Прогнозирование кредитно-денежных отношений
Планирование межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:
* сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;
* самостоятельность бюджетов всех уровней;
* законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;
* объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;
* единство бюджетной системы;
* равенство всех бюджетов РФ.
Межбюджетные отношения регулируются. Бюджетное регулирование — это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов.
Основным содержанием планирования межбюджетных отношений является передача доходов в форме финансовой помощи бюджета одного уровня бюджету другого уровня. Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.
Субвенция — фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.
Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
Особенности методологии прогнозирования и планирования финансов.
Финансовое прогнозирование - это предвидение возможного финансового положения государства или субъекта хозяйствования, обоснование показателей финансовых планов.
Прогнозы могут быть среднесрочные (5-10 лет) и долгосрочные (более 10 лет)
Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде.
Финансовое планирование - это научный процесс обоснования на определенный период движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.
Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, которые создаются в процессе распределения и перераспределения ВВП, а итоговым результатом - составление финансовых планов
Основными методами финансового планирования являются:
Нормативный метод- заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов.
Метод экономического анализа. Экон-ий процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса.
Балансовый-разработка балансов, представляющих собой систему показателей, в кот одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение по всем направлениям их расхода
Математическое моделирование-позволяет учесть мн-во взаимосвязанных факторов, влияющих на пок-ли финансового прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогноза вариант, наиболее соответствующий принятой концепции производственного, соц-экономического развития и целям финансовой политики.
Экономическое прогнозирование расчет пок-ей прогноза осущ на основе оценочных коэффициентов при одной или нескольких переменных, выступающих в кач-ве прогнозных факторов.
Метод экспертных оценок –в основу прогноза закладывается мнение специалиста, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.
Метод экстраполяции заключ в сложившихся в прошлом и настоящем тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее
58 Государственный бюджет, его прогнозирование и планирование
Бюджетное прогнозирование – обоснованное суждение о перспективах возможного состояния бюджета в будущем, альтернативах его развития и сроках реализации.
Бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период, т. е. не более чем на год..
^ Цель бюджетного прогнозирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению.
^Принципы бюджетного прогнозирования:непрерывность, многовариантность прогнозов, согласованность различных прогнозов, достоверность прогнозов, сочетание перспективного и текущего прогнозирования.
^ При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы следующие методы:
1) метод экстраполяции, т. е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов.
2) метод экспертных оценок, т. е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма.
3) применение этих двух методов одновременно; при этом используются как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов..
^ Бюджетное планирование – деятельность по разработке и составлению проекта бюджета, которая обеспечивает сбалансированность и пропорциональность бюджетных доходов и расходов, согласование и координацию деятельности участников бюджетного процесса в предстоящем финансовом году в ходе исполнения бюджета.
^ Методы бюджетного планирования:экономический анализ,экстраполяция, нормативный, балансовый, программно-целевой, индексный
В настоящее время в России составление проектов бюджетов строится на основе метода «от достигнутого», когда статьи бюджета предстоящего финансового года определяются путем индексации показателей бюджета предыдущего финансового года. Одним из индексов является годовой темп роста цен на различные товары и услуги.
59 Налоговое планирование в макроэкономике.
Планирование на макроуровне охватывает сферу налогового планирования в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов. На практике налоговые поступления составляют высокую долю в доходах практически во всех консолидированных и областных (краевых) бюджетах субъектов РФ этого уровня. Поэтому любые сбои в мобилизации плановых объектов налогов, могут крайне отрицательно сказаться на исполнении расходной части бюджета любого уровня.
Основой решения задачи повышения качества налогового планирования является прогноз общего объема налоговых доходов и тщательное обоснование методики при расчетах конкретных видов налогов, сборов и других платежей. В целом процесс налогового планирования можно представить в виде следующей схемы.
1. Устанавливаются цели, на достижение которых ориентирована система налогообложения.
2. Разрабатываются методы и конкретные мероприятия реализации поставленных целей.
3. Разграничиваются налоговые полномочия и доходные источники между органами власти и управления различных уровней.
4. Определяются или устанавливаются (хотя нужно было бы рассчитывать) конкретные пропорции распределения налогов между бюджетами различных уровней, составляющих основу налогового планирования.
5. Рассчитываются конкретные или общие суммы налогов, взимаемых с каждой территории (административной единицы), что должно обеспечить экономически обоснованные показатели.
Определяются общие объемы налоговых поступлений на краткосрочную и долгосрочную перспективу на основе прогнозных расчетов изменения доходности предприятий, отдельных отраслей, экономики в целом на федеральном, региональном и местном уровнях.
Улучшение методики налогового планирования является одним из важнейших направлений не только соответствующих структур органов государственной власти, но и научных организаций и учреждений.
Прогнозирование кредитно-денежных отношений
Реализация национального продукта и связанное с ней движение потоков товаров и услуг вызывают необходимость нахождения в обороте массы обращающихся денег. Обращающаяся масса денег постоянно находится в обороте в форме наличных и безналичных движений денежных средств (включая перечисления средств, связанных с кредитными операциями). Основная часть расчетов и платежей совершается без использования наличных денег и лишь незначительная - наличными.
Одновременно в обращении имеется масса денег, которая в данный момент не участвует в товарных сделках, но является законным платежным и покупательным средством (денежные средства на расчетных, текущих и других счетах субъектов хозяйствования, общественных организаций и т.п., временно составляющие резервный фонд платежа, а также сбережения населения, выступающие в виде фонда денежных накоплений и сбережений).
Обязательства банковской системы перед другими секторами экономики носят название денежных агрегатов. Они являются важным фактором, влияющим на уровень цен, объем производства, состояние платежного баланса. Вот почему прогноз денежных агрегатов имеет важное значение. Для этих целей применяется денежный баланс, в котором отражаются активы и пассивы.
При разработке кредитно-денежных прогнозов или программ важной задачей является увязка предложения денег со спросом на них в соответствии с контрольной цифрой инфляции и оценкой темпов ее роста.
Прогнозирование спроса на деньги может быть выполнено статистическими методами. Исходным моментом при прогнозировании предложения денег является определение денежной базы, которая включает наличные деньги, депозиты, а также норм резервных денег для банков.