Факторный и кластерный анализ

Главное назначение кластерного и факторного

анализа – разбиение множества исследуемых объектов и признаков на

однородные в соответствующем понимании группы или кластеры. Это означает,

что решается задача классификации данных и выявления соответствующей

структуры в ней. Методы кластерного и факторного анализа можно применять в самых

различных случаях, даже в тех случаях, когда речь идет о простой

группировке, в которой все сводится к образованию групп по количественному

сходству.

Большое достоинство кластерного и факторного анализа в том, что он позволяет

производить разбиение объектов не по одному параметру, а по целому набору

признаков. Кроме того, кластерный и факторный анализ в отличие от большинства

математико-статистических методов не накладывает никаких ограничений на вид

рассматриваемых объектов, и позволяет рассматривать множество исходных

данных практически произвольной природы. Это имеет большое значение,

например, для прогнозирования конъюнктуры, когда показатели имеют

разнообразный вид, затрудняющий применение традиционных эконометрических

подходов.

Кластерный и факторный анализ позволяют рассматривать достаточно большой объем

информации и резко сокращать, сжимать большие массивы социально-

экономической информации, делать их компактными и наглядными.

Важное значение кластерный и факторный анализ имеют применительно к совокупностям

временных рядов, характеризующих экономическое развитие (например,

общехозяйственной и товарной конъюнктуры). Здесь можно выделять периоды,

когда значения соответствующих показателей были достаточно близкими, а

также определять группы временных рядов, динамика которых наиболее схожа.

Кластерный и факторный анализ можно использовать циклически. В этом случае

исследование производится до тех пор, пока не будут достигнуты необходимые

результаты. При этом каждый цикл здесь может давать информацию, которая

способна сильно изменить направленность и подходы дальнейшего применения

кластерного и факторного анализа. Этот процесс можно представить системой с обратной связью.

Оценка внешней среды.

После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:

1. Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии. Например, повышение цен на ракетное топливо создало разнообразные проблемы для авиалиний. Последние должны постоянно оценивать динамику цен на топливо в рамках процесса стратегического планирования.

2. Определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы. Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству быть готовым к потенциальным угрозам.

3. Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана. Когда гостиничная компания «Холидей Иннз» изменила свой стратегический план и стала заниматься созданием казино, ее руководство направило свои усилия на то, что, по его мнению, даст больше возможностей для организации.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса:

1. Где сейчас находится организация?

2. Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем?

3. Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где се хочет видеть руководство?

Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь областей. Этими областями являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение

Наши рекомендации