятие меняет профиль работы.

2. Планирование от достигнутого. Применяется в случаях, когда профиль работы предприятия не изменяется.

При составлении смет используются следующие методы:

· нормативный, он применяется при расчете объемов затрат и потребности в ресурсах, путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (объем реализации, объем производства продукции, объем услуг и т. д.);

· расчетно-аналитический метод, он применяется в расчетах затрат и потребности в ресурсах путем умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде;

· балансовый метод, с помощью этого метода увязывают объемы затрат и источники расширения ресурсов;

· метод оптимизации, с помощью этого метода из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта;

· метод моделирования, он позволяет провести факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства.

Первый шаг на пути составления сметы – это точный прогноз объема продаж. На основании объема продаж составляются подробные сметы продаж, закупок и запасов. С помощью этих смет и данных прошлых лет планируются дебиторская и кредиторская задолженности и расходы на месяцы вперед. Все это объединяется в общую финансовую смету, которая состоит из кассовой консолидированной сметы, сметного отчета о прибылях и убытках и сметного баланса.

Кассовая консолидированная смета

Кассовая консолидированная смета отражает всю будущую деятельность предприятия в виде входящих и исходящих потоков денежной наличности.

При подходе к составлению сметы сверху вниз за основу берутся данные о затратах и выручке за прошлые годы с добавлением определенного процента на инфляцию и рост. Это приростной (дополнительный) подход к составлению сметы. Он не позволяет определить те участки, где возможно повышение производительности.

При составлении сметы с нуля руководство среднего звена предприятия подает подробные заявки на ресурсы и предлагает обоснование их будущего использования. При таком подходе ресурсы используются эффективнее. Но составление заявок на ресурсы занимает много времени.

Техника составления кассовой консолидированной сметы аналогична технике составления отчета о движении денежных средств. Только при составлении отчета о движении денежных средств используются фактические данные прошлых периодов, а при составлении кассовой консолидированной сметы исходят из прогноза деятельности предприятия в будущем. На основании нормативов, полученных по средним показателям за прошлые годы или заимствованных из сопоставимых отраслей бизнеса, прогнозируют будущие поступления и выплаты, а также балансы на начало и конец периода.

СМЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Как правило, сметы составляются на основе нормативов, полученных из предположений о средних затратах и объемах продаж.

Идеальные нормативы – это показатели, которые предприятие может достигнуть при условии постоянной работы с максимальной эффективностью, точного прогноза объема продаж и полной рабочей недели каждого сотрудника. Понятно, что такие условия труднодостижимы. Поэтому руководство предприятия должно установить для своих работников достижимые нормативы, основанные на показателях прошлых лет и среднеотраслевых показателях.

Как только становятся известны фактические показатели деятельности предприятия за сметный период, нужно сопоставить прогнозные и фактические показатели и провести анализ отклонений.

Отклонение – это различие между сметным и фактическим показателями. При неблагоприятном отклонении (со знаком «минус») предприятие работало хуже, чем ожидалось. При благоприятном отклонении (со знаком «плюс») предприятие работало лучше, чем ожидалось.

Наши рекомендации