Сущность и виды доходов и расходов предприятия
Результат финансовой деятельности организации за отчетный период характеризуются системой, связанных между собой, отчетных показателей. Показатели финансовых результатов предприятия и структура их формирования представлены в форме №2 «Отчет о финансовых результатах» бухгалтерской отчетности (рис. 1).
Рис. 1 – Структура формирования финансовых результатов деятельности предприятия.
Как представлено на рис. 1, положительный или отрицательный результат выявляется разницей при сопоставлении доходов и расходов компании и выражается в виде определенного показателя прибыли. Первоначальным моментом в расчетах показателей прибыли будет является оборот организации по реализации товаров.
Доходами предприятия согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» признается повышение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала данной организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). К доходам также не относятся, а следовательно, не приводят к увеличению капитала организации:
- суммы НДС, акцизов, экспортных пошлин и других аналогичных обязательных сумм, подлежащих перечислению в бюджет;
- поступления по договорам комиссии;
- авансовые суммы, полученные предприятием в в счет оплаты продукции, товаров, услуг;
- суммы полученных задатков;
- суммы полученных залогов;
- суммы, полученные в погашение кредита (займа), предоставленного ранее заемщику.
Из чего следует, что под доходами организации нужно понимать, только ту часть поступлений денежных средств и иного имущества, которая:
- поступает на безвозвратной основе;
- становится собственностью организации (предприятия);
- не сопряжена с увеличением имущества за счет вкладов участников или собственников предприятия;
- включается в финансовую отчетность показателей организации «Отчет о финансовых результатах» и подлежит включению в прибыль, облагаемую налогами.
Табл. 1 – Состав доходов организации
Доходы | ||||
По обычным видам деятельности | Прочие доходы | |||
Выручка от продажи продукции, товаров (работ, услуг) | Арендная плата | Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров | Страховое возмещение | |
Лицензионные платежи (если сдача активов в аренду не является предметом деятельности организации) | Безвозмездное получение активов | Стоимость ценностей, оставшихся после списания в результате чрезвычайных ситуаций | ||
Арендная плата (если предметом деятельности организации является сдача активов в аренду) | Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году | |||
Доходы от участия в уставных капиталах других организаций (если участие в уставных капиталах других организаций не является предметом деятельности организации) | Кредиторская и депонентская задолженность с истекшим сроком исковой давности | |||
Лицензионные платежи (если предметом деятельности организации является предоставление прав на нематериальные активы) | ||||
Доходы от совместной деятельности | Курсовые разницы |
Окончание таб. 1
Доходы | |||
Доходы от участия в уставных капиталах других организаций (если предметом деятельности организации является участие в уставных капиталах других организациях) | Доходы от продажи имущества | Дооценка активов | |
Проценты по заемным средствам и средствам на расчетном счете | Прочие |
В зависимости от характера, а так же условий осуществления и направлений деятельности, доходы предприятия подразделяются:
- на доходы связанные с обычными видами деятельности (выручка от продаж);
- прочие иные доходы.
Доходы, связанные с обычными видами деятельности, являются выручка от реализации продукции и товаров, а также поступления, связанные с оказанием прочих услуг. Выручку можно отразить в системе учета суммы, исчисленной в денежном выражении, равной по величине поступления денежных средств, а так же иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
Прочими поступлениями будут считаться доходы, отличные от доходов по обычным видам деятельности. Это могут быть:
- начисления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации (когда это не является предметом деятельности организации);
- начисления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и иных видов интеллектуальной собственности;
- начисления, связанные с участием в уставных капиталах сторонних организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
- доходность, полученная предприятием в процессе совместной деятельности (по договору товарищества);
- поступления от реализации основных средств и прочих активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
- проценты, полученные предприятием за предоставление денежных займов, и проценты за использование банком денежных средств, которые находятся на расчетном счете предприятия в этом банке;
- штрафы, неустойки, а так же пени за не соблюдение условий договоров (присужденные судом или признанные);
- активы, приобретенные по договору дарения (принимаются к учету по рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету), активы приобретенные безвозмездно ;
- прибыль предыдущих лет, которая была выявлена в отчетном году;
- суммы кредиторской и депонентской задолженности, с истекшим сроком истек срок исковой давности;
- разницы в курсах;
- суммы до оценки активов (исключением являются необоротные активы) [19, с. 164-165].
К прочим будут относиться поступления, возникшие вследствие форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, пожары, национализации и т. д.): страховые выплаты, стоимость материальных ценностей, с остатком от списания непригодных к восстановлению и использованию активов и т. д.
В ходе хозяйственной деятельности организации осуществляют денежные расходы, различающиеся по экономическому содержанию, целевому назначению, а также по источникам возмещения. До того как сделать акцент на содержании и структуре расходов, необходимо разъяснить некоторые понятия. В некоторых случаях они взаимозаменяемы, т.е. используются как синонимы: «затраты», «издержки», «расходы».
Под затратами производства в экономической деятельности понимается сумма расходов на приобретение вводимых факторов производства. Их можно разделить на бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерские издержки включают в себя платежи за приобретаемые ресурсы, по-другому явные затраты. Неявными затратами будет являться альтернативная стоимость услуг труда собственника – управляющего организацией и альтернативная стоимость применения иных ресурсов – земли, капитала, использующиеся их собственниками в хозяйственной деятельности. Экономические издержки деятельности организации состоят из явных расходов (бухгалтерские издержки) и стоимости не покупных ресурсов (неявных расходов). Это значит что, само понятие «издержки» напрямую связано с затратами собственных ресурсов организации, а принцип их исчисления связан с рыночной конъектурой стоимости ресурсов. Далее, сами понятия «затраты на производство» и «издержки производства» можно рассматривать как взаимозаменяемые, но в зависимости от контекста.
Затраты, как правило, определяют в денежном выражении фактический объем ресурсов, которые использованы в конкретных целях вне зависимости от источника финансирования и имеющие отношение к данному отчетному периоду. Другими словами, затраты – это явные издержки организации, которые приводят к получению экономической прибыли, а расходы – это затраты, не приводящие к получению экономической прибыли, но приводящие к уменьшению капитала хозяйствующего субъекта.
Термин «расходы» в большей степени можно отнести к бухгалтерскому учету затрат для целей налогообложения, так как не все затраты можно признать расходами, а лишь те из них, которые:
- не указаны в ст. 270 НК РФ;
- документально подтверждены;
- направлены на получение дохода;
- экономически целесообразны.
Термин «расходы» относится и к расходам будущих отчетных периодов, которые капитализируются и отражаются в активе баланса.
В ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденным приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №33н, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Не признается расходами, как следствие этого , не влияет на величину капитала выбытие активов предприятия в связи с нижеследующими обстоятельствами:
- приобретением (созданием) внеоборотных активов;
- вкладами в уставные (складочные) капиталы иных предпиятий и приобретением акций и иных ценных бумаг без цели дальнейшей перепродажи;
- договорами комиссии, агентскими и другими аналогичными договорами в пользу комитента, принципала и т. п.;
- предварительной оплатой материально-производственных запасов и других ценностей, работ, услуг;
- начислением авансов и задатков;
- погашением кредитов и займов, полученных предприятием.
Следуя вышеизложенному, под расходами организаций (предприятий) нужно понимать часть их выплат в виде денежных средств и прочего имущества, которая:
- осуществляется на безвозвратной основе;
- перестает быть собственностью предприятия;
- не связана с уменьшением имущества организации в следствии уменьшения вкладов по решению участников или собственников предприятия;
- включается в финансовую отчетность предприятия «Отчет о прибылях и убытках» и ведет к уменьшению налогооблагаемой прибыли (за исключением чрезвычайных расходов и в соответствии с требованиями налогового учета).
Табл. 2 – Структура расходов организации
Расходы | |||
По обычным видам деятельности | Прочие расходы | ||
Расходы по изготовлению и продаже продукции, приобретению и продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг | Расходы по сдаче активов в аренду (если сдача в аренду активов не является предметом деятельности организации) | Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора | Расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств |
Расходы по предоставлению прав на нематериальные активы (если предоставление прав на нематериальные активы не является предметом деятельности организации) | Перечисление средств на благотвори-тельную деятельность, расходы на спортивные мероприятия, отдых, развлечения и т. п. |
Окончание таблицы 2
По обычным видам деятельности | Прочие расходы | ||
Расходы по сдачу активов в аренду (если предметом деятельности является сдача в аренду активов) | Расходы по участию в уставных капиталах других организаций (если участие в уставных капиталах других организаций не является основным видом деятельности) | Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году | |
Расходы по предоставлению прав на нематериальные активы (если предметом деятельности является предоставление прав на нематериальные активы) | Расходы, связанные с выбытием активов | Безнадежная дебиторская задолженность | |
Проценты по кредитам и займам | Возмещение причиненных организации убытков | ||
Расходы по участию в уставных капиталах других организаций (если предметом деятельности является участие в уставных капиталах других организаций) | Отчисления в оценочные резервы | Курсовые разницы | |
Оплата услуг кредитных организаций | Суммы уценки активов | ||
Амортизация активов | Прочие | Прочие |
В бухгалтерском законодательстве расходы связанные с характером, условиями осуществления и направления деятельности организаций и предприятий, подразделяются:
- на расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Расходы по обычным видам деятельности:
- расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ и оказанием иных услуг;
- расходы, связанные с деятельностью по предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (если это является предметом деятельности организации);
- расходы, связанные с деятельностью по предоставлению за плату прав, возникших из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (на предприятиях, предметом деятельности которых являются данные операции);
- расходы, связанные с деятельностью по участию в уставных капиталах других организаций (в организациях, предметом деятельности которых является данная деятельность);
- расходы предприятий связанные с возмещением стоимости основных средств, нематериальных активов и прочих амортизируемых активов, осуществляемые в виде амортизационных отчислений.
Расходы по обычным видам деятельности так же включают:
- связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и прочих материально-производственных запасов;
- возникающие в процессе переработки материально-производственных запасов в целях производства продукции, выполнения работ и оказания услуг;
- прямо связанные с продажей продукции (работ, услуг) и товаров.
При осуществлении формирования расходов по обычным видам деятельности необходимо обеспечить их группировка по следующим экономическим элементам:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация;
- прочие затраты.
На базе расходов по обычным видам деятельности строится себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг с целью формирования финансового результата от обычных видов деятельности.
К прочим расходам относятся:
- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов предприятия, если данные операции не являются для организации предметом основной деятельности;
- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и др. видов интеллектуальной собственности, при условии тог, что это не является предметом деятельности предприятия;
- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других предприятий, при условии, если эти операции не являются для предприятия предметом основной деятельности;
- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
- отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- возмещение причиненных организацией убытков;
- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
- курсовые разницы;
- суммы уценки активов (за исключением внеоборотных активов) [29, с. 122].
К прочим относятся также расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).
В итоге отметим, что доходы и расходы предприятия являются экономической базой формирования его финансовых результатов, представляющих собой прибыль или убыток.
Как известно, целью деятельности любой коммерческой организации является получение прибыли, поэтому управление факторами, определяющими рост прибыли, является одним из важнейших направлений работы финансовых служб компаний.
Для принятия обоснованных организационно-технических и хозяйственно-управленческих решений по максимизации доходов, оптимизации расходов и наращиванию прибыли необходимо прежде всего классифицировать факторы роста доходов (экономии расходов) и параметры, количественная оценка которых позволяет оценить их влияние на этот процесс. Все факторы, определяющие доходы и расходы предприятия, можно разделить на две группы: внешние и внутренние (рисунок 2).
Рисунок 2 – Факторы, определяющие доходы и расходы предприятия
К внешним факторам относятся:
- рыночно-конъюнктурные (диверсификация деятельности организации, повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги);
- хозяйственно-правовые и административные (налогообложение; правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).
- Под внутренними факторами понимают:
- материально-технические (использование прогрессивных и экономичных предметов труда, применение производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства);
- организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);
- экономические (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);
- социальные факторы (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).
Количественную оценку перечисленных факторов проводят с помощью ряда параметров (рисунок 3).
Рисунок 3 – Параметры, с помощью которых проводится количественная оценка факторов, определяющих доходы и расходы предприятия
Таким образом, основными параметрами, с помощью которых проводится количественная оценка факторов, определяющих доходы и расходы предприятия, являются:
- изменение отпускных цен на реализованную продукцию;
- изменение в объеме продукции (по базовой себестоимости);
- изменение в структуре реализации продукции;
- экономия от снижения себестоимости продукции;
- изменение себестоимости за счет структурных сдвигов;
- изменение цен на материалы и тарифов на услуги.
Количественную оценку влияния на прибыль перечисленных факторов, определяющих доходы и расходы, проводят с использованием методов факторного анализа и других методов экономического анализа [25, с. 73].
Сама же организация управления факторами, определяющими доходы и расходы, на конкретных предприятиях зависит от ряда факторов: форм собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, характера производимой продукции (оказываемых работ, услуг), размеров (масштабов) бизнеса и др. В самом общем и упрощенном виде организация деятельности по управлению факторами, определяющими доходы и расходы организации, может быть структурирована следующим образом (рисунок 4).
Рисунок 4 – Схема управления доходами и расходами западной промышленной корпорации
При этом в функции главного бухгалтера входят: постановка и функционирование систем бухгалтерского, управленческого и налогового учета; ответственность за ведение своевременной и объективной системы внутренней и внешней отчетности и обеспечение соблюдения норм бухгалтерского и налогового законодательства; организация внутреннего аудита; участие в разработке оперативных бюджетов; ответственность за компьютеризацию системы учета и за наем и обучение квалифицированных бухгалтеров и др. [19, с. 36].
Основные функции финансового менеджера реализуются в процессе формирования и использования финансовых ресурсов и заключаются в следующем:
- финансовый анализ и планирование (прогнозирование) – формулирование общей финансовой стратегии; составление стратегических и тактических финансовых планов; участие в подготовке бизнес-планов; формирование инвестиционной, ценовой, кредитной, дивидендной и прочей политики; финансовый анализ для облегчения принятия управленческих решений, финансовый контроль;
- управление источниками финансирования – формирование внутренних и внешних, краткосрочных и долгосрочных источников финансирования организации; анализ условий их формирования, определение цены; оценка целесообразности привлечения заемных и использования собственных средств; расчет цены капитала; формирование оптимальной структуры капитала организации (предприятия);
- управление инвестиционной деятельностью – поиск источников вложений капитала организации, анализ эффективности инвестиционной деятельности, оценка финансового риска; поиск и рационализация источников финансирования капитальных затрат; про ведение операций с ценными бумагами; управление инвестиционным портфелем;
- управление текущей деятельностью (оборотным капиталом и денежными средствами) – определение потребности в оборотных средствах и рационализация структуры оборотных средств; управление дебиторско-кредиторской задолженностью, управление запасами; финансирование текущей деятельности и организация денежных потоков в целях обеспечения платежеспособности организации (предприятия) и ритмичности ее текущих платежей; обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации (предприятия) в бюджет, банкам, поставщикам, собственным работникам;
- организация взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами по поводу наличных и безналичных расчетов, получения наличных денежных средств, кредитов, покупки-продажи ценных бумаг, уплаты неустоек, начисления пеней и т.п.
Здесь необходимо отметить, что чаще всего на российских предприятиях обязанности финансового менеджера совмещает главный бухгалтер или главный экономист (начальник планово-экономического отдела). Между тем присутствие на предприятии специалиста по управлению финансами – финансового менеджера или финансового отдела – играет важную роль в максимизации доходов и минимизации расходов предприятия [22, с. 5].
Финансовый менеджер любой организации (предприятия) – это высококвалифицированный специалист, обладающий знаниями в области финансов и бухгалтерского учета, денежного обращения и кредита, банковского, страхового дела, ценообразования, налогового законодательства, биржевой деятельности. Финансовый менеджер должен обладать следующими качествами, необходимыми для принятия решений:
- концептуальные способности (чувство связи между фирмой и предпринимательской средой);
- умение видеть главные направления, создающие благоприятные возможности или угрозы для организации (предприятия);
- умение прогнозировать спрос на финансовом рынке [23, с. 248].
Организационная структура системы управления доходами и расходами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности.
Что же касается самой финансовой службы организации, то в зависимости от объема и сложности решаемых задач она может быть представлена финансовым управлением (департаментом) – на крупных предприятиях, финансовым отделом – на средних предприятиях либо только финансовым директором (менеджером) или главным бухгалтером, которые занимаются не только вопросами бухгалтерского учета, но и вопросами формирования финансовой стратегии в небольших организациях [26, с. 319].
Главная цель финансового подразделения предприятия малого бизнеса – постановка бухгалтерского учета и налоговая оптимизация. Собственники небольших компаний зачастую считают налоговую оптимизацию чуть ли не единственной задачей финансовой службы и уделяют этому вопросу чрезмерное внимание. Поэтому малому предприятию достаточно бухгалтерской службы, во главе которой стоит главный бухгалтер. Управленческий учет затрат на малых предприятиях часто не ведется, либо им занимается сам руководитель [15, с. 63].
С ростом бизнеса появляется необходимость управления доходами и расходами, а также введение в финансовую политику бюджетирования и управленческого учета. Наряду с этим возникает потребность в финансовом планировании, работе с дебиторской задолженностью, в формировании кредитной политики.
В заключение отметим, что управление факторами, определяющими доходы и расходы организации, требует от специалиста глубоких знаний и широкого круга навыков, необходимых для решения стратегических и тактических задач. При этом любая система управления финансами функционирует в рамках действующих законодательных актов и нормативной базы, начиная с законов и указов Президента и заканчивая ведомственными указаниями и инструкциями. Сама же структура финансовых служб организаций усложняется по мере их роста и расширения сферы деятельности.