Функциональная организационная структура управления компании

Функциональная структура основана на принципе специализации организационных подструктур по функциональным признакам (производство, НИОКР, маркетинг, снабжение и др., т.е. однородных видов деятельности). Каждая специализированная функциональная подструктура подчиняется соответственно лицу Высшего руководства, ответственному за это направление деятельности.

Фактически состоит из нескольких специализированных линейных структур подчиненных первому лицу компании. При этом выполнение указаний функциональных органов (отделов планирования, учета, обслуживания производства и т. д.) в пределах их компетенции обязательно для линейных подразделений (рисунок Е 2).

Область применения – малые и средние предприятия с большим количеством специализированных работ в организации.

Функциональная структура управления нацелена на постоянно повторяющиеся задачи, не требующие оперативного принятия решений. Данная структура управления оптимальна в организациях, выпускающих ограниченную номенклатуру продукции и действующих в стабильных условиях.

Преимущества:

- высокий уровень специализации профессиональной деятельности, высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций;

- расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению производством в результате их высвобождения от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности;

- возможность роста и развития.

- отсутствие дублирования линейных и функциональных взаимосвязей.

функциональная организационная структура управления компании - student2.ru

Рис.Е 2. Функциональная организационная структура управления.

Сплошные горизонтальные линии показывают горизонтальные управляющие (обязательные) связи.

В таблице Е 2 перечислены недостатки функциональной организационной структуры управления.

Таблица Е 2.

Недостатки функциональной организационной структуры управления

Отмечаемые недостатки Причины недостатков Пути устранения недостатков
Трудности поддержания постоянных взаимосвязей различных служб Недостатки в планировании, отсутствие процессного подхода Четкое планирование, процессный подход
Длительная процедура принятия решений Недостаточное делегирование полномочий нижестоящим уровням. Вопросы в пределах их компетенции они должны принимать и решать самостоятельно. Определение зоны компетенции нижестоящих руководителей и делегирование им соответствующих полномочий.
Отсутствие взаимопонимания и единства действий между работниками функциональных служб различных подразделений фирмы Высокая степень заинтересованности в реализации целей функциональных подразделений в ущерб общим целям организации Слабое высшее руководство. Отсутствие процессного подхода. Отсутствие системы бюджетирования. Слабая система мотивации, слабая ее направленность на конечные результаты компании Усиление высшего руководства. Использование процессного подхода. Внедрение системы бюджетирования и мотивации.

Продолжение табл. Е 2

Отмечаемые недостатки Причины недостатков Пути устранения недостатков
Снижение ответственности исполнителей за работу в результате отказа от использования принципа единоначалия Нарушение принципа единоначалия Перевод указаний функциональных органов из директивной плоскости в экономическую, за счет введения систем бюджетирования и мотивации.
Разноподчиненность по функциональному принципу рождает проблему множественности подчиненности персонала разным руководителям в соответствии с кругом решаемых задач Нарушение принципа единоначалия Перевод указаний функциональных органов из директивной плоскости в экономическую, за счет введения систем бюджетирования и мотивации.

Отмечаемые недостатки лежат не в плоскости конкретной линейной организационной структуры, а в плоскости организации работ компании, и могут быть устранены заменой части бюрократических элементов на экономические.

Наши рекомендации