Каковы цели и намерения предпринимателя?
Бизнес-модель должна отражать цели и намерения предпринимателя относительно длительности периода существования фирмы, охвата рынка и планируемых масштабов деятельности. С точки зрения конечной цели вложения средств предпринимателя в бизнес все бизнес-модели можно сгруппировать в четыре основные группы:
1) модель, обеспечивающая выживание бизнеса;
2) модель, обеспечивающая стабильный необходимый уровень дохода владельцам бизнеса;
3) модель, обеспечивающая существенный рост и развитие;
4) модель спекулятивной деятельности, которая используется для того, чтобы показать большие возможности фирмы и последующей ее продажи.
В то время как базовый уровень (см. столбец 2 табл. 3.1) служит для отражения сущности бизнес-модели, характерной для многих компаний, устойчивое преимущество конкретной компании в конечном счете зависит от способностей предпринимателя использовать уникальные подходы к одному или более базовым компонентам. Определив, что именно фирма будет предлагать потребителю и на каких рынках, предприниматель ищет новые способы, чтобы реализовать свои решения. Именно так называемый «собственнический» уровень в бизнес-модели отражает уникальные нововведения для конкретной компании.
Если базовый уровень может быть общим для многих фирм, то уровень собственника является специфическим и определяющим для стратегии (см. столбец 3 табл. 3.1). Если элементы бизнес-модели на базовом уровне довольно легко скопировать конкурентам, то копирование элементов модели на уровне собственника представляет определенные трудности вследствие того, что возможны их разные сочетания и комбинации.
Успех внедрения и реализации бизнес-модели связан с определением и выполнением набора операционных правил (см. столбец 4 табл. 3.1). Их формирование и выполнение гарантирует, что компоненты базового и собственнического уровня бизнес-модели будут реализованы в текущей операционной деятельности.
Разработка четкой бизнес-модели создает концептуальную основу для последующей разработки бизнес-плана.
Основные этапы разработки бизнес-плана
При разработке бизнес-плана необходимо придерживаться определенной последовательности этапов выполнения работ, а потому сам процесс разработки бизнес-плана должен быть спланирован.
Практические рекомендации по его осуществлению могут быть следующими.
Этап 1. Определение целей разработки бизнес-плана
Прежде чем перейти к успешному написанию бизнес-плана, необходимо определить цели его разработки и цели его потенциальных читателей (целевой аудитории), для которых предназначен этот бизнес-план. Основная цель подготовки бизнес-плана определяет в дальнейшем постановку связанных с нею задач, требуемые результаты и требования к самому документу (бизнес-плану).
Необходимо также выявить интересы, потребности и предпочтения целевой аудитории, для которой разрабатывается бизнес-план, поскольку от этого зависит, на каких ключевых моментах необходимо акцентировать внимание (см. вопросник 3.1).
Вопросник 6.1. Цели разработки бизнес-плана и его потенциальных читателей 1. Что будущие читатели бизнес-плана уже знают о вашей компании и что они, возможно, еще хотят узнать о ней? 2. Как они намерены использовать информацию, представленную в бизнес-плане? 3. Как можно согласовать потребности и интересы вашей целевой аудитории с вашими коммуникативными целями (с тем, что вы хотите, чтобы они узнали)? 4. Какие ключевые вопросы вы хотите подчеркнуть в бизнес-плане? 5. Каким специальным требованиям должен отвечать ваш бизнес-план? |
Этап 2. Составление плана работ по подготовке бизнес-плана
На данном этапе, как правило, определяют состав работ и их распределение между членами рабочей группы. Решается вопрос о том, какие специалисты необходимы и кто конкретно будет участвовать в разработке бизнес-плана.
Составление плана работ включает в себя следующее определение перечня и объема всех работ, которые необходимо выполнить при подготовке бизнес-плана; определение сроков завершения отдельных работ и составление общего графика подготовки бизнес-плана; определение ответственных исполнителей по отдельным работам; формирование примерной структуры разделов бизнес-плана; определение перечня и сроков проведения текущих мероприятий, которые необходимы, чтобы координировать работу основных участников рабочей группы.
Этап 3. Пересмотр и уточнение плана работ
Необходимо просмотреть еще раз план работ, чтобы выявить те области и разделы, которые должны быть составлены с учетом целевой аудитории и поставленных целей. Бизнес-план должен представлять компанию на должном уровне и в самом лучшем виде. При этом в большинстве случаев необходимо избегать детального описания вопросов в бизнес-плане. Однако в случае необходимости должна быть обеспечена детальная поддержка (представлены необходимые пояснения) по всем предположениям и допущениям, используемым в бизнес-плане.
Этап 4. Сбор информации и разработка бизнес-плана
Последовательность, в которой разрабатываются отдельные разделы бизнес-плана, может быть различной в зависимости от возраста компании, а также от опыта самих разработчиков по подготовке бизнес-плана. Большинство из них начинают со сбора необходимой информации (о компании, о предполагаемом производстве продуктов/услуг и др.),
а также с проведения необходимых исследований (анализа рынка, анализа финансового состояния компании и др.), прежде чем перейти к написанию отдельных разделов бизнес-плана. Это обусловлено тем, что разработка и описание в бизнес-плане стратегий, используемых предположений (допущений) должны опираться на результаты анализа проведенных исследований. Поэтому необходимо предусмотреть определенное время для проведения и завершения данных исследований. Все предположения и допущения, закладываемые в основу бизнес-плана, должны быть тщательно зафиксированы в письменном виде. Впоследствии это облегчит подготовку необходимых сносок, которые должны сопровождать основной текст бизнес-плана.
В самую последнюю очередь пишутся резюме и краткое содержание бизнес-плана, поскольку они представляют собой краткий обзор основных разделов бизнес-плана. Эти разделы не могут быть должным образом подготовлены до тех пор, пока не завершены все остальные разделы бизнес-плана.
Этап 5. Редактирование и оформление бизнес-плана
Написанный бизнес-план — это результат процесса планирования, представленный в письменной форме. Как правило, сам процесс письменного оформления полученных результатов существенно улучшает эффективность всей деятельности, связанной с планированием. Когда проект бизнес-плана завершен и отредактирован, следует попросить кого-либо из членов команды просмотреть его на предмет объективности представленной в нем информации, логичности изложения, презентабельности и эффективности его использования в качестве средства для передачи информации. Затем вносят корректировки в бизнес-план, опираясь на комментарии рецензента.
Этап 6. Оценка выполнения бизнес-плана
Этот этап, по сути, формирует основу для реализации непрерывного процесса бизнес-планирования. Поскольку со временем внешняя среда и цели бизнеса меняются, необходимо периодически пересматривать и обновлять бизнес-план, чтобы отразить в нем происходящие изменения. Оценка степени выполнения бизнес-плана и выявление причин расхождений запланированного и достигнутого результатов должны стать основанием для внесения корректировок в сам процесс планирования и в бизнес-план как результат этого процесса. Бизнес-планы должны быть «живыми» документами, а значит, их необходимо периодически обновлять, иначе они становятся бесполезными.
Общие требования к структуре и содержанию бизнес-плана
Требования к структуре бизнес-плана. Не существует жестко заданного, единого для всех формата бизнес-плана. Каждый бизнес-план по-своему уникален, поскольку он в обязательном порядке должен учитывать особенности конкретного предприятия и рассматриваемого вида бизнеса, которые имеют значение для реализуемого проекта: рыночную ситуацию, особенности налогообложения, законодательные ограничения и другие факторы. Он должен отражать специфику той компании и ситуации, для которых он разработан. Например, бизнес-план нового производственного предприятия будет отличаться от бизнес-плана страховой компании, а также от бизнес-плана предприятия, работающего в сфере общественного питания. И даже в рамках одного вида бизнеса бизнес-планы разных компаний, работающих в различных регионах, будут различаться.
Консалтинговая компания Ernst & Young рекомендует использовать структуру бизнес-плана, которая состоит из 10 основных частей.
Общая структура бизнес-плана (Ernst & Young)
1. Исполнительное резюме (Executive Summary).
2. Анализ рынка (Market Analysis).
3. Описание компании (Company Descriptions).
4. Продукты и услуги (Products and Services).
5. Маркетинг и сбыт (Marketing and Sales Aktivities).
6. Производство (Operations).
7. Менеджмент и право собственности (Management and Ownership).
8. Требуемые средства и их использование (Funds Required and Their Uses).
9. Финансовые данные (Financial Data).
10. Приложения или дополнения (Appendices or Exhibits).
Для разработки бизнес-плана нового венчурного предприятия предлагается использовать следующую структуру, которая также включает 10 основных частей.
Полный контур бизнес-плана
Часть 1. Резюме
Часть 2. Раздел «Описание бизнеса»
2.1.Общее описание предприятия (продукт/услуга).
2.2.История развития отрасли.
2.3.История развития компании.
2.4.Цели/потенциал предприятия.
2.5.Уникальность продукта или услуги.
Часть 3. Раздел «Маркетинг»
3.1.Исследование и анализ рынка. 3.1.1. Целевой рынок (клиенты).
3.2.Емкость рынка и его тенденции.
3.3.Конкуренция.
3.4.Предполагаемая доля рынка.
3.5.План маркетинга.
3.5.1.Стратегия маркетинга: продажи и дистрибуция.
3.5.2.Ценообразование.
3.5.3.Реклама и продвижение.
Часть 4. Раздел «Исследования и разработки»
4.1.Разработки и планы проектов.
4.2.Результаты технических исследований.
4.3.Потребности в дополнительных исследованиях.
4.4.Структура затрат.
Часть 5. Раздел «Производство»
5.1.Анализ месторасположения.
5.2.Потребности производства: средства труда и оборудование.
5.3.Основные поставщики/доставка.
5.4.Трудовые ресурсы.
5.5.Производственные затраты.
Часть 6. Раздел «Организация управления»
6.1.Команда управления: ключевой персонал.
6.2.Юридический статус компании и собственность.
6.3.Совет директоров, советники, консультанты и т. д.
Часть 7. Раздел «Основные риски»
7.1.Потенциальные проблемы.
7.2.Препятствия и риски.
7.3.Альтернативные варианты действий.
Часть 8. Финансовый раздел
8.1. Финансовый прогноз.
8.1.1.Прибыли и убытки.
8.1.2.Поток наличности.
8.1.3.Анализ безубыточности.
8.1.4.Контроль затрат.
8.2.Источники и использование капитала.
8.3.Бюджеты.
8.4.Стадии финансирования.
Часть 9. Календарный план работ
9.1.Распределение работ по срокам, цели и задачи.
9.2.Сроки завершения работ.
9.3.Связи между работами.
Часть 10. Приложение
Сравнительный анализ представленных двух структур показывает, что между ними существует больше сходства, чем различия. Сходство — в перечне рассматриваемых вопросов, а различия — в разной последовательности, степени детализации и акцентах на рассмотрении отдельных вопросов, различиях в их группировке.
В зависимости от того, с какой целью (внутренней или внешней) пишется бизнес-план и для решения каких задач он предназначен, будут определяться и различия в структуре его разделов и тех ключевых моментах, на которых следует акцентировать внимание читателя.
Однако одно из важнейших преимуществ бизнес-плана состоит в логической последовательности всех его разделов, которая постепенно переводит читателя от глобальных проблем к конкретным, от стратегического курса к тактическим мероприятиям по его реализации.
При использовании любых модификаций структур необходимо соблюдать следующие проверенные на практике требования (табл. 3.2).
Таблица 3.2. Требования к структуре бизнес-плана
Характеристика | Описание характеристики (требования) |
1. Количество разделов | Должно быть таким, сколько необходимо и достаточно для достижения целей и задач бизнес-плана, раскрытия специфики той отрасли и сферы бизнеса, которым он посвящен |
2. Ключевые разделы | В любом бизнес-плане так или иначе должны быть представлены ключевые вопросы, раскрывающие: цели бизнес-плана и его бизнес-идею; анализ рынка; продукты и услуги; операционную деятельность компании; маркетинг; финансы и риски |
3. Четкость структуры | Лаконичная и ясная структура разделов должна помочь читающему в условиях дефицита времени быстро сориентироваться и легко найти интересующую его информацию |
4. Логичность структуры | Определенная последовательность согласованных между собой разделов должна раскрывать основную концепцию и лотку бизнес-плана |
Требования к содержанию бизнес-плана. Бизнес-план должен дать краткую и ясную информацию относительно всех важных аспектов рассматриваемой бизнес-модели предприятия. В нем должны быть представлены сведения относительно начального этапа подготовки и запуска предприятия, организации его операционной деятельности и системы управления, анализа затрат, будущих объемов продаж, ожидаемой рентабельности и перспектив роста бизнеса и т. д.
Профессионально подготовленный бизнес-план отвечает следующим требованиям (табл. 3.3).
Расположение информации в бизнес-плане должно привлекать внимание, а содержание — легко восприниматься и быть понятным читателю. При написании бизнес-плана важно лишний раз убедиться, что используемые фразы и предложения не содержат двойного смысла. Следует по возможности избегать дублирования и ненужных повторов, хотя иногда в бизнес-плане одна и та же информация может подаваться в разных разделах в различном контексте.
Таблица 6.3. Характеристики профессионально подготовленного бизнес-плана
Характеристики бизнес-плана | Описание характеристик |
1. Эффективный | Содержит все то, что необходимо знать потенциальному читателю (инвестору, кредитору или топ-менеджеру) для принятия соответствующих решений — ни больше и ни меньше |
2. Системный | Содержит единую, целостную концепцию бизнеса, цели и стратегию их достижения, которые раскрываются в системе связанных между собой разделов |
3. Обоснованный | Содержит отдельные части и элементы, которые имеют смысл, подкреплены аргументами и фактами, описанием необходимых ресурсов, непротиворечивы, согласованы и совместимы между собой, а также указывают одно направление Опирается на использование общепризнанных методик (например, методика UNIDO) и соответствует определенным требованиям (например, требованиям конкретных финансовых институтов, у которых запрашивается финансирование) |
4. Релевантный | Содержит существенную, значимую для принятия решений информацию, адекватную целям и задачам бизнес-плана |
5. Структурированный и логичный | Имеет четкую и логичную структуру основных разделов бизнес-плана |
6. Реалистичный | Опирается на реальную, достоверную информацию, соответствующую существующим условиям и характеристикам внешней среды бизнеса |
7. Доступный для понимания | Написан ясно, четко, просто и по существу, без орфографических ошибок Используется понятный, несложный язык, что обеспечивает правильное понимание содержания и облегчает возможность быстрого чтения Используются точные формулировки, а при необходимости содержится расшифровка используемых специальных терминов |
8. Привлекательный | Представляет содержательную информацию по-деловому, реалистично и оптимистично, но без чрезмерного приуфашивания (к примеру, указывает не только возможные риски, но и пути их преодоления) Информация подается интересно и увлекательно Содержит для наглядности рисунки и таблицы, которые понятны, легки для восприятия и убедительны; форма так же важна, как и содержание |
9. Краткий | Имеет общий объем в среднем около 30 страниц (от 20 до 40 страниц, не включая приложения) |
10. Легкий в использовании | Содержит читабельный и хорошо структурированный текст, размер шрифта — не менее 12 пунктов, через 1,5 интервала, поля — по 2,5 см |
Основные термины
Бизнес-модель, структура бизнес-плана
Контрольные вопросы и задания
1. В чем сущность бизнес-модели и каковы ее основные элементы?
2. Какие требования предъявляются к разработке бизнес-модели?
3. Какие критерии можно использовать для оценки бизнес-модели и ее составляющих?
4. Приведите пример успешной бизнес-модели какой-либо из известных вам компаний, действующих в настоящее время на рынке.
5. Проведите комплексный критический анализ бизнес-модели компании, используя предложенную схему из шести основных вопросов.
6. Является ли эта модель оригинальной и инновационной?
7. Оцените действующую модель компании с точки зрения ее полноты, логичности и внутренней согласованности, возможностей для обеспечения прибыли.
8. Какова последовательность работ при подготовке к процессу разработки бизнес-плана?
9. Какие требования предъявляются к структуре бизнес-плана?
10. Каким требованиям должен отвечать профессионально подготовленный бизнес-план?
РАЗДЕЛ II. ТЕХНОЛОГИЯ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
Тема 4. Общая структура и краткое содержание бизнес-плана
В качестве сквозного примера для иллюстраций предлагается реальный бизнес-план строительства нового кирпичного завода «Группы ЛСР» (называемый в дальнейшем «Бизнес-план»).
В примере 4.1 дана краткая характеристика «Группы ЛСР» и его кирпичного бизнеса.