Порядок создания деятельности образовательного учреждения

ОУ(образ-е учр-е) создаётся учредителем по собственной инициативе и регистрируется.

В регистрации ОУне м.б.отказано по мотивам не целесообразности . отказ от регистрации или уклонения от неё м.б. обжалованы в суде. Для регистрации учредитель предоставляет документы. Уполномоченный орган в стране установлен ФЗ « О государст-й регистрации юридических лиц» производит регистрацию в письменной форме , уведомляет заявителя.

Право юридич-го лица ОУ преобретает право с момента гос-й регистрации. Как юридич-е лицо оно в праве:1- осуществлять финансовую,хоз-ю деят-ть предусмотрен.уставом; 2- осущ-ть свои права и нести обяз-ти в обл. трудов-го образ-о и др. отраслей права; 3- осуществлять подбор и приём работы кадров;4-разрабатывать и осуществлять образов-е программы и учебные планы; 5- преобретать имущ-ва.

Чтобы получить гос-й статус ОУ должно пройти 4 стадии:1 гос-ю регистрацию-финансир-е деят-ть; 2.лицензирование-право на образовательную деят-ть; 3 аттестация- содержание уровня образования; 4-акредитация- право на выдачу диплома с гербом.

Лицензирование. Лицензия даёт право на введение образовательной деят-ти.

Л.-это важный критерий оценки кач-ва учреж-я. Л. Сведетельствует о том, что условие осущ-е образ-го пр,соответствует гос-ым и мест-м строит-м нормам и правилам.

Санитарно-личностным нормам:Обеспечивают охрану здоровьяобучающ-ся и работникам. Удовлет-ет требован. Предъявляемые к оборудованию, учебному оснощению ??

Лицензионная дея-ть в сфере образ-я на фед-м уровне осущ-ся федер-й службой в сфере обр-я. На уровне субъектов федерации правом лицензир-я обладают министерство управл-я департамента образ-я.

Лиценз-е на муниц-ом уровне не предусматривается. Основной документ кот. Регламентирует лицензион.деят-ть в сфере образ-я-это положение о лицензир-и образ-й дея-ти.

Не подлежат лиценз-ю:

-образов-я дея-ть в форме разных лекций, стажировок, семинаров не сопрвождается итоговой аттестацией и задачей документов образ-и??

-ндивидуально трудовая нед-я деят-ти

Документы:1-заявления учреждения;2 копия устава и свид-во о гос-й регистрации;3- справка о постановке на учёт в налоговом органе; 4- сведение о структуре ОУ, комплек-ти штатов, предпалагаемой численности обуч-ся и воспит-в;5-сведения о наличии необходимых зданий, объекты физич. Культуры и спорта.6- заключение СЭС;7-перечень дисцип. Входящих в каждую образ-ю заяв. Программу.8-сведение об обеспечен-ти учеб лит-й, о кадровом обеспечении: 9-отчёт документов

Важный элемент лицензии-это экспертиза.её цель-оценка кач-ва учр-я.

Лицензия выдаётся не менее чем на 3 г, на практике 5 лет.

Условия отказа в выдаче лицензии:1 наличие в док-х недостовер. Или искажённой нФ-ии?

2 отрицание заключ.экспер-й комиссии.3 уведомление об отказе выдаче лицензии,направ-я в теч.3х дней в письменной форме.

Л.не даёт права образ. Учрежд, на выдачу своим выпускникам док-та гос-го образца, а также пользов-е герба, печатного изображ-я РФ. Эти права образ.уч-е преобретает после получ-я свид-ва о гос-й аккредитации.

17 правовые основы аттестации образ-го уч-я

Цель аттестации- установление соответ-я содержания уровня и кач-ва подготовки выпускников ОУ требованию ГОСТОВ.важнейшее условие аттестации- это полож. Рез-ты итоговой аттестации не менее чем постоянных его выплатов в теч-е 3х последних лет.

Аттестация-это экспертная процедура, напра на выявление кач-ва образ-ого процесса ОУ, это основная форма гос-о и общест-о контроля за деят-ь ОУ.

Аттестация провод-ся Рос-м Образ-м надзором и гос-ми органами управ-я образ. Субъект РФ.

При аттестации устан-ся: 1исполнение ОУ требований гостов:-мах.объёма учеб-й нагрузки;- полнота выполнения основных образов-х программ на основе экспертизы учебных планов, образ-х программ, распис-е учеб-х занятий.2 соответствие содержания, уровня и кач-ва подготовки выпускников ОУ(требование ГОСТОВ на основе рез-та итоговым аттес-й и роли выпол-я конт-х и др. квалиф. Работ)

Аттестация вкл-ет:1 экспертиза содерж.образ-я (учеб. Планов,образ-х программ, расписаний Занятий, класс-х журналов);2 экспертиза кач-ва и подготовки вып-ов.

Документы:-заявление;,-копия устава,копия лицензий,учеб.плана; - форма и процедура проведения аттест-и, аттестация технологии, критерии аттес-и, опред-ся службы осуществлений аттест-и.; - по итогам составляется заключение в течении 2х недель после заключ-я аттестаций орган издаёт приказ о признаний ОУ аттестац-м и неаттестац-м.

18.Роль бюджетного финансирования для системы образования в новых экономических условиях

Свое конкретное выражение экономическая политика получает в ежегодно утверждаемых в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах.

В федеральном бюджете не предусмотрены в достаточной мере средства на:

1. оплату льготного проезда учащихся.

2. компенсационные выплаты на питание обучающихся в государственных, муниципальных учреждениях, начального и среднего общего образования.

3. преображение различного вида расходных материалов

Указом президента Российской Федерации предусмотрены и внесены предложения по изменению порядка финансирования общеобразовательных учреждений. Решались следующие задачи:

1. придание школе статуса государственной;

2. обеспечение выплат заработной платы из бюджета субъекта федерации;

3. введение нормативного финансирования;

4. санкционирование расходов и доходов бюджетов Федеральным Казначейством.

В условиях ограниченных финансовых возможностей страны система образования должна обеспечить эффективное использование своих финансовых ресурсов, прежде всего бюджетных. Инструментом решения этой задачи является переход на нормативное финансирование общеобразовательных учреждений.

В плане действий Правительства РФ провозглашена необходимость перехода на нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений в расчете на одного учащегося.

Нормативное бюджетное финансирование в расчете на одного учащегося означает, что:

- определяется величина норматива бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося (например, 4,5 тыс. руб. в год);

- школа получает бюджетное финансирование пропорционально численности в ней учеников.

Федеральный норматив бюджетного финансирования должен приниматься каждый год вместе с Законом «О бюджете» и обязателен к исполнению региональными и местными бюджетами. В Законе «Об образовании» понятие «Норматив» не определено конкретно.

Норматив – это то, что в расчете на одного учащегося, воспитанника, обеспечивает школе столько средств, сколько нужно.

Новый механизм финансирования образовательных учреждений по нормативам в расчете на одного обучающегося должен обеспечить в первую очередь:

- прозрачность финансовых потоков на всех уровнях;

- развитие межбюджетных отношений в системе образования;

- эффективное использование средств.

Основные принципы и порядок бюджетного финансирования деятельности образовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования. Принципы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования:

1. Финансирование деятельности аккредитованных образовательных учреждений в части реализации государственного стандарта общего образования осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. При необходимости на реализацию государственного стандарта общего образования предоставляется финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.

2. Порядок бюджетного финансирования образовательных и иных услуг, предоставляемых аккредитованными образовательными учреждениями сверх государственного стандарта общего образования, устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3. Бюджетное финансирование реализации государственного стандарта общего образования в аккредитованных образовательных учреждениях осуществляется на основе государственных и местных нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося в год.

4. Норматив бюджетного финансирования представляет собой определенную на одного обучающегося величину финансовых средств, обеспечивающих реализацию права граждан на получение общего образования на уровне государственного стандарта общего образования.

Региональный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования:

1. Региональный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования (далее региональные нормативы) включает в себя федеральный норматив.

2. За счет средств собственных бюджетов органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать региональный норматив в размерах, превышающих федеральный норматив.

3. Региональный норматив утверждается ежегодно в порядке, определяемом органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и является обязательным для исполнения в бюджете субъекта Российской Федерации и в соответствующих бюджетах органов местного самоуправления.

4. На основе регионального норматива рассчитывается и предоставляется финансовая помощь из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету при условии недостаточности средств в местном бюджете на реализацию государственного стандарта общего образования в пределах регионального норматива.

Местный норматив бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования:

1. Местный норматив бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования (далее - местный норматив) включает в себя региональный норматив.

2. За счет средств собственных бюджетов органы местного самоуправления могут устанавливать местный норматив в размерах, превышающих региональный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.

3. Местный норматив утверждается ежегодно в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

2.) Внебюджетные средства – это все средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорном гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги – образовательной деятельности.

Многоканальное и многоуровневое финансирование образовательных учреждений.

Благотворительные взносы

- юридических лиц:

- физических лиц

Благотворительные гранты от иностранных организаций и фондов

Деятельность, связанная с образовательным процессом

- организация дополнительных образовательных услуг;

- организация учебно-производств. деятельности

Деятельность, не связанная с образовательным процессом

- аренда;

- торговое и посреднические операции;

- операции с банковскими вкладами и ценными бумагами;

- производство товаров и услуг.

Любая образовательная организация имеет право привлекать и зарабатывать внебюджетные средства, закрепленное Гражданским Кодексом РФ ст. 120 и Законами РФ «О некоммерческих организациях» и «Об образовании».

Образовательное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно и создано. Главное, чтобы школа, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла полученный доход полностью на выполнение уставных целей.

В соответствии с Федеральным Законом от 13 января 1996г. №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «об образовании» (ст. 41), помимо бюджетного финансирования образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов, образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовой формы, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства. Такими средствами являются:

- доходы, полученные за счет оказания дополнительных платных образовательных услуг;

- добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц;

- доходы, полученные образовательным учреждением от предпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании (ст. 4б) государственные и муниципальные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные услуги.

Дополнительные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств:

- средств родителей (законных представителей):

- спонсорских средств:

- сторонних организаций:

- частных лиц.

Платные образовательные услуги, их оказания и доходы от них выполняют дефицит государственных ресурсов, предоставляемых школе. Привлечение внебюджетных источников не влечет за собой снижение размеров финансирования образовательного учреждения на основе нормативов бюджетного финансирования, выделяемых на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения.

Деятельность по привлечению и использованию внебюджетных средств подразделяется на основную и прочую.

Основная деятельность заключается в:

- реализации одной или нескольких образовательных программ, содержании, воспитании обучающихся;

- осуществление научно-методической деятельности, являющейся неотъемлемой частью образовательной деятельности;

- обеспечении и обслуживании образовательного процесса.

Прочая деятельность заключается в осуществлении иной разрешенной деятельности, приносящей доходы и не относящейся к указанным видам основной деятельности.

Виды основной деятельности, позволяющей получить внебюджетные средства:

Образовательные услуги:

- обучение по дополнительным образовательным программам (за пределами государственных образовательных стандартов):

- тестирование школьников;

- репетиторство;

- обучение на курсах по отдельным дисциплинам;

- дополнительное образование, включая кружки, секции, клубы;

- прочие образовательные услуги.

Научно-методическая деятельность:

- создание и передача научной (научно-методической) продукции, объектов интеллектуальной собственности;

- выполнение научно-исследовательских работ на конкурсной основе, включая гранты.

Деятельность по обеспечению образовательного процесса:

- учебно-производственная деятельность, реализуемая учебными и учебно-производственными мастерскими, предприятиями и подразделениями общественного питания, предприятиями по оказанию услуг;

- предоставление услуг библиотек, транспорта, спортивных сооружений, вычислительной техники, оргтехники;

- предоставление информационно-коммуникационных услуг в рамках основной деятельности;

- проведение культурных, спортивно-оздоровительных мероприятий и выставок:

- предоставление ресурсов образовательного учреждения – помещений, оборудования, земельных участков, юридического адреса – в аренду, пользования;

- взносы юридических и физических лиц – благотворительные и попечительские, целевые благотворительные и другие, а также пожертвования, подарки и т.п. [31]

Образовательным учреждением выбираются те виды внебюджетной деятельности, для осуществления которых имеются потенциальные возможности.

Основными факторами, определяющими направления и эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения, являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов такой деятельности – учебной, научной и иной.

К таким факторам относятся:

Научно-методический потенциал, который влияет на привлечение средств посредством договоров на выполнение учебно-методических разработок, научных исследований, грантов.

Внутренняя нормативная база. Наличие полной и отработанной базы в образовательном учреждении обеспечивает развитие разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимализацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.

Общая политика по отношению к вне бюджетной деятельности. Для успешного осуществления внебюджетной деятельности должна быть создана максимально благоприятная обстановка, сформулированы и объявлены принципы политики в этой области, такие как: заинтересованность каждого сотрудника в увеличении объемов внебюджетных средств и их эффективном использовании; стабильность принятого порядка финансовых отношений между руководством и педагогическим коллективом; единство политики по отношению ко всем видам деятельности.

Наличие лицензии и её параметров является необходимым условием для осуществления большинства внебюджетной деятельности.

Так же, это определяет ряд важнейших количественных и качественных ограничений: предельный контингент обучающихся и, соответственно, потенциальные объемы набора в учебные группы, виды учебной деятельности, по которым осуществляется образовательная деятельности.

Территориальное размещение образовательного учреждения определяет внешние условия его работы. К ним относятся: демографическая ситуация, обширность рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояния экономики региона и её специализация, вектор потребности экономики в образовательных услугах, структура образования в регионе, социальная мобильность населения, наличие сложившихся связей с другими регионами в сфере образования, наличие других конкурирующих образовательных учреждений. [19]

Наличие необходимого учебного оборудования определяет возможность качественного осуществления образовательной деятельности, использования новых методик преподавания.

Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий (в том числе дистанционного обучения), реализации дополнительных образовательных услуг, оказание услуг по использованию Интернета. Они являются фундаментом для разработки и реализации программных продуктов, без данных информационных систем, в том числе коммерческих, создают возможности решения организационных и управленческих задач на современном уровне.

Библиотечный фонд дает возможность оказывать услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг.

Помещения создают условия для наращивания платного контингента в соответствии с лицензионными требованиями. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду.

Наличие достаточного числа преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения видов и объема платных дополнительных образовательных услуг.

Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов, создает возможность расширения спектра и повышения качества образовательных услуг, способствует росту привлекательности учебного заведения.

Имидж образовательного учреждения и сотрудничество с выпускниками. Уровень общественного признания, известные выпускники способствуют созданию эффективно работающих попечительских советов, рекламе учебного заведения, привлечению

В действующем законодательстве под термином «грант» понимаются целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям или физическим лицам в денежной или натуральной форме на оговоренные сторонами цели с последующим отчетом об их использовании (цели обычно некоммерческого характера). грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

· гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

· гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;

· гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Под благотворительной деятельностью согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.95 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (в ред. от 22.08.04 г.; далее — Закон N 135-ФЗ) понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Наши рекомендации