Анализ состояния расчетов с бюджетом по налогам и сборам
ОАО «Агрофирма «Пионер» находится на системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, таким образом данная организация, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций.
Таблица 5
Состав и структура налоговых платежей ОАО «Агрофирма «Пионер»
Вид платежа | Сумма платежа, тыс.руб | В среднем за 3 года | |||
тыс. руб | % | ||||
Земельный налог | 9,52 | ||||
ЕСХН | 8,76 | ||||
Единый соц. налог* | 44,47 | ||||
Налог на доходы физ. лиц. | 33,36 | ||||
Другие налоги и сборы | 3,89 | ||||
Всего налогов, сборов |
*С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.
Анализ структуры и динамики налогов ОАО «Агрофирма «Пионер» показал, что за период с 2009 по 2011гг. наблюдается сильный разброс всех начисленных в бюджет налогов и сборов.
Рис.2. Состав и структура налоговых платежей ОАО «Агрофирма «Пионер» за 2011г., %
В структуре налоговых платежей наибольший удельный вес занимает страховые взносы во внебюджетныем фонды (54%) и налоги на доходы физических лиц (34%). Остальные налоги занимают меньший удельный вес.
Таблица 5
Структура налоговых платежей ОАО «Агрофирма «Пионер» по бюджетам за 2009 – 2011гг.
Вид бюджета | Сумма платежа, тыс.руб | В среднем за 3 года | |||
тыс. руб | % | ||||
Федеральный бюджет | |||||
В бюджет субьектов РФ | |||||
В государственные внебюджетные фонды: | |||||
фонд соц. Страхования | |||||
пенсионный фонд | |||||
фонд мед. Страхования | |||||
взносы на страхование по травматизму |
Таким образом, видно, что основная сумма налоговых платежей, уплачиваемых предприятием, идет в бюджет федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Таблица 6
Анализ состояния расчетов ОАО «Агрофирма «Пионер» за 2009– 2011гг.
Вид платежа | Сумма платежа, тыс. руб. | ||||||||
начислено | уплачено | задолжность | начислено | уплачено | задолжность | начислено | уплачено | задолжность | |
Земельный налог | |||||||||
ЕСХН | |||||||||
Единый соц. Налог* | -29 | -70 | -16 | ||||||
Налог на доходы физ. лиц. | -2 | ||||||||
Другие налоги и сборы | -4 | -4 | -4 |
В таблице 6 проведен анализ расчетов налогов в ОАО «Агрофирма «Пионер» за 2009– 2011гг.
Налоговая нагрузка - это комплексная характеристика, которая включает: количество налогов и других обязательных платежей; структуру налогов; механизм взимания налогов; показатель налоговой нагрузки на предприятие.
Налоговое бремя (налоговая нагрузка) - 1) мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Величина налогового бремени зависит, прежде всего, от видов налогов и налоговых ставок. Количественно налоговая нагрузка может быть измерена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период. Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на два принципа: а) увязка налога с получаемыми за счет него благами, например налог с владельцев транспортных средств. Такой подход весьма ограничен, так как отдельные виды государственных расходов (скажем, пособие по безработице) невозможно переложить на пользователей; б) принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы лица, чем больше у него способность платить, тем более высоким должен быть налог, которым облагается лицо; 2) в широком смысле слова - бремя, налагаемое любым платежом.
На основании анализа предлагаемых в экономической литературе подходов к содержанию понятия «налогового бремени» или «налоговой нагрузки» представляется, что этот показатель определяется на уровне хозяйствующего субъекта как отношение показателей уровня налогообложения и соответствующих им финансово-результирующих показателей (выручки, прибыли, чистого денежного потока), либо величины капитала организации, являющейся следствием динамики финансово-результирующих показателей. Увеличение налоговой нагрузки нельзя рассматривать как позитивный фактор, поскольку рост налогового бремени не только отрицательно влияет на темпы экономического роста, но и побуждает предприятия и население скрывать полученные доходы.
Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять не более 30-40 % от дохода.
Уровень налогового бремени в Российской Федерации предприятий работающих по общей системе налогообложения составляет от 2 до 70 % от суммы выручки. Таковы особенности общей системы налогообложения. И это объясняется не ошибками учета.
Произведем расчет налоговой нагрузки на предприятии ОАО «Агрофирма «Пионер» за 2009– 2011гг.
Таблица 7
Налоговая нагрузка ОАО «Агрофирма «Пионер» за 2009– 2011гг.
Показатели | 2009г. | 2010г. | 2011г. |
Объем продаж | |||
Себестоимость реализованной продукции | |||
Прибыль от продаж | |||
Чистая прибыль | |||
Сумма начисленных налогов и сборов | |||
Нагрузка на объем продаж, % | |||
Нагрузка на себестоимость, % | |||
Нагрузка на прибыль, % | |||
Нагрузка на чистую прибыль, % |
Рассмотрев таблицу 7, можно отметить, что ОАО «Агрофирма «Пионер» за 2009– 2011гг. имеет низкий показатель налоговой нагрузки на объем продаж и себестоимость реализованной продукции, однако нагрузка на прибыль и чистую прибыль достаточно высока.