Значение анализа и контроля в менеджменте

Этапы стратегического планирования

Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов:

1. Определение миссии и целей организации.

2. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы, а также ее потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации.

3. Выбор стратегии.

4. Выполнение стратегии.

5. Оценка и контроль выполнения.

· Миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия.
Исходя из миссии и целей существования организации строятся стратегии развития, определяется политика организации.

1. Стратегический анализ является основным элементом стратегического планирования.

Анализ окружающей среды необходим при осуществлении стратегического анализа, т.к. его результатом является получение информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке.
Анализ внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-техническое и технологическое развитие общества, инфраструктуры и т.п.
«Внутренняя среда анализируется по следующим направлениями:

· кадры фирмы, организация управления; производство; финансы фирмы; маркетинг и др.

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.
Стратегия выбирается с учетом:

· конкурентной позиции фирмы в данной стратегической зоне хозяйствования;

· перспектив развития самой стратегической зоны хозяйствования;

· в некоторых случаях с учетом технологии, которой располагает фирма.

Налоговое планирование и его роль в менеджменте

Чтобы определить место и роль налогового планирования в системе финансового управления или финансового менеджмента, необходимо определить само понятие «финансовый менеджмент».
Финансовая деятельность пронизывает все аспекты функционирования: производство, реализацию, воспроизводство основных и оборотных фондов. Она направлена на формирование денежных доходов, обеспечивающих ритмичный процесс производства и воспроизводства продукции. Организация финансовой работы строится на базе взаимоотношений с внешними учреждениями: банками, страховыми организациями, бюджетом и другими предприятиями. Успех ее зависит от организации обслуживания производственного и воспроизводственного циклов, от своевременного и правильного расчета с внешними организациями по своим обязательствам. Иначе говоря, предприятие может быть надежным как партнер, как объект вложения капитала при условии устойчивого финансового положения.
Часто говорят, что финансовый менеджер решает два вопроса: как зарабатывать деньги и как их тратить, т.е. как управлять деньгами. Как правило, науку управлять деньгами называют финансовым менеджментом. Прикладное значение данной науки заключается в разработке и реализации конкретных финансовых управленческих технологий.
В наиболее общем виде финансовый менеджмент как наука посвящен разработке методологии и инструментария управления финансовыми потоками, теории и практике принятия финансовых решений. Некоторые авторы отмечают, что под финансовым менеджментом правильно понимать управление организацией при помощи финансов, посредством финансов. Это определение подчеркивает, что финансовое управление – не обособленное управление какими-либо процессами в организации, а составная часть комплексной системы управления.
Финансовое управление, как правило, состоит из нескольких последовательных этапов:
1. постановка финансовой цели (задачи);
2. составление программы мероприятий для ее реализации;
3. выбор финансовых методов, рычагов, приемов управления реализацией задачи;
4. организация выполнения решения;
5. контроль выполнения решения;
6. анализ и оценка возможных результатов решений.
Степень заинтересованности того или иного партнера или кредитора зависит не только от действительного финансового состояния предприятия, но и от качества планирования, т.е. от предоставления такой плановой документации, которая доказала бы возможности осуществления основных задач, способность концентрации усилий и средств в нужном временном отрезке. Инструментом для данных целей служит финансовый план.
Финансовый план является важнейшей итоговой составляющей бизнес-плана. Цель его составления – выяснить, насколько эффективно спланирована деятельность предприятия. Основные показатели, с помощью которых составляется финансовый план, рассчитаны в других разделах бизнес-плана и аккумулируются в финансовом плане для проведения финансовых итогов проекта.
Доходы от грамотного и эффективного ведущегося бизнеса, как правило, превышают расходы, но основная проблема финансирования любого предприятия заключается, как известно, в запаздывании доходов относительно расходов. Расходы необходимо произвести сейчас, а доходы, ради извлечения которых эти расходы производятся, будут получены только в будущем, часто весьма отдаленном. Кроме того предприятия может быть недостаточно своих доходов. Это происходит, например, при растущем бизнесе, и для финансирования роста необходимо непрерывное привлечение и обслуживание заемных средств.
По мере роста качественных и количественных параметров бизнеса он становится все более сложным организмом, которому требуется структурированная форма управления финансовыми и налоговыми отношениями для обработки возрастающего потока информации. Налоговый бизнес на уровне хозяйствующего субъекта вносит прямой вклад в прибыльность бизнеса, оптимизацию налоговых обязательств. Поиск путей оптимизации налоговых платежей представляет собой одно из направлений налогового планирования, осуществляемого в интересах бизнеса .
В современной экономике на один бизнес-план, ни одно управленческое решение никогда не принимается без учета реалий действующей системы налогообложения. В любой организации эту задачу решают подразделения, отвечающие за налоговый консалтинг и налоговый менеджмент. В отдельных сложных ситуациях приглашают налоговых консультантов из сторонних организаций. Если бизнес-решение обладает сложным экономико-финансовым механизмом или объемно по своему содержанию, при налоговом анализе прибегают к определенному распределению профессиональных обязанностей: специалисты в области налогового консультирования отвечают за первичный анализ предложенного руководством бизнес-плана, а эксперты в сфере налогового планирования дорабатывают или переделывают его с целью максимального снижения налоговых издержек или упрощения модели налогообложения предложенной схемы деятельности .
Работа над налоговой составляющей бизнес-решения включает два основных элемента:
- налоговое консультирование (налоговый консалтинг);
- налоговое планирование (налоговый менеджмент).
Несмотря на то, что каждый из этих элементов достаточно специфичен, зачастую даже профессионалам бывает трудно объяснить своим работодателям, где в их деятельности заканчивается налоговый консалтинг, а где начинается налоговый менеджмент.
Далеко не все бизнесмены знают, что возможности налогового консалтинга и налогового менеджмента не ограничиваются задачами снижения уровня налоговых отчислений организации, и совсем немногие умеют этими услугами грамотно пользоваться.
Тем не менее, даже если налоговые отчисления не могут существенно повлиять на экономическую политику предприятия, необходимость осуществления деятельности в области управления налоговыми платежами может возникнуть для своевременного и правильного исчисления начисленных налоговых выплат. В целом грамотное применение налогового консалтинга и менеджмента позволяет значительно улучшить конкурентоспособность организации, повысить ее рентабельность и инвестиционную привлекательность.
Следует различать налоговое планирование как более широкое понятие и планирование налогов как более узкое понятие.
Налоговое планирование на уровне хозяйствующего субъекта – это неотъемлемая часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единой стратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования .
Планирование налогов – это планирование на минимальном для конкретного хозяйствующего субъекта уровне сумм определенных налогов.
Значение и выгоды налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта.

Под Значение анализа и контроля в менеджменте - student2.ru налоговым планированием понимается целенаправленная деятельность организации, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет. При этом следует отметить, что эта деятельность налогоплательщика направлена не на нарушение налогового законодательства, а лишь на законное использование всех существующих льгот и особенностей налогового права в свою пользу.

Налоговое планирование означает совокупность плановых действий, объединенных в систему, направленных на максимальный учет возможностей оптимизации и минимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического планирования организации.

Налоговое планирование должно начинаться еще до регистрации организации как таковой, поскольку даже на выбор организационно-правовой формы предпринимательства оказывает влияние налоговая система, если предприниматель стремится обеспечить для себя наилучшее положение с точки зрения уплаты налогов. С момента создания организации вопросы налогообложения становятся составной частью практически каждого крупного решения, каждой сделки, так как даже форма договора влияет на сумму налогов, подлежащих исчислению и перечислению в бюджет.

Налоговое планирование в любом хозяйствующем субъекте базируется на двух основных принципах.

Первый принцип:

Платить необходимо только минимальную сумму положенных налогов.

Второй принцип:

Платить налоги необходимо в последний день установленного для этого срока.

Этапы планирования:

1. 1 этап совпадает с моментом возникновения идеи об организации коммерческого предприятия, в связи с чем сразу же решается вопрос о том, следует ли использовать налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства.

2. На втором этапе решается вопрос о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте расположения предприятия и его структурных подразделений, имея в виду не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения.

3. На третьем этапе решается вопрос о выборе одной из существующих организационно-правовых форм юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица.

4. На четвертом этапе анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет использования в коммерческой деятельности, по результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования.

5. На пятом этапе производится анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности (купля-продажа, посредническая деятельность и аренда и т.п.) с точки зрения минимизации совокупных налоговых платежей и получения максимальной прибыли.

На шестом этапе решается вопрос о рациональном размещении активов и прибыли предприятия, имея в виду не только предполагаемую доходность инвестиций, но и налоги, уплачиваемые при получении этого дохода.

Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и должно осуществляться в ходе хозяйственной деятельности, на всех ее уровнях и этапах и быть непременным и непосредственным ее элементом.

Значение анализа и контроля в менеджменте

Контроль как функция менеджмента — это вид управленческой деятельности с целью удержания организации на выбранной траектории развития посредством сравнения показателей деятельности с установленными стандартами и принятия необходимых мер при отклонениях.

Созданная в организации система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, первоначальными планами и достигнутыми реальными показателями. При этом решаются следующие задачи:

· определение достигнутого уровня;

· анализ причин отклонения от намеченных ориентиров;

· решение о внесении необходимых изменений в деятельность организации;

· оценка роли контроля при принятии решений;

· анализ позитивных и негативных воздействий контроля;

· накопление опыта для последующей выработки целей.

Контроль тесно связан с планированием, поскольку планирование без контроля бессмысленно, а контроль без планирования невозможен Возникающие отклонения предполагают следующие действия:

· срочное вмешательство в работу предприятия (принятие решений);

· пересмотр планов;

· пересмотр системы целей организации.

·

Таким образом, объектом контроля служат как результаты деятельности (отклонения между плановыми и фактическими показателями по различным причинам), так и сами методики осуществления планирования и контроля, призванные максимально реалистично отражать деятельность организации в прошлом и будущем.

Выделяют следующие типы контроля: предварительный, текущий, заключительный.

Наши рекомендации