Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

УЧЕТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ПРОЧИМ ОПЕРАЦИЯМ

УЧЕТ РАСЧЕТОВ С УЧРЕДИТЕЛЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ

УЧЕТ РАСЧЕТОВ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ

УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОБЕСПЕЧИНИЮ

УЧЕТ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСЧЕТОВ

Расчеты между организациями могут проводиться:

1. Наличными – путем выдачи (получения) денежных средств из кассы или через подотчетных лиц, причем предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке с 22.07.2007 г. в сумме 100 000 руб.;

2. С применениембезналичных форм расчетов (при помощи платежных поручений, платежных требований, платежных требований-поручений, аккредитивов, чеков и пр.) путем перечисления денежных средств со счетов плательщика и зачисление их на счет получателя;

3. С использованием бартера, т.е. обмена одних товаров, готовой продукцией на др.

Для учета расчетных операций в IV разделе плана счетов предусмотрены счета 60, 62, 63, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76, 77, 79.

Аналитический учет при журнально-ордерной форме совмещенный с синтетическим учетом осуществляется в соответствующих журналах-ордерах и ведомостях, где каждое юридическое и физическое лицо записываются отдельной строкой. Записи делаются на основании первичных документов (счет-фактур, актов и др.).

Ежемесячно (по состоянию на 1 число месяца) по каждому аналитическому счету выводится сальдо, которое «сворачивается» и может быть только дебетовым или кредитовым.

По каждому синтетическому счету на основании остатков по аналитическим счетам выводится «развернутое» сальдо, т.е. отдельно дебетовое и кредитовое и «прятать» дебиторскую задолженность в кредиторскую не разрешается.

УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

К поставщикам и подрядчикам относятся организации, поставляющие сырье и другие ТМЦ, а также выполняющие разные работы и оказывающие различные виды услуг. Расчеты с этими организациями ведутся на активно-пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», счет может иметь два сальдо: сальдо дебетовое означает, что ТМЦ оплачены, но не получены и в предприятии возникла дебиторская задолженность; сальдо кредитовое – выполнение работ, услуг, получение ТМЦ без одновременной их оплаты, т.е. возникает кредиторская задолженность.

По Кт 60 счета отражают стоимость фактически поступивших ТМЦ, принятых работ, потребленных услуг в корреспонденции с Дт следующих счетов:

07 – на стоимость купленного оборудования требующего монтажа;

08 – отражается любая покупка основных средств по счет-фактуре; на стоимость выполненных строительно-монтажных работ;

10 – на стоимость купленных материалов;

11 – на стоимость купленного молодняка животных;

19 – на сумму НДС, уплаченного поставщикам за приобретенные ТМЦ, выполненные работы, услуги за приобретаемые основные средства и др.

Счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» – активный, по Дт 19 начисляется НДС по поступившим МЦ (выполненным работам и услугам), а по Кт 19 – суммы НДС списываются после оплаты задолженности поставщикам или другим кредиторам.

Если МЦ или услуги используются на нужды производства, то суммы НДС принимаются к зачету (возмещению из бюджета) на уменьшение сумм НДС, полученных от покупателей и причитающихся к уплате в бюджет. При этом делаются бухгалтерские запись:

Дт 68 Кт 19 – приняты к зачету суммы НДС уплаченные поставщикам.

Если суммы НДС по 19 счеты относятся к непроизводственным расходам, то по 68 счету они к зачету не принимаются, а списываются за счет собственных источников средств:

Дт 91.2 Кт 19.

На 19 счете НДС учитывается по субсчетам в зависимости от видов МЦ:

19.1 «НДС при приобретении основных средств»;

19.2 «НДС по приобретенным нематериальным активам»;

19.3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам».

Кт 60 корреспондируется с Дт:

1. 20, 23, 25, 26, 29 – на стоимость выполненных подрядных работ для основного производства, вспомогательных производств, для обслуживающих производств и др.

2. 41 – на стоимость поступившего товара.

Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приеме ТМЦ выявлена их недостача или обнаружено несоответствие цен согласно договору, то составляется запись на предъявление претензий поставщикам:

Дт 76.2 Кт 60.

По Дт 60 счета отражают сумму оплаты счетов поставщиков в корреспонденции со следующими счетами:

51, 52, 55, 66, 67 – на сумму оплаты с расчетного счета, валютного счета за счет выставленных аккредитивов, оплата чеками, за счет полученных краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов.

Предварительная оплата поставщику (оплата аванса) отражается на отдельном аналитическом счете 60 «Расчеты по авансам выданные», при этом оплата авансом отражается следующей бухгалтерской записью:

Дт 60 аналитический счет «Расчеты по авансам выданные» Кт 51, 52, 55.

На данном аналитическом счете сумма будет учитываться до тех пор, пока она не будет зачтена в погашении долга перед поставщиками за полученные ТМЦ:

Дт 60.1 Кт 60 аналитический счет «Расчеты по авансам выданные».

В бухгалтерии предприятия обязаны следить за соблюдением расчетной дисциплины, своевременно взыскивая дебиторскую задолженность и погашая кредиторскую задолженность.

Для этого проводят инвентаризацию расчетов, при которой организации обмениваются выписками о суммах задолженности.

Если по получении выписок организация-плательщик не подтверждает остаток задолженности или сообщает о своих возражениях, то в этом случае заинтересованная сторона передает разногласия на разрешение арбитража.

В случае несостоятельности ответчиков и невозможности взыскания сумм эти суммы должны быть списаны в убыток бухгалтерской записью:

Дт 91.2 Кт 62, 76.

Однако такие суммы следует учитывать на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», на котором она должна учитываться 5 лет.

Суммы невостребованные кредиторской задолженности по истечению срока исковой давности (3 года) подлежат отнесению на счет 91 согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации»:

Дт 60, 76 Кт 91.1.

Возможен учет расчетов при прекращении обязательств путем взаимозачета. Зачет взаимных требований может быть проведен либо по соглашению обеих сторон или по заявлению одной из них, которая может быть сделана лишь после сверки взаимных требований задолженности и составлении акта сверки расчетов. Прекращение обязательств учтенных зачетом отражают следующим образом:

Дт 60 Кт 62, 76.

С/х предприятия могут применять в расчетах с поставщиками и подрядчиками векселя.

К счету 60 открываются следующие субсчета:

60.1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в рублях»;

60.2 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками в иностранной валюте»;

60.2 «Расчеты с поставщиками выданными векселями».

Товарный вексель – письменное долговое денежное обязательство одной стороны (векселедателя) уплатить определенную сумму денег по наступлению срока платежа другой стороне (векселедержателю) по совершенным торговым сделкам или в уплату за выполненные работы или услуги.

Получение поставщиком товарного векселя не является погашением кредиторской задолженности покупателя, т.к. такой вексель выдается только в счет отсрочки платежа. Чаще всего номинальная стоимость товарного векселя выдаваемого покупателям поставщику в качестве отсрочки платежа превышает сумму задолженности покупателя. В этом случае разница между номинальной стоимостью векселя и суммой задолженности покупателя рассматривается как % по векселю, и эта разница включается покупателям в фактическую цену приобретения МЦ.

Бухгалтерские записи в учете векселедателя (покупателя):

1. Оприходованы приобретенные материалы от поставщиков:

Дт 10 Кт 60.1;

2. Начислен НДС по приобретенным материалам:

Дт 19.3 Кт 60.1;

3. Выдан собственный вексель на сумму задолженности:

Дт 60.1 Кт 60.3;

4. На сумму % по векселю:

Дт 10 Кт 60.3;

5. Оплата векселя:

Дт 60.3 Кт 51;

6. Зачтен НДС:

Дт 68 Кт 19.3.

Основным первичным документом по расчетам с поставщиками является Счет-фактура – документ, выписываемый поставщиком при отпуске товаров, готовой продукции и др. ТМЦ покупателю, а также при оказании услуг и выполнении работ. Счет-фактура составляется в 2-х экземплярах. 1-ый экземпляр не позднее 10 дней с даты отпуска товаров (выполнение работ, оказание услуг) или предоплаты (аванса) предоставляется поставщиком покупателю и дает право на зачет (возмещение) сумм НДС в порядке установленным законодательством. 2-ой экземпляр остается у поставщика для производства записи в Книге продаж и начисления НДС при продажи товаров, работ, услуг.

Поставщики регистрируют выданные счета-фактуры в Журнале учета выданных счетов-фактур.

Книга продаж ведется поставщиком и предназначена для регистрации счетов-фактур (лент контрольно-кассовых аппаратов) в целях определения сумм НДС по реализованным материально-производственным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам). Состав показателей книги продаж:

- полное или сокращенное наименование налогоплательщика – продавца, которое должно полностью соответствовать записям в учредительных документах;

- ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) продавца;

- отчетный период (месяц, квартал), в котором проведены продажи;

В графах книге продаж отражаются следующие показатели:

- в графе 1 – дата и номер счета-фактуры поставщика (продавца);

- в графе 2 – наименование покупателя согласно счета-фактуры;

- в графе 3 – ИНН покупателя согласно счета-фактуры;

- в графе 4 – итоговая сумма продажи по счете-фактуре, включая НДС;

- в графе 5 – продажи, облагаемые НДС по ставке 18 %;

- в графе 5а – их стоимость без НДС;

- в графе 5б – сумма НДС исчисленная от стоимости продажи по ставке 18 %;

- в графе 6 – продажи, облагаемые НДС по ставке 10 %;

- в графе 6а – их стоимость без НДС;

- графе 6б – сумма НДС, исчисленная от стоимости продажи по ставке 0 %;

- в графах 7 и 7а – итоговая сумма продажи по счетам-фактурам необлагаемых НДС (экспорт).

За каждый отчетный период (месяц, квартал) в Книге продаж подводят итого по графам 4, 5а, 5б, 6б, 7, 7а, которые используются при составлении расчета (декларации) по НДС.

Кроме счет-фактур, документами на отпуск поставщиком МЦ покупателю может быть Накладная на отпуск материалов на сторону ф. № М-15, а в с/х организациях Товарно-транспортная накладная на отправку-приемку зерна, семян масличных культур и трав (ф. № 1-СХ Зерно), овощей, плодов, ягод, продукции лубяных и других культур (ф. № 1-СХ Овощи), сахарной свеклы (ф. № 1-ТП Свекла), молока и молочных продуктов (ф. № 1-СХ Молоко), животных и птиц (ф. № 1-СХ Животные), др.

Счета-фактуры и товарно-транспортные накладные служат основанием для оформления соответствующих банковских расчетно-платежных документов на получение от покупателей (заказчиков) денег: платежных требований, платежных поручений, платежных требований-поручений.

Задача

В счете-фактуре при отпуске строительных материалов на 390 000 руб. Отдельный строкой выделен НДС в сумме 70 200 руб. Таким образом, в учете покупателя расчеты с поставщиками и подрядчиками будут отражены следующими бухгалтерскими проводками:

1. Дт 10 Кт 60 – 390 000 руб.

2. Дт 19 Кт 60 – 70 200 руб.

3. При оплате покупателем документов поставщика:

Дт 60 Кт 51 – 460 200 руб.

4. НДС будет списан им на уменьшение суммы задолженности бюджету по НДС:

Дт 68 Кт 19 – 70 200 руб.

Аналитический учет по 60 счету ведется по каждой предъявленной счете-фактуре, по каждому поставщику (подрядчику). Для этого составляются:

- ф. № 30-АПК «Реестр операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками»;

- Ведомость ф. № 35-АПК «Ведомость аналитического учета неотфактурованных поставок»;

- Ведомость ф. № 36-АПК «Ведомость аналитического учета материалов и товаров в пути».

Реестр ф. № 30-АПК открывают для расчетов с поставщиками, с которыми в течение месяца ведутся регулярно операции по поставке ТМЦ и проводят много счет-фактур. Тогда в конце месяца итоговая строка из Реестра переносится в регистр синтетического учета – Журнал-ордер № 6-АПК.

Неотфактурованные поставки – это поставки, по которым поступили МЦ, но не поступила счет-фактура и эти поставки отражают в Ведомости ф. № 35-АПК по ценам предусмотренным в договоре с поставщиком. А вместо счет-фактуры проставляют букву «Н». Когда поступит счет-фактура эту запись сторнируют и товар приходуют согласно поступившей счет-фактуре.

Наши рекомендации