Влияние инфляции на оценку эффективности инвестиций.

Анализ влияния инфляции может быть произведен для двух вариантов

· темп инфляции различный по отдельным составляющим ресурсов (входных и выходных),

· темп инфляции одинаковый для различных составляющих затрат и издержек.

Внутренняя норма прибыльности (IRR).

По определению, внутренняя норма прибыльности (иногда говорят доходности) (IRR) – это такое значение показателя дисконта, при котором современное значение инвестиции равно современному значению потоков денежных средств за счет инвестиций, или значение показателя дисконта, при котором обеспечивается нулевое значение чистого настоящего значения инвестиционных вложений.

Математическое определение внутренней нормы прибыльности предполагает решение следующего уравнения

Влияние инфляции на оценку эффективности инвестиций. - student2.ru , (13.2)

где CFj – входной денежный поток в j-ый период,

INV – значение инвестиции.

Решая это уравнение, находим значение IRR. Схема принятия решения на основе метода внутренней нормы прибыльности имеет вид:

· если значение IRR выше или равно стоимости капитала, то проект принимается,

· если значение IRR меньше стоимости капитала, то проект отклоняется.

Таким образом, IRR является как бы “барьерным показателем”: если стоимость капитала выше значения IRR, то “мощности” проекта недостаточно, чтобы обеспечить необходимый возврат и отдачу денег, и следовательно проект следует отклонить.

Раздел IV. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема 14. Стратегический план развития предприятия (6 часов)

План лекции:

14.1. Методы стратегического планирования.

14.2. Планирования стратегий предприятия.

14.3. Учет факторов риска в планировании.

Методы стратегического планирования.

В экономике под стратегией понимается комплекс долгосрочных мер или подходов. В стратегическом планировании под стратегией понимается комплекс целей и основных задач по их достижению. То есть стратегия представляет собой план наиболее эффективного распределения ресурсов для достижения целей. Выбор стратегии и ее реализация является основной частью стратегического планирования. Конкретная стратегия является инструментом делового развития.

Понятие делового развития используется в экономике для характеристики комплексного подхода к деятельности в сфере бизнеса, который учитывает как структуру ресурсов, так и потребительскую полезность продукции (Рисунок 14.1). С термином «деловая стратегия» тесно связан термин «функциональная стратегия», который часто применяется в стратегическом планировании и служит для обозначения конкретной функции фирмы, направления деятельности конкретного звена аппарата управления в рамках общей стратегии предприятия (базовой стратегии).

Влияние инфляции на оценку эффективности инвестиций. - student2.ru

Рисунок 14.1 – Система стратегии предприятия

Функциональная стратегия отражает степень проникновения идеи стратегического планирования с высшего уровня управления предприятия до низовых структурных подразделений, т.е. на более низкие уровни управления.

Стратегическое планирование представляет собой комплекс решений и действий по разработке стратегий, необходимых для достижения целей предприятия. Стратегическое планирование является инструментом управления, помогающим высшему управленческому персоналу принимать основополагающие решения.

Главная задача стратегического планирования – обеспечить гибкость и нововведения в деятельность предприятия.

Процесс стратегического планирования включает следующие этапы (Рисунок 14.2):

· Формулировка миссии организации (общей цели) и конкретных путей для ее достижения.

· Изучение внешней среды. При этом оцениваются три параметра, т.е.

- изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии,

- факторы, представляющие угрозу для текущей стратегии (например, контроль за деятельностью конкурента),

- факторы, определяющие новые возможности достижения цели

Влияние инфляции на оценку эффективности инвестиций. - student2.ru

Рисунок 14.2 – Процесс стратегического планирования

После изучения составляется перечень опасностей и возможностей, с которыми сталкивается предприятие во внешней среде и оценивается влияние каждого фактора экспертным методом с использованием ранговых или бальных оценок.

· Изучение внутренних потенциальных возможностей

а) маркетинг – доля рынка, качество, сбыт, реклама, прибыль;

б) финансовый и бухгалтерский учет – анализ финансового состояния;

в) производство – анализ управления операциями;

г) человеческий ресурс – квалификация, организация труда, система вознаграждения, культура, имидж и т.д.

· Стратегические альтернативы, т.е. рост, сохранение, переориентация, ликвидация и далее выбор направления деятельности.

Планирования стратегий предприятия.

Слово “стратегия” произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. В менеджменте стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой фирма находится. Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии.

При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке: какой бизнес прекратить; какой бизнес продолжить; в какой бизнес перейти.

Cуществуют три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке:

1. Лидерство в издержках. Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегии предполагает, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции, в результате чего может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка.

2. Дифференциация. Дифференциация может принимать различные формы: имидж марки; признанное технологическое совершенство; внешний вид; послепродажный сервис.

3. Стратегии фокусирования. Последняя область определения стратегии относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма не стремится работать на всем рынке, а работает на его четко определенном сегменте.

Целью подобных стратегий является придание товару отличительных свойств, важных для покупателей, которые отличают товар данной фирмы от предложенного конкурентами. Фирма стремится создать ситуацию монополистической конкуренции, в которой она благодаря своим отличительным особенностям обладает значительной рыночной силой.

В литературе выделяются следующие базовые стратегии развития предприятия: концентрированный рост, интегрированный рост, диверсификация, целенаправленные сокращения (Рисунок 14.3):

Влияние инфляции на оценку эффективности инвестиций. - student2.ru

Рисунок 14.3 – Типы стратегий предприятия

Комбинированная стратегия применяется при таких ситуациях, когда одни подразделения развиваются быстро, другие – умеренно, третьи – стабильно, четвертые – сокращают масштабы производства. В зависимости от конкретного сочетания, выбранного подхода будет получен результат: общий рост, общая стабилизация, общее сокращение. Такая стратегия в наибольшей степени соответствует реальному многообразию условий деятельности предприятия.

Наряду с различными организационными вариациями процесса формирования стратегии имеются также различия в том, как руководители лично участвуют в анализе положения компании и обдумывании того, какую стратегию следует принять. Обычно руководители используют один из четырех основных стилей формирования стратегии.

Учет факторов риска в планировании.

Реализация стратегии всегда связана с определенным риском.

Риск – сложная экономико-управленческая категория, при определении которой имеет место множество противоречивых характеристик. Источником риска является неопределенность, под которой понимается отсутствие полной и достоверной информации, используемой при составлении и реализации плана. По этому признаку все плановые решения подразделяются на три группы:

· принимаемые в условиях определенности.

· принимаемые в условиях вероятностной определенности (основанные на риске).

· принимаемые в условиях полной неопределенности. Именно неопределенность ситуации в рыночной экономике и приводит к неизбежности риска.

Риск в стратегическом планировании принято называть хозяйственным, или предпринимательским. Под хозяйственным риском следует понимать угрозу, опасность возникновения ущерба в любых видах деятельности, связанные с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических программ.

Выделяют следующие группы рисков:

1. Внешние риски.

1.1. Непредсказуемые внешние риски: меры государственного воздействия в сферах налогообложения, ценообразования и т.д.; природные катастрофы; уголовные и экономические преступления; внешние эффекты.

1.2. Предсказуемые внешние риски: рыночный; операционный.

2. Внутренние риски.

2.1. Внутренние организационные риски: срывы работ из-за недостатка рабочей силы, материалов и т.д.; перерасход средств вследствие срыва планов работ, неэффективной стратегии снабжения и сбыта и т.д.

2.2. Внутренние технические риски: изменение технологии выполнения работ, ошибки в проектной документации, поломки техники и т.д.

3. Прочие риски: правовые; транспортные и таможенные инциденты; риски, связанные со здоровьем людей; повреждение имущества при демонтаже и передислокации и т.д.

Выделяют следующие области или зоны риска в зависимости от величины потерь, возникающего в процессе реализации проекта (Рисунок 14.4):

1) безрисковая зон;

2) зона допустимого риска (операции с допустимым уровнем потерь);

3) зона критического риска (следующая, более опасная область);

4) зона катастрофического риска.

Потери, связанные с риском, могут быть:

· материальные,

· трудовые,

· финансовые,

· потери времени,

· прочие потери.

Влияние инфляции на оценку эффективности инвестиций. - student2.ru

Рисунок 14.4 – Схема зон риска

При построении кривых вероятностей возникновения потерь (Рисунок 14.5) используют статистический, экспертный и расчетно-аналитический способы.

Влияние инфляции на оценку эффективности инвестиций. - student2.ru

Рисунок 14.5 – Типичная кривая вероятностей получения определенного уровня прибыли

Наиболее распространенные методы снижения риска в стратегическом планировании:

1. Страхование представляет собой систему возмещения убытков страховщиками при наступлении страховых случаев из специальных страховых фондов, формируемых за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователями.

Кроме страхования может применяться перестрахование и сострахование.

Перестрахование – это, страхование, в соответствии с которым страховщик передает часть ответственности по рискам другим страховщикам, называемым в этом случае перестраховщиками. Сострахование – метод выравнивания и распределения крупных рисков между несколькими страховщиками.

2. Поручительство. Данный вид минимизации рисков предусматривает, что при недостаточности средств у должника поручитель несет ответственность по его обязательствам перед кредитором. При этом возможна солидарная ответственность поручителя и должника. С помощью такого приема обеспечивается возвратность кредитов, выдаваемых банками.

3. Залог. Данный метод снижения риска относится к способам обеспечения исполнения обязательств, при котором кредитор (залогодержатель) имеет право в случае невыполнения должником (залогодателем) обеспеченного залогом обязательства получить удовлетворение своего требования из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами.

Договором могут быть предусмотрены следующие виды залога:

· залог, при котором предмет залога остается у залогодателя;

· ипотека;

· залог товаров в обороте;

· заклад;

· залог прав и ценных бумаг.

4. Распределение риска. Чаще всего этот способ снижения риска применяется в случае разработки и реализации проекта несколькими исполнителями (инвесторами, проектировщиками, строителями, заказчиком).

5. Резервирование средств. Создание резервов ресурсов на покрытие непредвиденных расходов позволяет компенсировать риск, возникающий в процессе реализации планов предприятия, и тем самым ликвидировать различные «сбои» в работе.

Ранг решения – средний выигрыш по рассмотрению всех ситуаций. В основу выбора закладывается вероятность наступления планируемой ситуации, а ее определение является достаточно сложной задачей. Совокупность этих методов и есть суть планирования риска. При планировании надо иметь ввиду, что риск связан с проблемной ситуацией. Выявление причин возникновения проблемы – условие принятия правильного решения с минимальным риском.

Для анализа риска используются следующие методы: анализ чувствительности; проверка устойчивости; корректировка параметров плана; анализ сценариев; метод «Монте-Карло», дерево решений.

Тема 15. Планирование недвижимости (4 часа)

План лекции:

15.1. Понятия недвижимости, основных средств и нематериальных активов.

15.2. Планирование амортизационного фонда и фонда накопления.

15.3. Стратегическое планирование простого и расширенного воспроизводства недвижимости.

Наши рекомендации