Организационно-экономическая характеристика деятельности ИООО «Кондор», оценка сильных и слабых позиций на рынке

Иностранное общество с ограниченной ответственностью «Кондор» основано в феврале 1997 года. В настоящее время ИООО «Кондор» является одним из лидеров по производству водно-дисперсионных ЛКМ в Республике Беларусь. Основатель предприятия – бизнесмен из ФРГ Хорст Гельмут Беллер. В июле 1997 года предприятие одним из первых вошло в состав резидентов свободной экономической зоны Брест. ИООО «Кондор» выпускает широкий спектр водно-дисперсионных лакокрасочных материалов позволяющий решать практические задачи, как дизайнерам и архитекторам, так и простым потребителям. В основу производства продукции заложены новейшие мировые разработки, и материалы, позволяющие производить материалы на водной основе в соответствии с европейскими стандартами и высокими требованиями потребителей.

Система менеджмента качества, разработки и производства лакокрасочных материалов на предприятии соответствует требованиям СТБ ИСО 9001-2001. Вся производимая продукция проходит строгий контроль качества. Испытания проводятся, как в аттестованной заводской лаборатории, так и в государственных испытательных центрах, а отдельные показатели красок были исследованы в научных центрах строительной химии в Обервилье (Франция), Людвигсхафене (Германия), а так же в РХТУ им. Менделеева г. Москва (Российская Федерация).

Кроме контроля качества продукции непосредственно на производстве, предприятием постоянно осуществляется мониторинг объектов, при ремонте которых использовались материалы марки «Кондор».

В заводской лаборатории предприятия постоянно разрабатываются и вводятся в производство новые виды продукции. Краски и грунтовки, производимые предприятием, имеют сертификаты соответствия в системе СТБ, и неоднократно удостаивались дипломов республиканских и международных выставок. Благодаря высокому качеству красок для наружных и внутренних работ предприятие несколько лет подряд выигрывало тендеры на поставку своей продукции для подготовки городов к республиканским и областным ярмаркам-фестивалям «Дажынкi». ИООО «Кондор» неоднократно получало и получает благодарности за оказываемую спонсорскую и материальную помощь спортивным клубам, детским учреждениям, больницам, музеям. С сентября 2007 года ИООО «Кондор» входит в шведский холдинг Eskaro Group AB. Заводы и коммерческие структуры Eskaro Group AB по производству и продвижению высококачественной лакокрасочной продукции расположены в Латвии, России, Украине, Финляндии, Швеции, Эстонии. Коллектив ИООО «Кондор» это сплоченная, инициативная группа специалистов главными направлениями в деятельности, которой считаются постоянное улучшение качества продукции, расширение ассортимента, более тесная и открытая работа с клиентами. В последние годы «Кондор» уверенно наращивает объемы производства. У организации есть постоянные партнеры во всех крупных городах Беларуси. На российском рынке продукция с товарным знаком «Кондор» представлена в Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти, Красноярске, Омске, Челябинске, Якутске, что позволяет широкому кругу покупателей лично убедиться в качестве лакокрасочных материалов марки «Кондор».

Иностранное общество с ограниченной ответственностью «Кондор» создано в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь «О хозяйственных обществах», зарегистрированного распоряжением Администрации СЭЗ «Брест» от 22.11.2002 г. №78-р в реестре общереспубликанской регистрации за №90. Основной целью общества является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли, для удовлетворения социальных и экономических интересов участников общества посредством осуществления хозяйственной деятельности.

Основным направлением в деятельности организации является выпуск высококачественных лакокрасочных материалов на водной основе, краски для декоративной отделки фасадов зданий, в том числе по системам тепло реабилитации и реставрационных работ:

- краски для асбестоцементных и черепичных крыш;

- краски для внутренней отделки помещений;

- краски, лаки, лазури для изделий из дерева;

- грунтовки для стен, цоколей и крыш.

- пигментные пасты, которые в сочетании с компьютерной колеровкой позволяют предложить потребителям более 3000 цветовых оттенков.

Организационная структура ИООО «Кондор» представлена в Приложении А. Руководство текущей деятельностью и перспективным развитием осуществляется директором на принципах единоначалия на срок не менее 2 лет по контракту. Заместитель директора по производству отвечает за реализацию технической политики, обеспечение и контроль качества продукции, организацию работ по внедрению новой продукции, реконструкцию и модернизацию производства. Формирование портфеля заказов, работа с потребителями, разработка стратегии маркетинга осуществляется заместителем директора по коммерческим вопросам. В его функции входит изучение конъюнктуры рынка, поиск потенциальных потребителей продукции, заключение договоров на ее поставку, организация и стратегическое планирование производства. Ему подчинены отдел маркетинга и сбыта, торговый отдел и отдел сетевой торговли. Заместитель директора по финансам отвечает за работу отдела бухгалтерии и экономического отдела.

Вся продукция производится квалифицированным персоналом на современном оборудовании по специально разработанным на предприятии рецептурам. О её качестве говорит тесное сотрудничество с известными мировыми поставщиками сырья для ЛКМ - «BASF» (Германия), «Wacker» (Германия), «Kronos» (Германия), «Clariant» (Швейцария), «Du Pont» (США) и многими другими. Пленкообразующим в красках и грунтовках являются новые акриловые сополимеры. Водно-дисперсионные материалы "Кондор" на их основе отличаются повышенными эксплуатационными свойствами (атмосферостойкостью, светостойкостью, парапроницаемостью, высокой адгезией к защищаемой поверхности).Благодаря сбалансированному комплексу функциональных добавок, покрытия, получаемые на основе красок фирмы "Кондор", обладают высокой эластичностью и белизной. Широкие возможности в производстве цветных красок предоставляют производимые на предприятии пигментные пасты, и система компьютерной колеровки. Клиентам предлагается нескольких тысяч цветовых оттенков. Вся производимая продукция отвечает жестким требованиям и проходит строгий контроль качества. Испытания проводятся, как в аттестованной заводской лаборатории, так и в государственных испытательных центрах, а отдельные показатели красок были исследованы в научных центрах строительной химии в Обервилье (Франция), Людвигсхафене (Германия), а так же в РХТУ им. Менделеева г. Москва (Российская Федерация). Кроме контроля качества продукции непосредственно на производстве, предприятием постоянно осуществляется мониторинг объектов, при ремонте которых использовались материалы марки "Кондор". Продукция фасуется в удобную для широкого круга потребителей пластиковую тару емкостью от 2,5 до 40 кг.

Краски и грунтовки, производимые предприятием, имеют сертификаты соответствия в системе СТБ, и неоднократно удостаивались дипломов республиканских и международных выставок. У организации есть постоянные партнеры во всех крупных городах Беларуси.

Анализируя положение производственной организации на рынке лакокрасочных материалов необходимо рассмотреть типы клиентурных рынков на которых функционирует ИООО «Кондор» (рисунок 3.1).

Организационно-экономическая характеристика деятельности ИООО «Кондор», оценка сильных и слабых позиций на рынке - student2.ru

Рисунок 3.1 Типы клиентурных рынков, на которых функционирует ИООО «Кондор».

Основными рынками сбыта продукции ИООО «Кондор» являются Республика Беларусь и Российская Федерация. Также ИООО «Кондор» осуществляет поставки продукции в страны ближнего зарубежья – Украину, Казахстан, Таджикистан, страны Балтии и дальнего зарубежья – Румынию, Болгарию, Чехию.

ИООО «Кондор» взаимодействует с конечным потребителем продукции в Беларуси, России, странах СНГ и дальнего зарубежья посредством товаропроводящей сети, которая предлагает качественный комплекс услуг по продаже продукции ЧПУП ИООО «Кондор». Товаропроводящая сеть включает в себя дилеров, генеральных дилеров, представительства и торговых агентов.

ИООО «Кондор» реализует произведенную продукцию через гипермаркеты торгового формата DIY (Торговые центры "ОМА", ПАЛАС сеть магазинов отделочных материалов, Сеть строительных магазинов "Новоселкин"), оптовые продажи осуществляются через ритейлеров (розница), дилеров (мелкий опт), дистрибьютеров (крупный опт).

В (Таблица 3.1.) представлена реализация продукции ИООО «Кондор» по географическому размещению покупателей за 2013-2015 гг.

Показатель Год Отклонение (+/-) 2015 г. от 2013 г.
кол-во, т уд. вес,% кол-во, т уд. вес,% кол-во, т уд. вес,% кол-во, т уд. вес,%
Всего 246,58 260,65 257,75 11,17
Брестская 12,74 5,17 13,84 5,31 16,11 6,25 3,37 1,08
Витебская 2,87 1,16 2,5 0,96 0,78 -0,87 -0,38
Гомельская 36,98 41,54 15,94 34,22 13,28 -2,76 -1,72
Гродненская 41,57 16,86 43,74 16,78 46,7 18,12 5,13 1,26
г. Минск 89,74 36,39 95,01 36,45 96,1 37,28 6,36 0,89
Минская 54,21 21,98 55,12 21,15 53,21 20,64 -1 -1,34
Могилевская 8,47 3,43 8,9 3,41 9,41 3,65 0,94 0,22

Таблица 3.1. Реализация лакокрасочных материалов ИООО «Кондор» за 2013-2015гг.
Как видно из таблицы 3.1 в 2015 г. по сравнению с 2013 г. рынок сбыта лакокрасочных материалов увеличился, однако прослеживается динамика снижения объемов реализации по некоторым областям Республики Беларусь. В целом объем реализации в 2015 г. составил 257,75 т против 246,58 т в 2013 г. В разрезе областей Республики Беларусь снизилась поставка лакокрасочных материалов по таким областям как Витебская – на 0,87 т, Гомельская – на 2,76 т, Минская – на 1 т. Низкий процент реализованной продукции в Витебскую область объясняется тем, что имеется свое предприятие (Caparol), специализирующие по выпуску лакокрасочных материалов, во вторую очередь – это ценовой фактор. Цены на некоторые лакокрасочные материалы других производителей ниже, чем цены ИООО «Кондор», соответственно неплатежеспособный покупатель обращает внимание на цену, а не на качество выпускаемой продукции. Значительная доля продукции ИООО «Кондор» (37,28%) реализуется в г. Минске.

В (Таблице 3.2.) рассмотрим обеспеченность ИООО «Кондор» трудовыми ресурсами, используя данные на конец исследуемых периодов за 2013-2015 гг., так как 6-т (кадры) «Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров» в 2014 году не составляется.

Из данных (Таблицы 3.2.), видно, что списочная численность всех работников в 2015 г. по сравнению с 2013 г. увеличилась на 3 человека, а именно за увеличения численности рабочих.

Категория сотрудников Всего работников Отклонение (+;-) Работники в разрезе структуры Выбыло Коэффициент по увольнению работников
на 1 января 2013г. на 1 января 2015г. женщины пенсионного возраста до 25 лет с высшим образованием со среднеспец. образованием
1. Служащие 0,08
1.1 Руководители
1.2 Специалисты -3 0,08
1.3 Другие служащие
2. Рабочие 0,32
Итого 0,17

Таблица 3.2. Обеспеченность ИООО «Кондор» трудовыми ресурсами и изменение структуры.

Доля работников, имеющих среднеспециальное образование составила 14,3%. На конец 2015 г. в организации трудится 290 женщины, из них 28 человек являются служащими организации. Преобладание работников мужского пола объясняется значительным уровнем опасности производственных объектов, особыми условиями труда.

Кроме того списочная численность работников старше трудоспособного возраста (женщины 55 лет и старше и мужчины 60 лет и старше) составила 3 человека. Доля работников до 25 лет на конец 2015 г. составила 14,7%. Представленные показатели отражают общую тенденцию в обеспечении производства кадрами, в частности, привлекательностью сферы деятельности для молодых специалистов ввиду высокого уровня оплаты труда и незначительного старения состава работников.

Как негативный момент в работе с кадрами исследуемой организации, является отсутствие программ по обучению персонала. Для воплощения долгосрочной стратегии развития ИООО «Кондор» следует формировать многоуровневый кадровый резерв руководящих работников, который призван обеспечивать потребность предприятия в руководящих кадрах, постороннего практического опыта, необходимого для выдвижения на ту или иную руководящую должность.

Основная цель деятельности организации – изготовление и поставка конкурентоспособной, высококачественной лакокрасочной продукции. Это является залогом успешной и стабильной работы организации, обеспечивает доверие потребителей и удовлетворение запросов всех заинтересованных сторон.

Основные показатели хозяйственной деятельности ИООО «Кондор» за 2013-2015 гг. представлены в (Таблица 3.3.).

Показатели Годы Отклонение (+/-) Темп роста,%  
2014 г. от 2013 2015 г. от 2014 2015 г. от 2013 2014 г. к 2013 г. 2015 г. к 2014 г. 2015 г. к 2013 г.  
 
 
1. Объем производства, млн. р.                    
1.1 В действующих ценах 104,5 135,8 141,9  
1.2 В сопоставимых ценах -56955 -30882 56,7 134,9 76,5  
 
2. Выручка от реализации товаров (продукции и услуг), млн. р.:                    
2.1 В действующих ценах -217 99,8 136,1 135,9  
2.2 В сопоставимых ценах -43772 -11218 64,4 141,1 90,9  
3. Полная себестоимость реализованной продукции, млн. р. 104,1 125,9 131,1  
4. Прибыль от реализации товаров (продукции, услуг), млн. р. -4752 287,7 178,3  
5. Прибыль по текущей деятельности, млн. р. 287,8  
6. Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности, млн. р. -1980 -1404 -3806 -2402 -1826 70,9 271,1 192,2  
7. Прибыль до налогообложения, млн. р -4185 60,2 291,5 175,6  
8. Налог из прибыли и другие обязательные платежи, млн. р. -1111 68,7 250,5  
9. Чистая прибыль, млн. р. -3074 55,9 317,1 177,4  
10. Среднегодовые запасы готовой продукции, млн. р. -141 98,5 105,5 103,9  
11. Время обращения запасов, дни -1 -6 -7 96,4 77,8  
12. Скорость обращения запасов, раз 13,06 13,23 17,07 0,17 3,84 4,01 101,3 130,7  
 
13. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. р. 112,8 166,9  
14. Фондоотдача, р. 4,38 4,06 3,73 -0,32 -0,33 -0,65 92,7 91,9 85,2  
15. Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, чел. -17 101,9 98,4 100,3  
16. Производительность труда, млн. р. 127,25 130,42 180,03 3,17 49,61 52,78 102,5 141,5  
17. Фонд заработной платы промышленно производственного персонала, млн. р. 114,9 114,1 131,1  
18. Средняя заработная плата на одного работника за год, млн. р. 18,72 21,1 24,48 2,38 3,38 5,76 112,7 130,8  
19. Рентабельность,%                    
19.1 Итоговая 8,56 5,16 11,06 -3,4 5,9 2,5  
19.2 Реализации 10,17 6,32 13,35 -3,85 7,03 3,18  
19.3 Расходов 11,32 6,74 15,4 -4,58 8,66 4,08  
                         

Таблица 3.3. Основные показатели хозяйственной деятельности ИООО «Кондор»за 2013-2015 гг

Из расчётов (Таблицы 3.3.) видно, что в целом за 2013-2015 годы наметилась положительная тенденция в повышении и усилении финансово-хозяйственной деятельности ИООО «Кондор». В целом за весь анализируемый период положительными моментами деятельности организации являются:

- увеличение объемов производства в действующих ценах на 49235 млн. р.в 2015 г. по сравнению с 2014 годом и на 55115 млн. р.в целом за три года;

- повышении выручки от реализации продукции в действующих ценах (на 36,1% в 2015 г. по сравнению с 2014 годом и на 35,9% в целом за три года);

- получение прибыли от основного вида деятельности в 2015 году в размере 22300 млн. р., что больше прибыли полученной в 2014 г. на 14548 млн. р. и на 9796 млн. р. чем в 2013 году;

- ускорение оборачиваемости готовой продукции в целом за весь анализируемый период на 7 дней за счет превосходящего роста выручки от реализации над ростом среднегодовых запасов готовой продукции на складах ИООО «Кондор»;

- Повышение производительности труда в целом за период на 52,78 млн. р., превышение темпов роста производительности труда в 2013-2015 гг. и в целом за анализируемый период над темпами роста средней заработной платы;

- увеличение итоговой рентабельности, рентабельности реализации и рентабельность расходов в 2014-2015 гг. и в целом за анализируемый период.

Негативными моментами являются:

- снижение объемов производства в сопоставимых ценах в целом за анализируемый период на 30882 млн. р. (индекс цен по производству в 2014 г. составил 2,496, а в 2015 г. – 1,206);

- снижение выручки от реализации в сопоставимых ценах на 11218 млн. р. (индекс потребительских цен промышленной продукции в 2014 г. составил 1,55, а в 2015 г. – 1,495);

- увеличение убытка от инвестиционной, финансовой и иной деятельности в 2015 г. относительно 2014 г. и в целом за анализируемый период соответственно 2402 млн. р. и 1826 млн. р.;

- снижение показателя фондоотдачи во всех анализируемых периодов, за счет преобладающего роста среднегодовой стоимости основных средств над ростом объемов производства.

Проанализируем состав и структуру затрат на производство продукции в динамике за три года (Таблица 3.4.).

Показатели Годы Темп роста,%; отклонение (+;-)
2014 г. к (от) 2013 2015 г. к (от) 2014 2015 г. к (от) 2013
1.Сырье и материалы            
сумма, млн.. р. 106,1 145,3
удельный вес,% 68,1 72,2 -0,9 4,1 3,2
2. Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты            
сумма, млн. р. 93,5
удельный вес,% 0,9 -0,1 -0,9 -1
3. Работы, выполненные сторонними организациями            
сумма, млн. р. 64,1 135,9 87,1
удельный вес,% 0,7 0,4 0,4 -0,3 -0,3
4. Топливо            
сумма, млн. р. 153,8 233,9
удельный вес,% 1,2 1,6 0,4 0,4 0,8
5. Электрическая энергия            
сумма, млн. р. 125,2 122,4 153,2
удельный вес,% 1,7 1,9 0,3 -0,1 0,2
6. Прочие материальные затраты            
сумма, млн. р. 90,3 212,5 191,9
удельный вес,% 0,1 0,1 0,1
7. Расходы на оплату труда            
сумма, млн. р. 115,9 113,3 131,3
удельный вес,% 13,6 14,7 12,8 1,1 -1,9 -0,8
8. Отчисления на социальные нужды            
сумма, млн. р. 112,4 116,2 130,6
удельный вес,% 5,4 5,6 5,1 0,2 -0,5 -0,3
9. Амортизация основных средств и нематериальных активов            
сумма, млн. р. 116,6 75,2 87,6
удельный вес,% 2,6 2,8 1,6 0,2 -1,2 -1
10. Прочие затраты            
сумма, млн. р. 86,6 131,9 114,2
удельный вес,% 4,8 3,8 3,9 -1 0,1 -0,9
11. Итого затраты на производство продукции            
сумма, млн. р. 107,5 129,3 139,0
удельный вес,%

Таблица 3.4. Динамика, состав и структура затрат на производство продукции ИООО «Кондор» за 2013–2015 гг.

Как видно из данных (Таблицы 3.4.) наибольший удельный вес в затратах на производство занимают затраты на сырье и материалы. Их удельный вес в 2013 г. составил 69% и в сумме – 70335 млн. р. На конец 2015 сумма затрат на сырье и материалы возросла на45,3%, а удельный вес увеличился на 3,2% за счет роста объемов производства продукции. Негативным моментом при общем росте объемов производства является преобладающий рост затрат на топливо и электрическую энергию.

Еще одной из основных статей расходов являются расходы на оплату труда. Их доля в общих расходах снизилась с 13,6% в 2013 году до 12,8% в 2015 году за счет сокращения численности промышленно производственного персонала на 12 человек. Снижение амортизационных отчислений как в суммовом выражении так и в общей структуре затрат, рассматривается как положительная тенденция. Негативной тенденцией является увеличение прочих затрат в сумме, так и в процентном соотношении общих затрат.

В (Таблице 3.5.) представлены данные о формировании прибыли ИООО «Кондор» за 2014-2015 гг.

Показатели Годы Отклонение (+;–) Темп роста,%
1. Выручка от реализации продукции, млн. р. 136,1
2. Себестоимость реализованной продукции:        
сумма, млн. р. 126,1
уровень,% 88,6 82,1 -6,5
3. Расходы на реализацию: сумма, млн. р. 122,8
уровень,% 5,1 4,6 -0,5
3. Прибыль от реализации продукции сумма, млн. р. 287,7
удельный вес в прибыли,% 122,3 120,7 -1,6 -1,6
4. Прибыль от текущей деятельности        
сумма, млн. р. 287,8
удельный вес в прибыли,% 122,1 120,6 -1,5
5. Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности: сумма, млн. р. -1404 -3806 -2402
удельный вес в прибыли,% -22,1 -20,6 1,5
6. Прибыль до налогообложения, сумма, млн. р 291,5
уровень,% 5,2 11,1 5,9

Таблица 3.5. Формирование прибыли ИООО «Кондор» за 2014-2015 гг.

Анализ данных (Таблицы 3.5.) показывает, что выручка от реализации продукции в 2015 г. относительно 2014 г. возросла на 36,1%. Положительным моментом является преобладающий рост выручки от реализации над ростом себестоимости реализованной продукции за 2014-2015 гг. на 10% (136,1-126,1), что повлияло на снижение уровня себестоимости в выручке от реализации на 6,5%. В целом за весь анализируемый период, рост расходов на реализацию был ниже роста выручки от реализации продукции в результате чего уровень расходов на реализацию уменьшился на 0,5%.

Прибыль от реализации продукции в 2015 г. относительно 2014 г. возросла более чем в 2 раза. За счет преобладающего роста прибыли до налогообложения в 2015 г. по сравнению с 2014 г. удельный вес прибыли от реализации снизился на 1,6%.

Негативным моментом является рост убытков от инвестиционной, финансовой и иной деятельности. Так в 2015 г. по сравнению с 2014 г. убытки увеличились на 2402 млн. р. Прибыль до налогообложения возрастала более быстрыми темпами чем рост выручки от реализации товаров, поэтому уровень прибыли до налогообложения в выручке от реализации в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличился на 5,9.

В (Таблице 3.6.) представлены показатели рентабельности ИООО «Кондор»за 2013-2015 гг.

Показатели Годы Отклонение (+; –)
в 2015 к(от) 2014 в 2015 г. к(от) 2013
1. Итоговая рентабельность,% 8,56 5,16 11,06 5,9 2,5
2. Рентабельность продаж,% 10,17 6,32 13,35 7,03 3,18
3. Рентабельность трудовых ресурсов          
по прибыли,%: 54,36 28,5 72,8 44,3 18,44
по чистой прибыли,% 36,03 17,54 48,75 31,21 12,72
4. Рентабельность капитала,          
по прибыли,%: 12,68 7,16 17,25 10,09 4,57
по чистой прибыли,% 8,4 4,41 11,55 7,14 3,15
5. Рентабельность основных средств:          
по прибыли,%: 35,07 18,73 36,89 18,16 1,82
по чистой прибыли,% 23,25 11,53 24,71 13,18 1,46
6. Рентабельность оборотных средств          
по прибыли,%: 19,86 11,6 32,39 20,79 12,53
по чистой прибыли,% 13,16 7,14 21,69 14,55 8,53
7. Рентабельность себестоимости реализованной продукции,% 11,89 7,13 16,26 9,13 4,37
8. Рентабельность экономических ресурсов:          
по прибыли,%: 10,28 5,72 13,94 8,22 3,66
по чистой прибыли,% 6,81 3,52 9,34 5,82 2,53
9. Прибыль до налогообложения, млн. р. 291,5 175,6
10. Прибыль от реализации, млн. р. 287,7 178,3
11. Чистая прибыль, млн. р. 317,1 177,4
12. Фонд заработной платы, млн. р. 114,1 131,1
13. Среднегодовая стоимость капитала, всего, млн. р. 121,1 129,1
В том числе          
13.1 Основных средств 166,9
13.2 Оборотных средств 104,4 107,7
14. Себестоимость реализованной продукции, млн. р. 126,1 130,4
15. Среднегодовая стоимость экономических ресурсов, млн. р. 119,7 129,5
16. Выручка от реализации продукции, млн. р. 136,1 135,9

Таблица 3.6. Показатели рентабельности ИООО «Кондор»за 2013-2015 гг.

Данные в (Таблица 3.7.) показывают, что по изучаемой организации показатели рентабельности констатируют увеличение рентабельности продаж, продукции и активов. Так итоговая рентабельность в целом за весь анализируемый период возросла на 2,5%, рентабельность продаж на 3,18%, рентабельность себестоимости на 4,37%, рентабельность трудовых ресурсов по прибыли на 18,44%, по чистой прибыли – на 2,53%, рентабельность капитала по прибыли увеличилась на 4,57%, по чистой прибыли – на 3,15%, рентабельность экономических ресурсов по прибыли увеличилась на 3,66%, по чистой прибыли на 2,53%. В целом эффективность деятельности ИООО «Кондор» в отчетном периоде повысилась, что подтверждается увеличением показателей деятельности, рентабельности.

Проведем SWOT-анализ ИООО «Кондор». Метод SWOT-анализа широко используется в странах с рыночной экономикой. Такой анализ представляет собой проранжированные по степени важности для предприятия преимущества и недостатки, возможности и угрозы, имеющие стратегическое значение для данного производства. На основе проведенного анализа сделаем общий вывод об уровне хозяйственной и маркетинговой деятельности, отметив сильные и слабые стороны исследуемой организации ИООО «Кондор» в (Таблице 3.7.).

Сильные стороны Слабые стороны
1. Положительными моментами в целом за весь анализируемый период можно признать увеличение объемов производства в действующих ценах; повышение выручки от реализации продукции в действующих ценах; получение прибыли от основного вида деятельности; ускорение оборачиваемости готовой продукции; повышение производительности труда, превышение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы; увеличение итоговой рентабельности, рентабельности реализации и рентабельность расходов. 1.Негативными моментами являются: снижение объемов производства в сопоставимых ценах; снижение выручки от реализации в сопоставимых ценах; увеличение убытка от инвестиционной, финансовой и иной деятельности; снижение показателя фондоотдачи во всех анализируемых периодов.
Сильные стороны Слабые стороны
2. В организации работают преданные и квалифицированные работники 2.Отсутствие программ по обучению персонала
3. ИООО «Кондор» выпускает качественную продукцию. О её качестве говорит тесное сотрудничество с известными мировыми поставщиками сырья для ЛКМ - «BASF» (Германия), «Wacker» (Германия), «Kronos» (Германия), «Clariant» (Швейцария), «Du Pont» (США) и многими другими. Краски и грунтовки, производимые предприятием, имеют сертификаты соответствия в системе СТБ, и неоднократно удостаивались дипломов республиканских и международных выставок. 3. ИООО «Кондор» представляет недорогие краски, относящиеся к эконом-классу и в большинстве своем к стандартному классу красок, имеет менее насыщенный ассортимент по товарной номенклатуре по сравнению с конкурентами
4. ИООО «Кондор» является одним из лидеров по производству водно-дисперсионных лакокрасочных материалов в Республике Беларусь. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает более 200 позиций собственных торговых марок – Eskaro, Aura, Kapral, Titan, Condor, Joulemaalit. Коллекция колировки 2012 г включает восемь трендов 4. Продукция ИООО «Кондор» находится в среднем ценовом сегменте, однако проигрывает некоторым конкурентам по цене, не учитывается принцип рентабельности при формировании ассортимента
5. Постоянный мониторинг конкурентов через веб ресурсы (цены, акции, продукция) 5. Организация слабо использует инструменты анализа ассортимента выпускаемой продукции, отсутствие анализа информации о потребителях различных регионов, прогноза изменения спроса в данных регионах
6. Широкая товаропроводящая сеть (реализация продукции через павильон на строительном рынках г. Бреста, г. Гродно, через гипермаркеты торгового формата DIY, оптовые продажи через ритейлеров, диллеров, дистрибьютеров) 6.Нет гибкой ценовой политики с использованием различных скидок и надбавок в зависимости от объемов заказов, регулярности закупок, условий и формы оплаты, валюты расчетов, конкретной ситуации на рынке
7. Выполнение программы по обновлению основных средств (оборудования), улучшение производственных мощностей. 7. Износ оборудования составляет около 45%, мощность оборудования не задействована в полном объеме
8. ИООО «Кондор» активно участвует в выставках, конкурсах республиканских и международных, использует весь спектр рекламных средств и каналов распространения рекламы. Рекламные мероприятия в основном являются имиджевым элементом и вывод новой торговой марки и не оказывают значительное влияние на рекламную активность организации 8. Слабая рекламная деятельность среди непосредственных потребителей
Возможности Риски и угрозы
1.Принятие Областной программы развития строительного комплекса Гомельской области на 2008-2015 годы, Программа развития строительного комплекса г. Минска на 2011 - 2015 годы в которых предусмотрено увеличение объемов жилищного строительства, а также количества объектов социальной и производственной сферы. Соответственно спрос на лакокрасочные материалы будет увеличиваться. 1.Рост цен на материалы, на энергетические ресурсы, рост себестоимости продукции
Возможности Риски и угрозы
2.Введен единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации – ставки ввозных таможенных пошлин на лакокрасочную продукцию и материалы для производства лакокрасочных материалов установлены в размере 5% 2.Увеличение доли рынка основных конкурентов, появление новых конкурентов в зоне действия ИООО «Кондор»
3. Применение импортного сырья для производства лакокрасочных материалов обеспечивает достаточно высокую стабильность свойств материалов от партии к партии. 3. Отсутствие отечественного производства целого ряда сырьевых компонентов: акриловых мономеров, высококачественных наполнителей, гликолей, пигментов, функциональных добавок и т.д. Применение импортного сырья для производства повышает стоимость готовой продукции
4. Развитие научно-технического маркетинга и научно-технического менеджмента в Республике Беларусь 4. Падение покупательской способности
5. Рынок лакокрасочных материалов в Беларуси быстро растет, его объем в настоящее время составляет примерно 70 млн. литров – около 7 литров на душу населения. Для сравнения: в странах Западной Европы этот показатель равен 15-20 литрам. Увеличение доли водно-дисперсионных лакокрасочных материалов. 5. Ненадежность оплаты заказчиками. Слабость банковской системы и финансовые трудности потенциальных клиентов, являются критическими факторами, влияющими на финансовое положение всех организаций
6. Замещение импорта готовых лакокрасочных материалов 6. Монополизация производства (все отделочные материалы выпускал один производитель)
7. Применение нанотехнологий позволяют улучшить потребительские свойства лакокрасочных и огнезащитных материалов. Для достижения стойкости к атмосферным осадкам лучшие традиционные ВД-краски требуют соблюдения срока сушки до 10 дней, когда как применение нанотехнологий в новых красках сокращает срок воздушной сушки и получение стойкой к смыванию пленки всего до суток, обеспечивают ограничение впитывания при нанесении на пористую поверхность пигментных наполнителей и полимерных компонент ВД-красок. Такими поверхностями являются штукатурка, бетон, кирпич. Так же этому воздействию подвергаются и органические поверхности, такие, как бумага и дерево. Одновременно у этих полимерных компонент возрастает адгезия к этим материалам. 7. Изменение вкусов потребителей (за счет изменения дизайнерских решений в использовании иных отделочных материалов, изменение факторов личной мотивации)
8. Увеличение числа потребителей (увеличение числа строительных организаций, увеличение числа бригад на базе производственных организаций) 8. Сезонные колебания спроса на продукцию

Таблица 3.7 SWOT-анализ деятельности ИООО «Кондор»

Как показал анализ (Таблицы 3.7.) ИООО «Кондор» осуществляет производственную деятельность на рынке лакокрасочных материалов и основное направление выпускаемой продукции относится к сектору воднодисперсионных красок. ИООО «Кондор» имеет как сильные стороны в своей деятельности, так и слабые.

Большая база постоянных клиентов и широкая сеть продаж, налаженные и своевременные поставки продукции создают предприятию положительный имидж со стороны партнеров. ИООО «Кондор» реализует произведенную продукцию через гипермаркеты торгового формата DIY (Торговые центры "ОМА", ПАЛАС сеть магазинов отделочных материалов, Сеть строительных магазинов "Новоселкин", Строймаркеты ПРАКТИК), оптовые продажи осуществляются через ритейлеров (розница), дилеров (мелкий опт), дистрибьютеров (крупный опт).

В настоящих условиях, когда идет борьба за потребителя на рынке лакокрасочных материалов ИООО «Кондор» стремится занять на нем наиболее выгодное место. Исходя из практики, можно сказать, что главная проблема на настоящий момент, это несвоевременная оплата за поставленную продукцию.

В (Таблица 3.8.) составим матрицу SWOT-анализа деятельности ИООО «Кондор».

Возможности Баллы Угрозы Баллы
Реализация Программ развития строительной отрасли Рост цен на материалы, на энергетические ресурсы, рост себестоимости продукции
Введен единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Увеличение доли рынка основных конкурентов, появление новых конкурентов в зоне действия ИООО «Кондор»
Применение импортного сырья обеспечивает высокую стабильность свойств материалов Отсутствие отечественного производства целого ряда сырьевых компонентов
Развитие научно-технического маркетинга и научно-технического менеджмента в Республике Беларусь Падение покупательской способности
Рост потребления водно-дисперсионных лакокрасочных материалов Ненадежность оплаты заказчиками
Замещение импорта готовых лакокрасочных материалов Монополизация производства
Применение нанотехнологий Изменение вкусов потребителей
Увеличение числа потребителей Сезонные колебания спроса на продукцию
Итого Итого
Сильные стороны Баллы Слабые стороны Баллы
Устойчивое финансовое положение предприятий Снижение объемов производства и выручки от реализации в сопоставимых ценах; увеличение убытка от инвестиционной деятельности; снижение показателя фондоотдачи.
Сильные стороны Баллы Слабые стороны Баллы
Преданные и квалифицированные кадры Отсутствие программ по обучению персонала
Выпуск качественной продукции Менее насыщенный ассортимент по товарной номенклатуре по сравнению с конкурентами
ИООО «Кондор» является одним из лидеров по производству водно-дисперсионных лакокрасочных материалов в Республике Беларусь Проигрывает некоторым конкурентам по цене, не учитывается принцип рентабельности при формировании ассортимента
Постоянный мониторинг конкурентов Слабая аналитика ассортимента, потребителей, спроса
Широкая товаропроводящая сеть Нет гибкой ценовой политики
Выполнение программы по обновлению основных средств (оборудования), улучшение производственных мощностей. Износ оборудования, мощность оборудования не задействована в полном объеме
ИООО «Кондор» активно участвует в выставках, конкурсах республиканских и международных, использует весь спектр рекламных средств и каналов распространения рекламы Слабая рекламная деятельность среди непосредственных потребителей
Итого  

Таблица 3.8. Матрица SWOT-анализа деятельности ИООО «Кондор»

Данные в (Таблица 3.8.) показывают, что наибольшее влияние на деятельность ИООО «Кондор» оказывают его внутренние сильные стороны (32 балл), выявлена сильная угроза со стороны внешней среды (30 баллов).

Для определения связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами деятельности исследуемой торговой организации составим обобщающую матрицу SWOT-анализа (Таблица 3.9).

А/Б Возможности/Баллы (28) Угрозы/Баллы (30)
Сильные стороны Баллы (32) 32´28=896 32´30=960
Слабые стороны Баллы (31) 31´28=868 31´30=930

Таблица 3.9. Обобщающая матрица SWOT-аналиа деятельности ИООО «Кондор» к управление маркетинг

Результаты расчета (Таблица 3.9.) показали, что наибольшее значение было определено в поле «СИУ» (сила и угрозы) (960), следовательно, стратегия ИООО «Кондор» должна предполагать использование силы организации для устранения угрозы. Эффективными будут стратегии, направленные на смягчение внешних угроз на рынке путем диверсификации и интеграции. Поскольку на отраслевом рынке планируется появление новых конкурентов, то для исследуемой организации следует обратить внимание на гибкую ценовую политику, активную роль маркетинга, репутацию, упаковку. Для того чтобы нестабильность цен на сырье не могла оказывать сильного влияния на ценовую политику компании, можно предпринять следующие меры: проанализировав рынок сырья и составив прогноз уровня цен на сырье на несколько месяцев вперед, за счет доступа к дополнительным финансовым ресурсам можно осуществить закупку сырья по наиболее выгодным ценам и на более длительный период. Таким образом, компания может предотвратить для себя резкое изменение цен на выпускаемую продукцию за счет имеющихся запасов сырья, закупленного в более благоприятный период.

Анализ трудовых ресурсов показал, что представленные показатели отражают общую тенденцию в обеспечении производства кадрами, в частности, привлекательностью сферы деятельности для молодых специалистов ввиду высокого уровня оплаты труда и незначительного старения состава работников.

Как негативный момент в работе с кадрами исследуемой организации, является отсутствие программ по обучению персонала. Для воплощения долгосрочной стратегии развития ИООО «Кондор» следует формировать многоуровневый кадровый резерв руководящих работников, который призван обеспечивать потребность предприятия в руководящих кадрах, постороннего практического опыта, необходимого для выдвижения на ту или иную руководящую должность.

Также анализ выявил, что по хозяйственной деятельности ИООО «Кондор» в целом за 2013-2015 годы наметилась положительная тенденция в повышении и усилении финансово-хозяйственной деятельности. В целом за весь анализируемый период положительными моментами деятельности организации являются: увеличение объемов производства в действующих и сопоставимых ценах, повышении выручки от реализации продукции в действующих ценах, получение прибыли от основного вида деятельности, ускорение оборачиваемости готовой продукции в целом за весь анализируемый период, повышение производительности труда в целом за период, превышение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы, увеличение итоговой рентабельности, рентабельности реализации и рентабельность расходов в 2014-2015 гг. и в целом за анализируемый период. Негативными моментами является увеличение убытка от инвестиционной, финансовой и иной деятельности, снижение показателя фондоотдачи во всех анализируемых периодов.

Негативным моментом при общем росте объемов производства является преобладающий рост затрат по топливу и электрической энергии. Снижение амортизационных отчислений как в суммовом выражении так и в общей структуре затрат, рассматривается как положительная тенденция. Негативной тенденцией является увеличение прочих затрат в сумме, так и в процентном соотношении общих затрат. В целом эффективность деятельности ИООО «Кондор» в отчетном периоде повысилась, что подтверждается увеличением показателей деятельности, рентабельности.

Наши рекомендации