Тема 1. Теоретические основы финансов ТНК
1. ТНК: понятие, виды и функции
2. Сущность финансов ТНК и их функции
3. Преимущества международных компаний
4. Понятие международного финансового менеджмента, его виды
5. Виды международного финансового менеджмента
6. Роль международного финансового менеджмента в международных экономических отношениях
7. Особенности финансового менеджмента в транснациональной корпорации
1.ТНК: понятие, виды и функции
Существуют следующие подходы к определению ТНК:
1. Под транснациональной корпорацией (ТНК, transnational corporation, TNC) понимается крупная корпорация, имеющая зарубежные активы и осуществляющая основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована (материнской страны).
2. Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах.
3. По другим источникам, определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежные активы которой приходится около 25-30 % их общего объёма и которая имеет филиалы в двух и более странах.
В соответствии с классификацией известного американского специалиста в области международного маркетинга Ф.Котлера, по организационным принципам международные корпорации делят на четыре типа:
1. Собственно транснациональные корпорации (ТНК) – это международный комплекс предприятий производственного, торгового или финансового назначения с единым центром принятия управленческих решений в стране базирования и с филиалами в других странах. Право собственности над акционерным капиталом принадлежит только представителям страны-учредителя. Филиалы и дочерние предприятия могут быть смешанными с преимущественно национальным участием. Характерной чертой ТНК является сочетание централизованного руководства с определённой степенью самостоятельности входящих в неё и находящихся в разных странах предприятий и структурных подразделений (филиалов, представительств). Одной из первых компаний такого типа принято считать американскую «Зингер и Ко.». Она была основана в 1851 году.
2. Многонациональные корпорации (МНК) – это собственно международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств, как минимум двух, на производственной и научно-технической основе. МНК обладают следующими чертами: годовой объём продаж составляет не менее 1 млрд. долларов; от 1/5 до 1/3 общего оборота приходится на заграничные операции; доля зарубежных активов не менее 25%; филиалы имеются не менее, чем в шести странах. В качестве своеобразного классического примера такой корпорации обычно приводят англо-голландский концерн «Ройал Датч/Шелл», существующий с 1907 года.
3. Интернациональные корпорации – это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределами одного государства.
4. Глобальные корпорации (ГК) – это корпорации, которые интегрируют крупномасштабную хозяйственную деятельность, осуществляемую в разных странах. Глобальная корпорация может распределять свои операции между предприятиями, рассредоточенными по всему миру. Такие предприятия возникли в 1980-х годах. В наибольшей степени к глобальным формам деятельности тяготеют крупные фирмы, занятые в химической, электротехнической, электронной, нефтяной, автомобильной, информационной, банковской отраслях.
В зависимости от структуры производства международные корпорации делят также на три большие группы:
1. Горизонтально интегрированные корпорации. Горизонтальная интеграция позволяет объединить предприятия в разных странах для выпуска одной и той же продукции или оказания однотипных услуг (по такой схеме действует компания «Мак Доналдс).
2. Вертикально интегрированные корпорации. Вертикальная интеграция подразумевает концентрацию производства в одной или нескольких странах, но при условии, что выпускаемая продукция используется в дальнейшем процессе производства на других предприятиях, входящих в состав этой же международной корпорации (например, фирма «Адидас»).
3. Диверсифицированные транснациональные корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией, которые расположены в разныхстранах. Типичным примером корпорации такого типа является шведская корпорации «Нестле». Такую структуру также имеет «Майкрософт».
Наиболее общей причиной возникновения ТНК является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.
Интернационализация производства и капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей путем создания крупнейшими компаниями собственных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.
К числу конкретных причин возникновения транснациональных корпораций следует отнести стремление к получению сверхприбыли. В свою очередь, жесткая конкуренция, необходимость выстоять в этой борьбе также способствовали концентрации производства и капитала в международном масштабе и появлению ТНК.
Для отнесения корпораций к транснациональным обычно применяют следующие критерии, которые одновременно служат признаками ТНК (один из подходов):
- число стран, в которых действует корпорация (не менее пяти);
- число стран, в которых размещены производственные мощности корпорации (не менее трех);
- лидирующие позиции на ключевом рынке;
- доля иностранных операций в доходах или продажах корпорации (не менее четверти);
- интернациональный состав персонала и высшего руководства корпорации.
Современные транснациональные корпорации выполняют в мировой экономике важные функции, набор которых постоянно расширяется. Все их многообразие укладывается в определение "стимулирующие".
1. ТНК стимулируют научно-технический прогресс, поскольку в их рамках проводится большая часть научно-исследовательских работ, появляются новые технологические разработки.
2. ТНК стимулируют тенденцию глобализации мировой экономики, способствуя углублению международного разделения труда и вовлекая принимающие страны в международные экономические отношения.
3. ТНК стимулируют развитие мирового производства. Являясь крупнейшими мировыми инвесторами, они постоянно наращивают производственные мощности, создают новые виды продукции и рабочие места в принимающих странах, стимулируя в них развитие производства, а значит, мировой экономики в целом.
4. ТНК стимулирует конкурентную борьбу на мировом рынке. Этому не противоречит и тот факт, что они обладают наиболее высокой конкурентоспособностью.
Конкурентные преимущества ТНК:
1. Преимущества владения и доступа к природным ресурсам, капиталу и результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по всему миру.
2. Горизонтальная диверсификация в разные отрасли или вертикальная интеграция по технологическому принципу в рамках одной отрасли, обеспечивающие в том и другом случаях экономическую стабильность и финансовую устойчивость ТНК.
3. Возможность выбора при размещении предприятий компании в разных странах с учетом размеров их национальных рынков, темпов экономического роста, цен, доступности экономических ресурсов, а также политической стабильности.
4. Низкая стоимость финансовых ресурсов благодаря более широким возможностям их привлечения.
5. Экономия на масштабах предприятия.
6. Предоставление возможности использовать в интересах ТНК государственную внешнеэкономическую политику в различных странах.
7. Возможность за счет прямых инвестиций преодолевать различные барьеры на пути внедрения своих товаров на рынок той или иной страны за счет экспорта.
8. Непрерывная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно направлять потоки капиталов в те страны, где складываются благоприятные условия для получения максимальной прибыли.
9. Доступ к квалифицированным кадрам и богатые возможности по их селекции.
Расширяя свою экспансию, транснациональные корпорации используют разнообразные формы освоения мирового рынка. К числу таких форм ТНК обычно относят:
1. Лицензирование (предоставление определённых прав на использование лицензий, ноу-хау, технических знаний, инжиниринговых услуг, как по внутрифирменным договорам транснациональной корпорации, так и по внешним каналам передачи технологии).
2. Франчайзинг (лицензионное соглашение, в соответствии с которым фирме-клиенту предоставляются права использования торговой марки или фирменного названия).
3. Управленческие контракты.
4. Оказание технических и маркетинговых услуг.
5. Сдача предприятий «под ключ».
6. Ограниченные во времени договора по созданию совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.
Стратегия корпорации – это способ осуществления её целей в меняющихся рыночных условиях. Стратегии корпораций делятся на внутриотраслевые стратегии (стратегия позиционирования, операционная деятельность), стратегии диверсификации (диверсификация, связанная с развитием, диверсификация по потребностям клиента, конгломерация диверсификации), стратегии транснационализации (ресурсоищущие, затратноориентированные, рыночноищущие).
Для реализации своих стратегий международные корпорации используют различные модели инвестирования: инвестирование с «нуля», трансплантации, стратегические альянсы, международные слияния и приобретения.
Инвестирование с «нуля» означает создание за рубежом полностью нового предприятия.
Трансплантация – это вынесение в принимающую страну отдельных производств (чаще всего сборочных). Первыми в мировой практике применили эту стратегическую модель японские и южнокорейские автомобилестроительные ТНК. Сегодня для немецких и итальянских фирм заводы Чехии, Польши, Венгрии также стали сборочными цехами для последующего реэкспорта в ЕС.
Стратегические альянсы – это разного рода гибкие межфирменные союзы, создаваемые для совместного решения ориентированных на глобальный рынок конкурентных задач в той или иной области, не позволяющие продолжать соперничество в других сферах.
Анализируя положительные черты функционирования международных корпораций для общемирового экономического развития, следует отметить, что они вносят большой вклад в экономику принимающих стран и в мировое хозяйство по следующим направлениям:
1. Способствует эффективному распределению различных видов ресурсов (капитала, рабочей силы и так далее) между различными странами и регионами мира;
2. Способствует оптимальному размещению производства;
3. Стимулирует разработку, внедрение и распространение новых товаров, услуг и технологий;
4. Способствует усилению конкуренции;
5. Участвует в расширении международного экономического и технологического сотрудничества.
ТНК в целом ряде случаев включаются в борьбу с коррупцией (в её национальных и международных проявлениях), что, безусловно, делает конкурентную борьбу более справедливой и эффективной.
В основе всех негативных мнений о глобализации лежат опасения об опасности потери суверенитета и снижения безопасности государства, которые заключаются в следующем:
1. Существенная или возможная монополизация локальных рынков.
2. Возможность для ТНК диктовать свои условия не только своим конкурентам, но и целым национальным экономикам, что несет угрозу их национальной безопасности.
3. Перенос экономически грязных производств в наименее развитые принимающие страны
4. Нарастание тенденции к сокращению занятости на предприятиях ТНК. Данная тенденция особенно ярко проявляется в филиалах развитых стран, и происходит это под влиянием глобализации рынка трудовых ресурсов.
В мировой практике международная корпорация рассматривается как форма структурной организации крупной корпорации, осуществляющая прямые инвестиции в различные страны мира. Результатом прямого зарубежного инвестирования международной корпорации может быть создание зарубежного предприятия(ассоциированной компании), в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала; дочерние фирмы, где его доля превышает 50% и зарубежного филиала – предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору.
Российскими экономистами, как правило, предлагается следующая классификация международных корпораций:
1. Транснациональные корпорации (ТНК).
Под транснациональной корпорацией понимается крупное объединение, использующее в своей хозяйственной деятельности международный подход и предполагающее формирование и развитие международного производственно-сбытового, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами, представительствами и дочерними компаниями в других странах.
Особенностью ТНК является сочетание централизованного руководства с определенной степенью самостоятельности входящих в нее и находящихся в разных странах юридических лиц и структурных подразделений (филиалов, представительств, дочерних компаний).
Правовой режим ТНК предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах посредством образования в них филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др. В целом они составляют единый крупный производственный комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя. В то же время филиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием страны базирования.
2.Многонациональные корпорации (МНК)
МНК — это, собственно, международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Многонациональная компания допускает большую степень независимости при проведении операций в каждой из стран.
Отличительными признаками МНК являются: 1) наличие многонационального акционерного капитала; 2) существование многонационального руководящего центра; 3) комплектование администрации иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия. Последнее, кстати, свойственно и многим ТНК. Вообще, границы между этими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной формы в другую.
Стадии эволюции внешнеэкономической деятельности международных компаний:
На первой стадии внешнеэкономической деятельности компании обеспечивают себе стабильные поставки товаров и услуг (за счет долгосрочных контрактов), что ведет к снижению как трансакционных, так и коммерческих издержек. Кроме того, временные объединения партнеров-участников, связанных между собой конфиденциальными соглашениями для достижения определенных целей, чаще всего для совместных выступлений на мировом рынке. В ряде случаев такие контракты предусматривают вывоз капитала в виде кредитов, поставок оборудования, передачи технологии, а также научно-техническое сотрудничество.
Реализация второй стадии международного партнерства (прямые зарубежные инвестиции, лицензионные соглашения, консорциум) позволяет партнерам еще полнее использовать свой производственный, коммерческий, а также научно-исследовательский потенциал. В консорциумы объединяются чаще всего малые предприятия, не имеющие возможности по тем или иным причинам выходить на мировой рынок в одиночку.
Третья стадия (организация совместных предприятий) привлекательна для партнеров из разных стран тем, что они могут начать совместную деятельность в стране партнера, располагающего действующим предприятием, без инвестиций в соответствующее оборудование.
Результат слияния партнеров из разных стран в одну компанию образование наиболее эффективной в настоящее время формы международного бизнеса — ТНК (четвертая стадия).
Кроме того, следует отдельно выделитьМеждународную финансовую корпорацию - (МФК) - член группы Всемирного банка, юридически и финансово независимая международная организация, являющаяся специализированным учреждением ООН.
Цель МФК - содействие экономическому развитию стран-членов путем поощрения инвестиций частного капитала за границей, главным образом в развивающихся, а в последние годы и в восточноевропейских странах.