Основные факторы, определяющие специфику экономической деятельности социокультурных учреждений

Основные факторы, определяющие особый характер и специфику хозяйственной, экономической деятельности социокультурных учреждений в предпринимательской области: некоммерческий статус учреждений и своеобразие продукта, который продается на рынке потребления. Первый фактор регламентирует допустимые пределы выбора видов деятельности и степень свободы использования получаемого дохода. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике основана на получении прибыли, которая в коммерции облагается довольно высокими ставками налогов. В деятельности некоммерческих учреждений социокультурной сферы получение прибыли не предусматривается, а доходы направляются на воспроизводство последующей деятельности. И эти учреждений по закону не могут себе позволить заниматься деятельностью, которая выходит за рамки их миссии. Второй фактор обусловлен уникальностью продукта, производимого и продаваемого социокультурными учреждениями, он впрямую не продаётся на рынке, потребителю продаются билеты на концерт, выставку, спектакль и т.д. Покупая билет, потребитель покупает не исполнителя и его песни, не живописное полотно выставки, не сцену из спектакля или сюжет культурной программы, а покупает право соприкосновения с искусством и культурой, тем самым он инвестирует создание нового художественного продукта. Культурные продукты существует либо в виде произведения искусства - нотной партитуры музыкального произведения, живописного полотна, скульптуры и т.д. (имеют реальную потребительскую стоимость, долговременный, возможно и бесконечный характер жизни), либо в виде культурной, концертной, игровой, праздничной программы, спектакля, выставки, фестиваля и т.д. (имеют временный, краткосрочный цикл жизни, они быстро, иногда после одноразового использования прекращают свое существование, могут трансформироваться в новые формы, изменяя содержание, потребительскую стоимость).

Продукт-услуга – выступает в виде непосредственного живого творческого труда (патронажная деятельность, библиотечное обслуживание, шефская работа, посредническая деятельность, реклама, имидж, создание организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни, деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых средств (фандрайзинг). Создание такого продукта всегда соотносится с ситуацией, сложившейся на данный момент в учреждении культуры.

Сфера куль­туры — сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере куль­туры заключается в том, что деньги в этой сфере появля­ются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов са­мых различных сил и инстанций: органов власти, ведаю­щих бюджетными средствами, спонсоров, благотворитель­ных организаций и прочих доноров.

№8 Общие понятия блага и общественного труда.

блага– все, что способно удовлетворить жизненные потребности людей, приносить пользу, доставлять удовольствие

В процессе культурной деятельности образуются культурные блага либо культурные товары, либо культурные продукты

БЛАГА ДАРОВЫЕ – не производимые и не распределяемые, их предложение настолько велико, что цена равна нулю, например, солнечный свет, снег.

Экономические БЛАГА – объекты или результаты экономической деятельности. Ценность блага выражает затраты на его производство через индивидуальную полезность(частные БЛАГА– доступно только одному субъекту и его использование исключает возможность потребления его другими субъектами, общественные БЛАГА – доступ к нему не может быть ограничен, а его потребление возможно одновременно многими субъектами)

БЛАГА НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ – жизнь и здоровье, достоинство, личная неприкосновен­ность, честь и доброе имя, дело­вая репутация, неприкосновен­ность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободно­го передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, не­отчуждаемы и непередаваемы иным способом

Услуга как благо — целесообразная деятельность человека с полезным эффектом, удовлетворяющая какие-либо потребности. Отличия от полезных вещей: совмещение процессов производства и потребления, невозможность в большинстве случаев взаимозаменяемости, накопления, хранения, транспортировки.

№9Понятия «ценность», «к.блага»

Ценность — термин, используе­мый в философии и социологии для указания на человеческое, социаль­ное и культурное значение опреде­ленных объектов и явлений, отсыла­ющий к миру должного, целевого, смысловому основанию. Ценностям припи­сывается внеличностный, надлично­стный, и внеисторический характер, они трактуются как порождаемые культурой и (или) задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианты. Ценности культуры могут быть отражены в мастерстве и творческих возможностях человека, воплощенных в культурных продуктах, а также в представлениях и вкусах людей.

Культурное богатство человеческого общества с экономической точки зрения представляет собой массу продуктов культуры, а отдельный продукт - его элементарная форма. Эти продукты имеют специфические, чувственно воспринимаемые свойства, благодаря которым они могут удовлетворять особые человечес­кие потребности - культурные (познавательные,нравственные, эстетические, коммуникативные). Культурные блага-материальные и нематериальные продукты общественного труда, затраченного на их создание, творческое воспроизведение, обработку и хранение. Они обладают общественной потребительной стоимостью и являются одним из способов усвоения человеческой жизни. (Наибольшее влияние на динамику культурного развития оказывают продукты, которые отличаются своей исключительностью, нестандартностью, неповторимостью, созданные особо талантливыми мастерами). В процессе культурной деятельности образуются либо культурные блага (в узком смысле слова плоды общественно не организованной или общественно организованной непрофессиональной культурной деятельности), либо продукты сферы культуры (плоды профессионально организованной культурной деятельности), либо культурные товары (предметы купли-продажи).1)культурные блага, продукты сферы культуры и культурные товары имеют определенную культурную потребительную стоимость2)продукты сферы культуры имеют к тому же стоимость в экономическом смысле3)культурные товары имеют и цену.(про это лучше и не говорить но пусть будет, я про хар-р к.благ)Культурные блага по своему характеру неоднородны и различаются: по степе­ни материализации, способу удовлетворения культурных потребностей, по выполняемой ими функции



№10. Понятия «продукты сферы культуры», «культурные товары.

Культурное богатство человеческого общества с экономической точки зрения представляет собой массу продуктов культуры, а отдельный продукт - его элементарная форма. Эти продукты имеют специфические, чувственно воспринимаемые свойства, благодаря которым они могут удовлетворять особые человечес­кие потребности - культурные (познавательные,нравственные, эстетические, коммуникативные). В экономике культуры рассматриваются культурные блага как материальные и нематериальные продукты общественного труда, затраченного на их создание, творческое воспроизведение, обработку и хранение. Они обладают общественной потребительной стоимостью и являются одним из способов усвоения человеческой жизни.

Наибольшее влияние на динамику культурного развития оказывают продукты, которые отличаются своей исключительностью, нестандартностью, неповторимостью, созданные особо талантливыми мастерами

Создание продукта личного творчества для удовлетворения личных культурных потребностей имеет важное значение для повышения культурного уровня членов общества, оказывает влияние на структурные преобразования в сфере куль­туры, на направления и темпы развития отдельных подсистем в сфере куль­туры; может также рассматриваться с точки зрения экономических предпосылок и усло­вий, необходимых для личного творчества.

В процессе культурной деятельности образуются либо культурные блага (в узком смысле слова плоды общественно не организованной или общественно организованной непрофессиональной культурной деятельности), либо продукты сферы культуры (плоды профессионально организованной культурной деятельности), либо культурные товары (предметы купли-продажи).

Культурный продукт производится и продаётся социокультурными учреждениями, он впрямую не продаётся на рынке, потребителю продаются билеты на концерт, выставку, спектакль и т.д. Покупая билет, потребитель покупает не исполнителя и его песни, не живописное полотно выставки, не сцену из спектакля или сюжет культурной программы, а покупает право соприкосновения с искусством и культурой, тем самым он инвестирует создание нового художественного продукта. Культурные продукты существует либо в виде произведения искусства - нотной партитуры музыкального произведения, живописного полотна, скульптуры и т.д. (имеют реальную потребительскую стоимость, долговременный, возможно и бесконечный характер жизни), либо в виде культурной, концертной, игровой, праздничной программы, спектакля, выставки, фестиваля и т.д. (имеют временный, краткосрочный цикл жизни, они быстро, иногда после одноразового использования прекращают свое существование, могут трансформироваться в новые формы, изменяя содержание, потребительскую стоимость).Продукт-услуга –выступает в виде непосредственного живого творческого труда (патронажная деятельность, библиотечное обслуживание, шефская работа, посредническая деятельность, реклама, имидж, создание организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни, деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых средств (фандрайзинг).

Средства культуры
а) единичное производство, единичное предложение, небольшой спрос (костюмы для актеров); б) большое производство, большое предложение, большой спрос (предметы для занятий музыкой): в) массовое производство, массовые предложения и спрос (те­левизоры и т. д.).
Предметы культуры
а) единичное производство, единичное предложение, небольшой спрос (ори­гинальные живописные полотна); б) единичное производство, большое предложение, большой спрос (реп­родукции, эстампы); в) единичное производство, массовые предложение и спрос (книги и т. п.); г) большое производство, большое предложение, большой спрос (предме­ты народных художественных промыслов).
Культурные услуги (с посреднической функцией)
а) небольшое предложение, массовый спрос (клубы любителей популяр­ной музыки); б) большое предложение, массовый спрос (показ кинофильмов); в) массовое предложение, массовый спрос (выдача книг и периодических изданий библиотеками).
Культурные услуги (с собственно культурной функцией)
а) единичное предложение (повторение невозможно), большой спрос (ки­нофестиваль в Каннах), б) единичное предложение (возможно повторение), большой спрос (кон­церты «звезд эстрады»); в) единичное предложение (возможно повторение), массовый спрос (кон­церты популярных вокально-инструментальных ансамблей и т. п.).

№11Сравнительная производственная и потребительская характеристика средств и продуктов культурной деятельности.



№12 Формирование предложения

Долгосрочное стратегическое регулирование предложения предметов культур­ных потребностей на основе:

1.социально-культурной программы общества

2.строительства сети культурных учреждений социальной инфраструктуры,

3.воспитания творческих кадров и работников культуры с учетом долгосрочных тенденций развития культурных потребностей;

4.экономических инструментов и всего экономического механизма культуры (инвестиции, ускорение развития производства предметов культурных потребностей, дотации культурным учреждениям, оплата образования и стипендий сту­дентам творческих учебных заведений);

5.законодательных актов, способствующих созданию оптимальной институциональной базы отрасли культуры, отвечающей целям

долгосрочной культурной политики государства.

Долгосрочное формирование спроса осуществляется главным образом с помощью:

системы среднего образования и школьного воспитания;

системы внешкольного коллективного и индивидуального эстети­ческого воспитания,

существующей практики удовлетворения культурных потребнос­тей, особенно посредством творческой деятельности;

социально-экономической политики общества: путем уменьшения затрат из семейных бюджетов на удовлетворение культурных потребностей (использование фондов общественного потребления); путем высвобождения времени на культурные нужды; опосредованно, повышая жизненный уровень населения.

Краткосрочное и среднесрочное регулирование предложения пред­метов культурных потребностей осуществляется на основе действия всех долгосрочных инструментов экономической политики. Особое значение имеют:

эстетическое воздействие на формирование объема и структуры пред­ложения, исходя из издательских, постановочных и других планов, планов по каждому отдельному виду культурно-просветительной деятельности

экономические инструменты, регулирующие выбор наиболее эффективного варианта осуществления поставленных задач: планирование, финан­сирование (инвестиционная политика), система материальной заинте­ресованности отдельных работников и целых коллективов, политика в области ценообразования; режим работы культурных учреждений и т. п.

Краткосрочное и среднесрочное регулирование спроса осуществляется с помощью:

актуализации долгосрочных факторов, определяющих спрос на пред­меты культурных потребностей

экономических инструментов (политика в области ценообразования)

режима работы учреждений культуры и организации доступа к куль­турным ценностям (пропаганда, абонементы, доставка и т. п.)

маркетинговой и информационной политики (реклама, критика и т. д.)

законодательно-организационных мер.

№13 Регламентация - путь к эффективной координации и свободы

Регламентация— это совокупность норм, правил, стандартов и процедур, ограничивающих и определяющих формы деятельности в обществах с развитым разделением труда.

К регламентации относятся не только юридические нормы и правила, т.е. свод государственных законов, подзаконных актов (указов и пр.), но и разнообразные внутриотраслевые инструкции, положения, оргструктуры, регламенты предприятий и организаций, промышленные стандарты.

По Дюркгейму, существуют четыре проблемы регламентации, которые должен решать каждый менеджер: во-первых, регламентация должна быть скоординирована (то есть в ней не должно быть противоречий); во-вторых, надо сделать так, чтобы эта регламентация не ограничивала исполнителей, а, наоборот, создавала им поле свободы; в-третьих, нужно решить проблему самоорганизации, ведь есть всякие механизмы типа “невидимой руки рынка”, и для того, чтобы не делать все вручную, нужно существенно использовать эти механизмы; и, в-четвертых, Дюркгейм считал, что регламентация не выполнит свою функцию обеспечения солидарности, если она не будет справедлива.

“Воздействие регламентации по существу положительно, если оно вынуждает индивидов следовать известной процедуре для достижения своей цели”.

Всякая проблема, которая однажды решена, и ее решение зафиксировано в регламентации, тем самым переводится в разряд рутинных, что обеспечивает поле свободы. Регламентация, которая четко разводит полномочия, права и обязанности, дает ту самую свободу в либеральном смысле слова: ваша свобода не должна быть за счет чужой, а чужая за счет вашей.

Пределом регламентации каждой конкретной функции является то, что человек вообще уходит из ее выполнения. Если функция во всех деталях регламентирована, она тем самым механизируема и автоматизируема. В современном производстве все большее распространение получают гибкие производственные системы (flexible systems). В Японии уже почти 20 лет функционируют заводы по производству промышленных роботов, где вообще нет людей. А роботы, которые работают на этих заводах, принадлежат к классу автоматов, способных производить самих себя.

Отличие управления ограничениями от управления структурой: если вы хотите управлять объектом с помощью наложения внешних ограничений, то нужно сначала проверить наличие внутри него субъектов, владеющих необходимыми формами деятельности. Правило не мешает, мешают люди, которые его не соблюдают.

Система разделения труда должна быть способна в каждый отдельный момент предоставить всем членам общества последовательность социальных ступенек-функций для восхождения в процессе самосовершенствования.

Природное неравенство — это генетическое разнообразие, когда вы можете получить или не получить те или иные задатки той или иной формы деятельности. Главное, чтобы человек мог развить в себе то, к чему он природой предрасположен. Но у каждого своя судьба, опыт переживаний.



№14. Госрегулирование и взаимодействие с рынком

Регулирование [лат. regulare - приводить в порядок, упорядочивать] — направлять в нужное русло. Экономический словарь раскрывает понятие «регулирование» как обеспечение функционирования управляемых процессов в рамках заданных параметров*. Государственное регулирование осуществляется через правила и законы, изменяющие или контролирующие деятельность в определенных сферах общества. Государство распределяет ресурсы, принимает решения, приводящие к сдвигам в работе отраслей, устанавливает отношения между организациями или условия этих отношений, обладает контролем над сообществом экономических организаций.

Основной принцип формирования культурной политики государства - практическое признание универсальной гармонизирующей роли культуры, является прямым отражением интересов общества в отношении культуры и культурной деятельности. Это диктует необходимость решать проблемы всего спектра видов культурной деятельности, от сохранения культурного наследия до оказания поддержки отдельным деятелям культуры, что обуславливает многоуровневую структуру культурной политики. В связи с этим возникает принцип субсидиарности в культурной политике: делегирования полномочий непосредственным исполнителям - некоммерческим организации культуры, выполняющие социальную миссию в обществе, правила взаимодействия в котором определяются государством.

Вне зависимости от экономической идеологии государства, некоммерческие организации требуют государственной поддержки, обусловленной объективными причинами реализации социальной миссии, которая невозможна в чисто рыночных условиях. В этой связи возникает принцип взаимодополняемости, который предполагает эффективное сочетание поддержки культуры из бюджетных и внебюджетных источников. Дня реализации принципов субсидиарности и взаимодополняемости в культурной политике государства, при хроническом недостатке финансовых средств, является диверсификация источников поддержки организаций культуры.

Особенностью экономических характеристик культурной деятельности являются положительные социальные эффекты, которые не учитываются рынком, а также хроническая убыточность организаций культуры. Это служит предметом особого экономического внимания государства, так как рыночные институты по своей природе направлены на удаление неконкурентноспособных производств и видов деятельности, к которым в частности относятся многие важные виды культурной деятельности.

Российский исследователь Кривошеев М.И. пишет, что возникает необходимость изменения идеологии участия государства в рыночном обмене и рассматривать государство в качестве полноправного рыночного агента, преследующего свои интересы и удовлетворяющего «социальные потребности общества». Среди необходимых институтов гармонизации культурной деятельности в рамках парадигмы индивидуальных и общественных интересов выделяются бюджетные ассигнования производителям культурных благ, трансферты потребителям, специальные маркированные налоги, ко­торые способствуют повышению эффективной деятельности организаций культуры и позволяют снижать отрицательный эффект убыточности организаций культуры («болезни Баумоля»[1]).

№14.2Важной является политика налогового протекционизма как комплекса институционализированных экономических мер направленных на создание пропорциональной экономической поддержки культурной деятельности. Необходимо также создание благоприятных условий для возникновения негосударственных некоммерческих организаций с миссией производства, хранения и распространения культурных благ. В отношении них должна проводиться адекватная налоговая политика и осуществляться государственный протекционизм.

Роль государства в управлении социально-культурной сферой предполагает использование ряда управленческих рычагов.

Собственность (учредительство) — создание и деятельность собственной сети учреждений культуры, учредителями которых высту­пают государственные органы.

Контроль и администрирование — деятельность го­сударственных органов управления и контроля со сторо­ны учредителей и вышестоящих инстанций, а также вне­ведомственный контроль (налоговая инспекция, пожар­ный и санитарный надзор и т. д.).

Культурная политика — выработка приоритетных направлений развития сферы культуры на республиканском и местном уровнях.

Финансирование — выделение средств из республиканско­го и местных бюджетов как на содержание государствен­ных учреждений культуры соответствующего уровня, так и на реализацию «госзаказа» — программ и проектов.

Организационная поддержка организаций, проектов, программ.

Воспроизводство профессиональной среды — подготов­ка и переподготовка специалистов и работников сферы культуры в государственных образовательных учрежде­ниях (вузах, средних специальных учебных заведениях, курсах повышения квалификации), а также контроль за соблюдением в них соответствующих государственных образо­вательных стандартов (лицензирование, аккредитация).

Стимулирование — налогообложение и прочие дей­ствия, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства.

Информация — информационное обеспечение выра­ботки решений, деятельности, анализа ее результатов.

В зависимости от использования тех или иных рычагов складываются определенные роли государства по отношению к культуре и искусству:

1. «Помощник» — поддержание и развитие государством разнооб­разия как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве через поддержку культурной деятельности в целом (прежде всего — зако­нодательно и налоговой политикой). При­мер «помощника» — государственная поддержка куль­туры в США.

2. «Патрон» — обеспечение государством стандартов профессионального творчества и деятельности. Поощряется художественное мастерство с помо­щью стипендий, пример — Великобритания.

3. «Архитектор» — помощь культуре и искус­ству со стороны государства является частью его про­граммы повышения благосостояния общества и выражается в долгосрочном прямом государственном финан­сировании. Пример — Франция.

4. «Инженер» — государство владеет и распоря­жается средствами осуществления культурной деятельно­сти и художественного творчества. Например, оно поддер­живает то искусство, которое

Управленческий цикл

С точки зрения социологии управление культурой определяется как сознательное, плано­мерное и целенаправленное воздействие на культуру как целостную систему производства, распределения, обмена и потребления знаний, ценностей и норм, образцов жизнедеятельности в соответствии с объективными закономерностями их развития в интересах общества и каждой отдельной личности.Такое воздействие проходит ряд этапов и составляет управленчес­кий цикл: сбор и обработка социокультурной информации, изучение состояния объекта в данный момент; анализ обработанной социо­культурной информации, ее систематизация и на этой основе — постановка целей и задач; учетсоциокультурной информации, целей, задач и построе­ние идеальной модели развития; разработка путей передачи социокультур­ной информации соответственно модели, создание программ развития с целью получения финансовой поддержки; непосредственная реализацияпрограммы развития; контроль по каналу обратной связи с использованием социологических исследований всех элементов культурной среды в совокуп­ности с социально-экономическими особенностями данного кон­кретного региона; осуществление коррек­тирующих воздействий на осно­ве контрольных исследований развития культуры при наличии негативных последствий; оценка результатов деятель­ности и планирование нового управленческого цикла

Наши рекомендации