Методика анализа качества произведенной продукции

Качество продукции – совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с её назначением. [5]

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих её качество, называется показателем качества продукции. [5]

Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.

Обобщающие характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например, удельный вес:

● новой продукции в общем её выпуске;

● сертифицированной и не сертифицированной продукции;

● продукции, соответствующей мировым стандартам;

● экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны и др. [5, 7]

Индивидуальные (единичные) характеризуют одно из свойств качества:

● полезность (например, жирность молока);

● надежность (долговечность, безотказность в работе);

● технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т.п.);

● эстетичность изделий. [5,7]

Косвенные – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др. [5, 7]

В процессе анализа качества продукции необходимо:

● оценить технический уровень продукции;

● выявить отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

● проанализировать структуру выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

● выявить факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;

● обосновать возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

Источниками информации для анализа могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др.

Для оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы:

1. Балльный метод.

Здесь определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.

2. Оценка выполнения плана по сорту.

При оценке выполнения плана по сорту фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

3. Оценка выполнения плана по качеству продукции производится также по удельному весу сертифицированных изделий, удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

Данный анализ осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию.

Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных не только с данными предыдущих отчетных периодов и планом предприятия, но и с аналогичными данными других родственных предприятий.

Помимо перечисленных методов оценки на производственных предприятиях, как правило, используются различные инструменты контроля качества.

Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид:

Методика анализа качества произведенной продукции - student2.ru ; (2.10)

Методика анализа качества произведенной продукции - student2.ru ; (2.11)

Методика анализа качества произведенной продукции - student2.ru . (2.12)

где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества;

VВПК – количество произведенной продукции повышенного качества;

РПК – количество реализованной продукции повышенного качества.

Косвенным показателем качества продукции является брак.

Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).

Выпуск брака ведёт к росту себестоимости продукции и снижению объёма товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.

Наши рекомендации