Регулирование аудиторской деятельности
Аудит в России организуется с учетом опыта стран, в которых этот вид деятельности существует десятки и сотни лет.
В литературе отмечается, что в мировой практике можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности, первая из которых распространена в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ. Там аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.
Вторая концепция развита в англоязычных странах — США, Великобритании, где аудиторская деятельность определенным образом саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. В этих странах аудиторская деятельность регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.
В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в процессе становления. Устанавливаются права и обязанности органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определяются роль и функции государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.
Эта система включает четыре основных уровня (табл.). Эти уровни расположены сверху вниз и показывают виды документов, область регулирования и степень их разработанности.
Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ
Первый (верхний) уровень включает Федеральный закон от августа 2001г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Этот основной законодательный акт определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль преобладал над другими видами контроля. Именно принятие этого закона позволяет считать, что становление аудита в РФ состоялось.
К документам второгоуровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка.
Третийуровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.
Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».
Принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» знаменует новый (третий) этап в истории развития аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики — аудит.
Закон был подготовлен рабочей группой с участием представителей Минфина РФ, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов, аудиторов-практиков.
Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 12 мая 2000 г.) и др.
Основные субъекты аудита
Субъект аудита, их права, обязанности и ответственность. Аудиторская деятельность должна быть организована в соответствии с документами, относящимися к двум группам: государственные законодательные акты; аудиторские стандарты.
Принимая во внимание необходимость безотлагательного установления правовых основ аудиторской деятельности как независимого вневедомственного контроля, 20 ноября 1998 г. принят Закон "Об аудиторской деятельности в РК", определив тем самым правовые основы осуществления аудиторской деятельности и направление на создание системы независимого контроля, способствующий защите имущественных интересов собственника и государства.
Норма настоящего Закона действует на всей территории РК по отношению ко всем хозяйствующим субъектам независимо от формы собственности и сферы деятельности. Данный Закон состоит из 6 глав, которые включают в себя 25 статьи.
В Законе об аудиторской деятельности указаны субъекты аудита. Это аудиторы и аудиторские фирмы.
Аудитор как субъект предпринимательской деятельности осуществляет свою работу в индивидуальном порядке или через специализированные аудиторские организации (фирмы).
Они независимы от государственных органов и своих заказчиков, в силу чего не могут состоять на службе в этих органах и общественных организациях, за исключением лиц, занимающихся научной, преподавательской и иной творческой деятельностью.
Аудиторская фирма - это организация, основным видом деятельности которой является оказание аудиторских услуг.
Аудиторские фирмы могут создаваться на основе любых форм собственности. Основной целью их является обеспечение предприятий, их партнеров объективной информацией о финансовом состоянии обслуживающих предприятий и достоверности их отчетности, соответствии совершенных ими финансовых и хозяйственных операций законам и нормативным актам, действующих на территории РФ.
В соответствии с целями своей деятельности аудиторская фирма осуществляет проверки финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности различных предприятий (государственных, совместных, индивидуальных) по заказам на договорных платных основах.
К важнейшим задачам аудиторских фирм относятся:
- проведение экспертизы хозяйственной деятельности и состояния имущества;
- разработка рекомендаций по улучшению хозяйствующих субъектов;
- прогнозирование результатов хозяйственной деятельности и оценка перспективах развития;
- оказание консультационно-информационных услуг высококвалифицированными специалистами по организации учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности и др.
Являясь юридическим лицом, аудиторская фирма определяет свою хозяйственную деятельность на принципах коммерческого расчета.
Возглавляет работу аудиторской фирмы директор.
В соответствии со статьей 21 Закона субъекты аудита имеют право:
- проверять бухгалтерские книги и другую документацию о финансово-хозяйственной деятельности;
- проверять наличие денежных сумм, ЦБ, материальных ценностей;
- получать необходимые сведения для проведения аудита;
- получать от банков необходимые сведения об операциях и состоянии счетов проверяемых юридических лиц;
- привлекать на договорной основе различных специалистов.
Субъекты аудита обязаны:
- добросовестно, квалифицированно проводить аудит;
- обеспечить сохранность документов, полученных на проверяемый период;
- незамедлительно сообщать руководителю предприятия о фактах, серьезных нарушениях законодательства;
- сохранять в тайне полученные сведения и не разглашать его содержание;
- передать аудиторские заключения исключительно тем лицам, с которыми был заключен договор.
Аудиторы и аудиторские фирмы несут ответственность за квалифицированное и качественное выполнение своих обязанностей, предусмотренных законодательством РК и договором. Материальная ответственность аудиторов и аудиторских фирм в связи с причинением ущерба заказчику в результате недоброкачественного проведения аудита предусматривается в договоре.
Имущественные споры предприятий и аудиторских организаций (аудиторов) разрешаются судом.
Аудиторские фирмы гарантируют свою материальную ответственность страхованием за счет собственных средств, а индивидуальные аудиторы - как за свой счет, так и за счет страхования.
За нарушение требований Законодательства РК при осуществлении аудиторской деятельности аудитор может быть лишен квалифицированного свидетельства и лицензии, а аудиторская фирма лицензии.
Как хозяйствующие субъекты, аудиторы и аудиторские фирмы ведут учет и представляют статистическую и бухгалтерскую отчетность о своей деятельности налоговым и статистическим органам по месту их нахождения в соответствии с действующим законодательством.