Записки охотника» И. С. Тургенева как произведение натуральной школы
Детство провел в имении Спасское-Лутовиново, недалеко от Мценска. Отец жил праздно, а мать – хозяйка дома, капризная, властная, строгая. Ее заботами дом и держался, огромное имение. У детей были хорошие домашние учителя. А Иван был очень мягким, деилкатным, в его детстве семья переехала в Москву. В 15 лет поступил на Словесное отделние, а в 16 – перевелся на философский фак в Питер (вся семья переехала). Отец скоро скончился, но общий порядок жизни не изменился. В 37г поступил в Берлинский университет в 19 лет. Он был выского роста. С детских лет у него сохранилась природная деликатность, но мог ыть язвительным. Довольно долго занимался языками, философией модной. Но он не знал чем дальше заниматься. В 41 году вернулся в россию, сдал экз на степень магистра, но заниматься ученой деятельностью не хотел.
Теперь его интересует литературы, пишет стихи, написал поэму «Параша» - передал Белинскому, которая понравилась. С тех пор началась дружба. Белинский оказал большое влияние – натуральная школа, так что произведения были в реалистических традициях.
2я поэма «Помещик» - опять одобрена.
Теперь перешел к прозе, чтоб лучше изображать действительность. Большую известность принесли «Записке охотника». В «Современнике» в 47 году был опубликован очерк «Хорь и Калиныч». Никто не думал, что выпадет такой шумный успех. ПОчему? Актуальность изображения народной жизни. В то время были признанные Дарь и Григорович, котоыре писали в этом жанре. Так что интерес вызваны другими «в ней автор зашел к народу с какой до него никто еще не заходил» - Белинский. До него – создавали типичных представителей или просто этнографический. Образы – «вот как тяжело живет народ. А тургенев в 2х христ хар-рах – люди самодостаточные, практический Хорь, поэтический Калиныч. Вот такие образы, котороые вызывают уважение, были вновинку. И совершенно потускнел образ господина помещика Лутыкина.
Белинский, указав, что по-другому решен образ крестьянина «жизненные соки всякого развития» - вот она основа России.
«Петр великий был бы русский человек, руссий в своих преобразованиях» - из очерка.
Тургенев давал характерные черты русского человека, но не того, коого жалеют, а того, кто думает о своей жизни , развивается.
В «записках охотника» образ охотника – дань натуральной школы (точно описывает все, что видел, что слышал; поэтика – мы даже будем знать количество морщинок на лице. Фотографическая точность описания – какая манера говорить, как ходит, много деталей, подробностей, дотошности – требования натшколы). Но тургенев на другое расставил акцент – русская земля рождает жизнеспособных людей. Охотник: «русский человек так уверен в свеой силе может переломать себя…»
Тургенев как новатор, мастер народного рассказа.
Особенность всего цикла, опять по канонам натшколы – обличительный, антикрепостнический пафос. Говорили, что новатор – Гоголь в обличе=ительства, а у Тургенева – смещается от антикрепостнического, к Пушкинскому – человек должен выбрать чем живет, как живет. Нужно показать тех, кто выстоял, кроме тех, кто сломался.
Это наверное и вызвало большой эффект – сильные характеры в крепостничестве. Это и есть
47-51гг в современники были опубликованы
а в 52г – двухтомник «Записки охотника».
А потом, цензор был отстранен от должности из-за царя, ведь от рассказа к рассказу – о нелепости уклада русской жизни.
Тургенев 9 раз менял постановку рассказа. Постепенно мысль становится очень явной – пагубность крепостничества.
Очерк «…Овсянников» - от барабанщика французского становится дворянином. В следущем – охотник натыкается на урну простого барабанщика. «О рыболове Сучке» - ловит рыбу в пруду, где рыба не водится. Он ничего не может возмутиться, поэтому пытается ловить рыбу. Какой абсурд происходит в стране! Этого крестьянина заставляют много кем стать – актером, поваром, кучером… распоряжаются его судьбой, а он ничего не может сделать с этим.
Так складываются судьбы многих героев.
Помещик Полутыкин – в первом очерке «Хорь и Калиныч» мимоходом абсурден, а потом – «Контора», видим что-то страшное в Полутыкинском, будут другие образы помещиков, будет ясно, что самодурство.
Спорят две России: официальная крепостническая и крестьянская. Все героя или к одному или к другому полюсу тяготеют.
И то и другое – крепостничество отражается и на помещиках и на крестьянах – всех уродует.
«ЗАпискам охотника» свойственен особый рилизм – тема музыкальности русского нарожа. Песни сближают людей, проступают внутренние качества
песня якова турка в «певцах» - о судьбе русского крестьянина. «Бежин луг» - о детях, ночной, под красивым небом спят, красота, поэтичность природы, но судьба детей, которые ничего не знают.
Поэтичность – оказывала большое влияние на читателй.
«Записки охотника» - антикрепостнический пафос, обличительный, хар-ка действительности, точность рассказа рассказчика.