Материальное и процессуальное право
Нормы материального права прямо влияют на определенную сферу общественных отношений, регулируют ее, закрепляя исходные права и обязанности субъектов права в данной сфере, обеспечивают регулятивные и охранительные функции права.
К отраслям материального права относятся конституционное, гражданское, административное, трудовое, финансовое, уголовное, экологическое, земельное, семейное право и т.п..
Нормы материального права (и соответствующие отрасли) закрепляют правовое положение лиц и имущества, отношения собственности и другие неимущественные отношения, определяют структуру, компетенцию и порядок деятельности различного рода государственных органов, учреждений, устанавливают основания и пределы ответственности за правонарушения и т.д.
Материальное право имеет свои, присущие ему, процессуальные формы. Оно устанавливает условия и основания возникновения процессуального права. Процессуальные нормы (институты, подотрасли, отрасли) регулируют общественные отношения, возникающие в процессе реализации норм всех отраслей права, определяют права и обязанности субъектов процессуально-правовых отношений, закрепляют порядок и процедуры применения норм материального права.
В группу отраслей процессуального права входят гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право, уголовно-исполнительное право, арбитражное право. Идет процесс становления таких отраслей процессуального права, как административно-процессуальное и конституционно-процессуальное.
Так, гражданско-процессуальное право содержит нормы, определяющие порядок рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров, регламентирующие ход судебного разбирательства, порядок вынесения и обжалования судебного решения, закрепляющие правовое положение участников гражданского процесса.
Уголовно-процессуальное право составляют нормы, которые регулируют деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда по расследованию и рассмотрению уголовных дел, их взаимоотношения с гражданами и между собой в ходе следствия и судебного разбирательства. Уголовно-процессуальное право определяет цели и задачи уголовного судопроизводства, права и обязанности участников уголовного процесса.
Уголовно-исполнительное право - это совокупность норм, определяющих порядок и условия отбывания наказания и изменения мер исправительного воздействия к лицам, осужденным за совершение преступлений. Уголовно-исполнительное право включает также нормы, которые устанавливают порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих приговоры за совершение преступлений, регулируют вопросы, связанные с формами участия общественности в исправлении осужденных, и т.д.
Процессуальные отрасли отражают формы и методы осуществления материальных норм, содержащихся в непроцессуальных отраслях, устанавливают порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел, разрешения конфликтных ситуаций. Необходимым условием эффективного действия всего права и реализации его регулятивной функции является тесная связь и сочетание материального и процессуального права.
Вопрос
1. Подотрасль и институт права: понятие и виды.
Институт права — система относительно обособленных от других и связанных между собой правовых норм, регулирующих определенную группу (вид) однородных общественных отношений.
Институты права — необходимое звено в целостной системе права. Как правило, каждая отрасль права имеет институты права как свое самостоятельное структурное подразделение. Например, отрасль конституционного права — «институт гражданства», «институт избирательного права» и др. Отрасль гражданского права — институты «купли-продажи», «представительства», «наследования», «возмещения вреда», «дарения» и др. Отрасль уголовного права — институт «необходимой обороны», институт «крайней необходимости», институт «задержания лица, явно совершившего общественно-опасное деяние» и др. Отрасль экологического права — институт права собственности на природные ресурсы и объекты, институт природопользования, институт правовой охраны природных ресурсов и окружающей среды и т.д.
Однако институты права могут состоять из правовых норм различных отраслей, быть межотраслевыми. Главное назначение институтов права — в пределах своей группы однородных общественных отношений обеспечить цельное, относительно законченное регулирование.
Дадим классификацию институтов права.
Институты права по сфере распространения (или по составу):
- отраслевые (институт наследования);
- межотраслевые (институт ответственности за экологические правонарушения, институт частной собственности).
Институты права по функциональной роли:
- регулятивные (институт мены);
- охранительные (институт уголовной ответственности).
Институты права по субординации в правовом регулировании:
- материальные (институт подряда);
- процессуальные (институт возбуждения уголовного дела).
Родственные институты одной и той же отрасли права образуют подотрасли права.
Подотрасль права — система однородных предметно-связанных институтов определенной отрасли права. Подотрасли имеются у многих отраслей права. Например, гражданское право имеет подотрасли: право собственности, обязательственное право, наследственное право, авторское право и др.; финансовое право — банковское и налоговое право; экологическое — лесное, горное, водное.
Виды пр. институтов:
1)по сфере распространения:
*отраслевые институты – состоящие из норм одной отрасли права;
*межотраслевые – нормы различных отраслей.
2) по характеру норм:
*материальные (институт аренды);
*процессуальные (институт возбуждения угол. дела);
3) по функциям:
*регулятивные - проводящие регулятивную функцию права
*охранительные - выражающие охранительную функцию права
Особенности норм правовых институтов:
*объединены общим содержанием, однородностью регулируемых общественных отношений;
*несмотря на однородность предмета регулирования, весьма разнообразны;
*тесно связаны и взаимодействуют;
*закрепляются в отдельном НПА или в каком-либо разделе НПА.
Правовой институт может иметь в своём составе:
· субинститут – представляет собой обособленную группу, родственных правовых норм в рамках одного института, регулирующих сходные общ-ные отношения
· подотрасль – совокупность нескольких однородных правовых институтов регламентирующих более узкую сферу общ-ных отношений, составляющих часть отношений регулируемых отраслью права.
· Отрасль – наиболее крупное подразделение права, представляющее собой совокупность правовых норм институтов права, регулирующих определенную сферу (род) общ-ных отношений.
· Подотрасль –совокупность нескольких однородных правовых институтов, регламентирующих более узкую сферу общественных отношений, составляющих часть отношений, регулируемых отраслью права (отрасль «финансовое право» - подотрасль «банковское право»).
· Виды отраслей права:
· *фундаментальные (базовые – конституционное; профилирующие – угол., гражданское право);
· *специальные отрасли (финансовое, земельное, трудовое).
· Особенности фундаментальных отраслей права:
· *складываются в длительном историческом процессе правового развития общества;
· *имеют самостоятельные методы правового регулирования.
Вопрос
Частное право — часть системы права[1], функционально-структурная подсистема права[2], совокупность правовых норм, охраняющих и регулирующих отношения между частными лицами, основой которых является частная собственность[3]. Тем самым частное право — это совокупность норм права, защищающих интересы лица в его взаимоотношениях с другими лицами[4].
Традиция выделения частного права характерна для стран романо-германской правовой семьи: в семье общего права и семье мусульманского права все право является публичным, так как считается, что все право создается или санкционируется государством[5].
Предмет и метод частного права[править | править вики-текст]
Частное право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения между физическими и юридическими лицами, то есть те отношения, которые возникают между равными субъектами, не носят публичного характера. Предметом РЧП является система правовых норм.
Частноправовые отношения имеют набор определенных признаков:
· Складываются по воле самих участников, совершаемые ими двухсторонние действия (например, договоры купли-продажи) приобретают юридическую силу, если осуществляются добровольно.
· Основаны на юридическом равенстве участников — равноправии сторон.
· Имеют горизонтальный характер, то есть непосредственно не связаны с органами государственной власти и подчинением им.
Система частного права[править | править вики-текст]
Частное право - это совокупность отраслей права — часть системы действующего права. Ядро частного права составляет гражданское право, регулирующее имущественные, связанные с ними неимущественные отношения, а также торговое право (в тех странах, где действует торговое право). К частно-правовым отраслям права относятся[4]:
· Гражданское право
· Семейное право
· Предпринимательское право
· Трудовое право
· Международное частное право
· Банковское право
Частное право в России[править | править вики-текст]
Регулирование частно-правовых отношений в России берет своё начало с появления первого памятника российского права — Русской правды. Впоследствии частное право получило своё развитие в судебниках 1497 года и 1550 года, Соборном уложении 1649 года. Однако развитие частного права в России в период XVII — XVIII веков существенно тормозилось институтом крепостного права приводившим к отсутствию частнокапиталистического хозяйства. Право собственности — основная категория всего частного права — в Российском государстве воспринималось как привилегия дворянства[22]. Лишь после реформы Александра II право собственности стало «общеправовой нормой»[23] и частноправовые отношения начали развиваться в полной мере.
Октябрьская революция 1917 года и приход к власти большевиков привел к политике отрицания частного права как такового и обоснованности его существования. Марксистско-ленинская идеология отрицала частную собственность, категория которой была заменена категорией «личной собственности»[22], предполагавшей присвоение гражданами исключительно предметов потребления и использование даже их для строго потребительских, а не производственных или иных нужд. Вся экономика стала плановой, а любые экономические отношения стали носить публичный характер.
Лишь после перестройки, с переходом России на систему рыночной экономики, был осуществлен возврат к частно-правовым ценностям, нашедший своё воплощение в новом Гражданском кодексе и иных законах.
Публичное право (общественное) — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса[1]. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими же сторонами. Однако и государство по принципу верховенства права обязано подчиняться собственным законам и не допускать произвола в принятии решений.
Отрасли публичного права[править | править вики-текст]
Отрасли публичного права, как правило, обозначаются в конституциях государств. Смысл такой фиксации не только в высшем «юридическом признании» этих отраслей, но и в создании твёрдого фундамента для их стройного развития в рамках всей правовой системы государства. Чаще всего подобное конституционное регулирование встречается в государствах с федеративным устройством, в которых необходимо разграничить компетенции федерации и её субъектов. Предметом разграничения в таких случаях могут быть как отрасли публичного права, так и их подотрасли, а также относящиеся к нимправовые институты, группы однородных законов или даже отдельные законодательные акты[4].
Отраслям публичного права свойственно обеспечение баланса интересов в правоотношениях, хотя бы одним из субъектов в которых выступает лицо, обладающее властными полномочиями. Все такие отрасли права имеют схожую нормативную структуру и применяют схожий метод регулирования. Метод этот включает составление общерегулирующих актов, содержащих обязательные предписания, обеспеченные использованием специальных правоохранительных процедур[4]. Хотя, как уже говорилось выше, императивность далеко не единственный признак норм публичного права.
Согласно указанным критериям к отраслям публичного права, как правило, относят:
· конституционное право,
· судоустройство,
· административное право,
· административно-процессуальное право,
· финансовое право,
· арбитражный процесс,
· гражданско-процессуальное право,
· уголовное право,
· уголовно-процессуальное право,
· уголовно-исполнительное право,
· экологическое право,
· международное публичное право,
· международное гуманитарное право.
Приведённый перечень, однако, не является окончательным, оставаясь предметом научного обсуждения. Учёные юристы склонны дополнять его или сокращать как в зависимости от своих представлений о состоянии того или иного элемента сложившейся правовой системы, так и в зависимости от своего понимания границ публичного права. В перечень вполне могут быть включены «теория государства и права» или «информационное право»[4] или, наоборот, исключены какие-то отрасли как подчинённые более крупным отраслям[5].
Источники публичного права[править | править вики-текст]
Источниками публичного права служат прежде всего общенормативные акты широкого действия — конституции, законы, указы, постановления. От имени субъектов, обладающих властными полномочиями, в них изложены наиболее стабильные нормы правоотношений. Эти нормы выступают как бы фундаментом, на основе которого развиваются остальные нормы и правила в государстве.
Источниками публичного права являются также нормативно-правовые акты, имеющие «программное» значение. К ним относятся, в частности,декларации, в которых провозглашаются, к примеру, цели государства, партии, массового движения или некие принципы политических и экономических отношений или долгосрочного курса реформ.
Источником публичного права необходимо считать также и нормативные публично-правовые договоры, заключаемые обычно между официальными представителями государства или общественной организации и носителями каких-нибудь властно-регулирующих полномочий — к примеру, представителем государственной корпорации или организованной общественности (ассоциации, профессионального союза и т. п.).
Вопрос
1. Система российского права и международное право.
Система российского права — это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права.
Различают следующие основные отрасли системы российского права:
§ государственное (конституционное)
§ административное
§ финансовое
§ земельное
§ лесное
§ горное
§ водное и др. отрасли природоохранного права
§ гражданское право
§ трудовое
§ семейное
§ сельскохозяйственное
§ отрасли, регулирующие охрану правопорядка, прав и свобод граждан и организаций
§ уголовное право, право судоустройства и прокурорского надзора
§ арбитражно-процессуальное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право
§ исправительно-трудовое право
В юридической науке все отрасли права принято подразделять:
§ напрофилирующие, базовые отрасли, охватывающие главные правовые режимы: конституционное право; три материальные отрасли — гражданское, административное, уголовное право, соответствующие им процессуальные отрасли — гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право. В этой группе сконцентрированы главные, первичные с точки зрения правовой стороны юридические средства регулирования;
§ специальные отрасли, где правовые режимы модифицированы, приспособлены к особым сферам жизни общества: трудовое, земельное, финансовое, семейное, уголовно-исполнительное право;
§ комплексные отрасли, для которых характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: предпринимательское, экологическое, морское, коммерческое право, право прокурорского надзора.
Некоторые крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент — подотрасли.Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Внешним выражением подотрасли служит наличие в ней такой группы норм, которая содержит общие принципиальные положения, присущие нескольким (но не всем) правовым институтам данной отрасли. Отдельные отрасли права, в частности процессуальное, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от института права подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли не является.
Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.
В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.
Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:
1. общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;
2. нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;
3. общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;
4. отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.
Классифицировать отрасли международного права можно по различным основаниям. Отрасли в международном праве можно выделять как по основаниям принятым во внутригосударственном праве, так и по специфическим основаниям международно-правового характера. К общепризнанным отраслям международного права относят право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное морское право, международное космическое право, международное право по охране окружающей среды, международное гуманитарное право.
В отрасль международного права могут входить подотрасли, если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют собой мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.
Подотраслями в праве международных сношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты формирования представительств, функции представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических представительств, в праве вооруженных конфликтов – группы норм, регламентирующих режимы военной оккупации, военного плена.
Из вышеизложенного следует, что система международного права – это совокупность взаимосвязанных элементов, общепризнанных принципов, юридических норм, а также институтов международного права.
Различное сочетание данных элементов образует отрасли международного права.
Вопрос
Система права и система законодательства.
Система права характеризуется такими чертами, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность. Единство юридических норм, образующих право, определяется: во-первых, единством выраженной в них государственной воли; во-вторых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма правового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач. В то же время нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Поэтому они подразделяются на отдельные части - отрасли, институты. В основе такого обособления лежат указанные выше особенности, и, прежде всего, разнообразие, специфика самих общественных отношений.
Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) субинститут; в) институт права; г) подотрасль права; д) отрасль права.
Правовая норма - первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера.
Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма – «исходный» элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность (С.С. Алексеев).
Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт - составная часть, звено отрасли (институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, институт исковой давности, институт дарения, сделки). Правовые институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Отраслевая принадлежность правовых институтов - наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные, включающие субинституты), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).
Система законодательства — это внешняя форма права. Она имеет свою внутреннюю структуру, выраженную в дифференцированной системе нормативно-правовых актов, их структурных подразделений и основана на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов.
Система права и система законодательства обладают относительной самостоятельностью, что обусловлено существующими между ними различиями.
Во-первых, первичным элементом системы права является норма, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. Первичный элемент системы законодательства — статья нормативно-правового акта, которая может и не содержать все три структурных элемента правовой нормы.
Bo-вторых, система права является содержанием, а система законодательства — формой права.
В-третьих, система права носит объективный характер и зависит от реально существующих общественных отношений. В формировании системы законодательства большая роль отводится субъективному фактору, воле законодателя. Субъективность законодательства обусловлена потребностями правовой практики, необходимостью учитывать в правотворческой деятельности особенности отдельных подразделений права, своеобразие их соотношения друг с другом.
В-четвертых, система права имеет первичный характер, а система законодательства — производный.
В-пятых, система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение. Система законодательства строится в соответствии с юридической силой нормативно-правовых актов, компетенций издающего их органа (вертикальное строение). Так, в РФ в соответствии с ее национально-государственным устройством ведется федеральное и законодательство субъектов Федерации. В то же время на каждом из указанных уровней выделяют два субординационных среза законодательства: акты высших органов законодательной власти и акты высших органов государственного управления.
В-шестых, система права и система законодательства различаются по объему содержащегося в них материала.
В-седьмых, система права отличается большой структурной стабильностью. В ней не может быть комплексных структурных образований, так как каждая отрасль права объединяет такие правовые нормы, которые регулируют качественно определенный вид общественных отношений. В системе законодательства встречаются различные комплексные структуры. Это объясняется тем, что у нормативно-правового акта нет единого предмета и метода правового регулирования, отсюда возникает потребность урегулировать одним или несколькими нормативно-правовыми актами не один вид общественных отношений, а целую совокупность разнородных отношений, действующих в определенной сфере: транспортном обслуживании, оборонной деятельности государства.
В-восьмых, система права формируется для всестороннего регулирования общественных отношений. Система законодательства складывается для наиболее эффективного использования правовых норм в социальном управлении.
Система права и система законодательства.Система законодательства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируется содержание права. Тесно взаимодействуя между собой, система права и система законодательства различаются по следующим основаниям. Система права складывается объективно, в то время как система законодательства во многом носит субъективный характер и зависит от целенаправленной деятельности законодателя. Система права отражает внутреннюю структуру, содержание права, система законодательства выражает структуру внешнего проявления, то есть формы права. Исходным элементом системы права является норма права, а системы законодательства – нормативный правовой акт. Кроме того, система законодательства по объему шире, чем система права. Наконец, система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства.