Развитие материально-технической базы и социальной сферы

Коммерческие училища, финансировавшиеся городскими купеческими сообществами, считались богатейшими учебными заведениями дореволюционной России. С возрождением в нашей стране предпринимательства и развитием рыночных отношений в 1990–2000 гг. не только повысился статус нашего вуза, но значительное развитие получила его материально-техническая база. Группой выпускников Финансовой академии были созданы Попечительский совет и Попечительский фонд во главе с президентом банка «Возрождение» Д.Л. Орловым. Цель этих структур – помощь в разработке новых образовательных стандартов, установление поощрительных стипендий, организация важнейших мероприятий.

Рост Финакадемии выразился в том числе в расширении и современном обустройстве ее учебных площадей. В 2003– 2004 гг. был сделан капитальный ремонт старого здания МКЭИ – МФИ –ФА на ул. Кибальчича, средства на который предоставили многие выпускники МФИ, а средства на ремонт рядом расположенного 13-этажного корпуса предоставил М.Д. Про­хоров. В настоящее время на балансе Университета находится комплекс из 18 зданий площадью 115 тыс. кв. м на улице Кибальчича, проспекте Мира, Ленинградском проспекте, Кронштадском бульваре, улицах Касаткина и Бутырской. В 2010 г. Университетом получен санаторий «Лесное озеро» в Подмосковье. Идет строительство новых корпусов на Ленинградском проспекте, расширяется общежитие на Новопесчаной улице.

Мощной является учебная техническая база. К настоящему времени Университет располагает 155 аудиториями, оснащенными современными компьютерами, проекционным оборудованием, микрофонами. Компьютерный парк насчитывает около 1 тыс. единиц, размещенных в 40 компьютерных классах и других подразделениях вуза. Большую помощь в современном оборудовании Университета оказывали наши выпускники – А.Р. Бо­карев, А.Ф. Бородин, В.А. Дмитриев, Б.Н. Кузык, А.Л. Мо­тылев, Д.Л. Орлов, М.Д. Прохоров, А.Г. Хлопонин и другие.

Постоянно растет библиотечно-информационный комплекс. Сейчас он насчитывает более 820 000 единиц хранения, причем 70% литературы приобретено в последние годы. Кроме абонемента и шести читальных залов созданы медиатека и электронная библиотека. Локальная сеть библиотечного комплекса (БИК) интегрируется в общеуниверситетскую информационную сеть.

В 1995 г. в Академии была создана медицинская часть, которая сейчас является современной поликлиникой. Спортивно-оздоровительный комплекс включает в себя ряд спортивных залов и сооружений. Сегодня работает комбинат питания, состоящий из столовых, кафе, буфетов, пунктов питания в общежитиях, всего 16 торговых точек почти с 1,5 тыс. посадочных мест.

Студенты с их проблемами и заботами всегда были в центре внимания ректората, профкома и преподавателей. Новый подход к воспитанию воплощен в программном документе «Концепция воспитательной работы со студентами Финансовой академии». Большим вниманием пользуется у студентов новая форма воспитательной работы – «Час ректора». М.А. Эскиндаров систематически встречается со студентами и отвечает на все интересующие их вопросы, помогает решить возникшие проблемы.

Особое место среди воспитательных мероприятий занимает Праздник посвящения в студенты. Он проводится 1 сентября каждого года в лучших концертных залах Москвы с приглашением представителей Правительства РФ, депутатов Государственной думы, Министерства образования и науки, выпускников, известных государственных деятелей, банкиров, финансистов.

Социализация студентов – неотъемлемая часть современной воспитательной работы в вузе. По инициативе А.Г. Грязновой и М.А. Эскиндарова уже на протяжении десяти лет собирается и изучается материал по истории МФЭИ – МКЭИ – МФИ – ФА. Создан музей истории Финансового университета, выпущен в свет пятитомный труд «История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации». В 2009 г. учебная дисциплина «История Финуниверситета» включена в учебные планы с тем, чтобы все новые поколения студентов нашего вуза знакомились с его славным прошлым. Задача социализации решается в «Клубе политического диалога» под руководством Я.А. Пляйса. Участвующие в заседаниях клуба студенты обсуждают острые общественно-политические вопросы настоящего, встречаются с депутатами, готовятся к поступлению в аспирантуру, профессиональной деятельности в будущем.

Как и прежде, современные студенты участвуют в художественной самодеятельности: действуют два студенческих театральных коллектива, хореографический и вокальный кружки, вокально-инструментальный ансамбль, проводятся конкурсы КВН. В конкурсе КВН в декабре 2002 г. команда Финансовой академии заняла первое место по Москве, победив команды МГУ им. М.В. Ломоносова и Государственного университета управления. Большой интерес вызывает Клуб интеллектуалов, участвующий в игре «Что? Где? Когда?». Полюбился ребятам и преподавателям и новый студенческий конкурс «Дебют первокурсника». Замечательной традицией стали ежегодные конкурсы «Мисс Академия» и «Мистер Академия». В 2006 г. наша студентка О. Басалыга заняла первое место в престижном межвузовском конкурсе «Мисс студенчества Москвы».

\\\

В заключение надо отметить, что менее чем за 20 лет Финансовая академия прошла большой путь. Достижения прежней эпохи были в полной мере развиты. Академия сумела достойно реализовать высокий статус, утвердив свою ведущую роль в подготовке специалистов для финансово-банковского сектора экономики России, и в числе первых российских вузов оказалась готовой осуществить программу бакалавр – магистр.

В 2010 г. наш вуз получил статус университета. Была обновлена образовательная и научная парадигмы, реализуется новый принцип неразрывности образовательной и исследовательской деятельности преподавателей. Это отвечает идеям Болонского процесса и создает основу для превращения Финуниверситета в исследовательский университет. Активно развивается международное сотрудничество. Всё больше преподавателей и студентов имеют возможность стажироваться в зарубежных вузах-партнерах.

Многие новшества в жизни Финуниверситета, которому уже перевалило за 90 лет, соседствуют с традициями, ведется изучение нашей истории, осознаются перспективы дальнейшего развития и достойного развития нашего вуза на качественно новом этапе.

è Вопросы для повторения

1. Какие новые идеи легли в основу современной подготовки кадров для финансово-банковской сферы?

2. Какие новые формы организации образовательного процесса были созданы в 1990–2000 гг.?

3. Каковы особенности развития научной работы в 1990–2000 гг.?

4. Какие задачи развития научно-исследовательской работы Фи­нансового университета поставил его ректор на предстоящие годы?

5. Какие идеи и принципы положены в основу Болонской системы?

6. Как обновляется учебный процесс в Университете в связи с вхождением в Болонскую систему?

7. Какие формы зарубежной практики и стажировки студентов имеются в Университете в настоящее время?

8. Охарактеризуйте основные направления воспитательной работы вуза в 1990–2000 гг.

9. Каковы достижения в развитии материально-технической базы Финансовой академии – Финансового университета?

Глава 7

НАШИ РЕКТОРЫ

За 90 лет своей истории Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации прошел большой путь. Качество работы любого вуза определяют его ученые, профессорско-преподавательский состав. Особую роль в жизни вуза играли ректоры, возглавлявшие учебно-воспитательный процесс и научную работу, инициировавшие многие важные начинания.
В 1930 – начале 1950-х гг. руководителей советских вузов называли директорами. Во второй половине 1950-х гг. вернулись к старинной академической традиции. С тех пор руководители МФИ–Финакадемии–Фиуниверситета – ректоры.

Ректоры нашего вуза – всегда крупные ученые, известные общественные деятели, организаторы системы высшего профессионального образования в России. Это – Д.П. Боголепов, A.M. Га­лаган, П.И. Шелков, В.И. Вегер, М.А. Са­вельев, Д.А. Бут­ков, П.М. Цветков, Н.Н. Ровинский, В.В. Щербаков, А.Г. Грязнова. С 2006 г. ректором Финансового университета при Правительстве Российской Федерации является М.А. Эскиндаров. По инициативе М.А. Эс­киндарова именами Д.А. Боголепова, Н.Н. Ро­винского и В.В. Щер­бакова названы аудитории в Финуниверситете. В них занимаются студенты, проходят заседания кафедр, конференции, защиты кандидатских и докторских диссертаций.

Ректоры нашего вуза – люди разных судеб, разных научных интересов, но всех их объединяет способность видеть перспективы развития, понимание целей и задач учебной и научной работы, внимание к коллективу, забота о студентах. Всем нашим ректорам присущ поиск форм совершенствования нашего вуза, повышения его статуса, стремление соответствовать высоким стандартам образования.

Важнейшим условием развития нашего вуза стала работа ректоров по подбору профессорско-преподавательских кадров, сплочению коллектива, изысканию материальных, финансовых, технических ресурсов. Конечной целью деятельности ректоров неизменно является создание условий для получения студентами отличной профессиональной подготовки, высокой конкурентноспобности на рынке труда, активное включение их в практическую и научную деятельность.

Отцы-основатели

У истоков нашего вуза стояли Дмитрий Петрович Боголепов, Александр Михайлович Галаган и Паисий Иванович Шелков. Это – организаторы и первые ректоры МФЭИ и МПЭИ. Они принадлежали к одному поколению. В глаза бросается общность их черт как деятелей образования, близость их судеб. Они происходили из городских слоев. У Боголепова дед был провинциальным священником, а отец – учителем в приходской школе. Фамилия Шелкова дает основания думать, что его предки были из семинаристов. Что касается Галагана, то он до поступления в институт служил бухгалтером на ткацкой фабрике. Все трое – Д.П. Боголепов, А.М. Галаган и П.И. Шелков – получили образование в лучших высших учебных заведениях России начала ХХ века. Это не только дало им престижную профессию, но и открыло путь к общественной деятельности.

Накануне первой русской революции Д.П. Боголепов, окончив с золотой медалью одну из московских гимназий, поступил на экономическое отделение Петербургского политехнического института. В 1905 г. из бурлящего стачками и демонстрациями Петербурга он перевелся на кафедру финансового права юридического факультета Московского университета, где его учителем стал известный ученый-экономист, общественный деятель и успешный предприниматель И.Х. Озеров. Д.П. Боголепов, окончив курс, остался на кафедре для научной и преподавательской работы. Позже, когда Д.П. Боголепов окажется деятелем советского образования, он не забудет своего учителя. Профессор И.Х. Озеров в голодном 1919 г. по приглашению своего ученика читал лекции в МФЭИ при Наркомфине РСФСР.

Шелков и Галаган были выпускниками Московского коммерческого института (ныне – РЭУ им. Г.В. Плеханова). П.И. Шел­ков быстро стал известным деятелем в области коммерческого образования. Он являлся соучредителем ряда коммерческих учебных заведений, вел занятия по бухгалтерии и коммерческим вычислениям. Галаган поступил в Московский коммерческий институт в 1907 г. Его учителем был теоретик в сфере финансово-экономических дисциплин и известный педагог А.П. Ру­дановский. Профессиональный интерес А.М. Га­ла­гана определился при подготовке дипломной работы: «Новейшие итальянские формы двойной бухгалтерии. Лотисмография и статмография». После ее защиты Галаган уехал в Италию, затем в Бельгию на стажировку и для подготовки диссертации. Там он познакомился с основными школами и направлениями бухгалтерского учета, новейшими достижениями западных коллег. Отчетом стала его первая крупная научная работа «Новейшие итальянские формы двойной бухгалтерии» (1912). Как правило, такие командировки организовывало и финансировало учебное заведение для наиболее способных выпускников, впоследствии становившихся преподавателями.

В 1913 г. М.А. Галаган и П.И. Шелков вернулись в Московский коммерческий институт в качестве преподавателей. Здесь они стали коллегами выдающихся ученых, ушедших из Московского университета в знак протеста против реакционной политики министерства народного просвещения. Среди них были: С.Н. Булгаков, А.А. Кауфман, А.А. Кизеветтер, Б.А. Кис­тя­ков­ский, С.А. Котля­ревский, А.А. Мануилов, С.А. Муромцев, Я.Я. Ни­­китинский, П.И. Новгородцев, И.Х. Озеров, Д.М. Петру­шев­ский, А.Ф. Фортунатов. Там же работали Д.П. Бо­го­лепов, Л.Н. Юров­ский, в 1920-х гг. декан финансового факультета МПЭИ и Н.А. Ки­парисов. Последний по праву будет считаться в 1930–1940 гг. старейшим профессором МКЭИ–МФИ.

Начав преподавательскую деятельность в Московском коммерческом институте, будущие ректоры связали себя с делом развития в России финансово-экономического образования. Так, М.А. Галаган написал один из первых в России учебников по бухгалтерскому учету – «Учебник счетоведения», вышедший в 1916 и переизданный в 1918 году. В нем М.А. Галаган ввел в теорию учета ряд принципиально новых категорий, сделал ряд важных обобщений и выводов.

Будущие ректоры участвовали в общественно-политической жизни страны. Д.П. Боголепов еще в годы первой русской революции вступил в партию большевиков. Студентом, а потом и преподавателем университета он вел в рабочих районах Москвы просветительскую и пропагандистскую работу, был консультантом по финансово-экономическим вопросам фракции социал-демократов в IV Государственной думе. В апреле 1917 г. познакомился с В.И. Лениным, участвовал в работе над финансово-экономической программой большевиков накануне октябрьского переворота. Известно, что М.А. Галаган имел широкие связи с левой интеллигенцией, а П.И. Шелков выделялся среди деятелей образования своими демократическими убеждениями.

После прихода к власти большевиков в науке и культуре проходили широкие демократические преобразования. Все трое оказались востребованными советской властью и вошли в число активных деятелей профессионального образования, а первая половина 1920-х гг. стала их лучшим временем. В 1918–1919 гг. П.И. Шелков являлся членом коллегии Наркомпроса, а в 1921–1922 гг. – начальником отдела социально-экономи­чес­кого образования Главпрофобра. А.М. Галаган участвовал в подготовке первых советских нормативных бухгалтерских документов, работал в хозяйственных и государственных органах, преподавал учетные науки в I МГУ, Институте народного хозяйства им. К. Маркса, бывшем Московском коммерческом институте.

В первые послеоктябрьские годы развернулась госу­дарст­вен­ная деятельность Д.П. Боголепова. В окружении В.И. Ле­нина, первого главы советского правительства, людей, способных управлять финансовой сферой, найти было трудно. В конце 1917–1918 гг. на посту наркома финансов сменилось три человека, неизменным заместителем наркомов и членом коллегии Наркомфина оставался Д.П. Боголепов. Он входил в Малый Совнарком который принимал все ответственные решения по управлению страной. Фактически в конце 1917 – начале 1919 г. Д.П. Боголепов, осуществляя финансовую политику советского государства, в полной мере ощутил нехватку специалистов по финансам всех уровней и сумел их восполнить в кратчайшие сроки. В 1918 г. в Петрограде он создал первые курсы советских финансовых работников. После переезда столицы в Москву в 1919 г. Д.П. Боголепов стоял у истоков организации МФЭИ.

Юридическое образование стало основанием для включения Д.П. Бо­голепова в комиссию по разработке в 1918 г. Конституции РСФСР. По инициативе В.И. Ленина в 1920 г. он был назначен ректором Московского университета и одновременно являлся директором департамента Государственного казначейства Наркомфина Украины, Туркестанской республики, членом финансовой секции Госплана.

Казалось, пути бывших коллег разошлись. Профессор А.М. Галаган преподавал, готовил к публикации научные труды, П.И. Шелков работал над созданием советской системы подготовки профессиональных кадров. Но всех их объединяла уверенность, что будущее России связано с развитием образования. Свидетельством этому служит их деятельность. Д.П. Боголепов, пробыв ректором МФЭИ менее года, с марта 1919 по январь 1920 г., передал его М.А. Галагану, который в 1920–1921 гг. внес свой вклад в развитие вуза – были созданы первые учебные программы. Кроме того, усилиями обоих ректоров в условиях Гражданской войны (1917–1922) и разрухи решались организационные и финансовые вопросы, был сформирован преподавательский состав из университетских профессоров, специалистов по финансам, осуществлен выпуск первых финработников.

Реорганизовав и переименовав Александровское коммерческое училище, П.И. Шелков фактически спас его. Как деятель Главпрофобра и первый ректор МПЭИ в 1921–1924 гг., он имел основание утверждать, что «промышленно-экономические практические институты», в которых новейшие методические течения быстро воспринимались, «возникли из бывших коммерческих учебных заведений».

Во второй половине 1920-х гг. обозначился перелом во внутренней политике советского правительства, отразившийся на судьбах первых ректоров. На руководящие партийные и государственные посты назначались люди нового склада – «выдвиженцы». В 1925 г. П.И. Шелков стал проректором, а ректором МПЭИ был назначен академик АН СССР В.И. Вегер, специалист в области государственного права. Так как он одновременно возглавлял Институт советского государства при Комакадемии, то управление МПЭИ в основном по-прежнему лежало на Шелкове.

К середине 1920-х гг. Д.П. Боголепов отошел от государственной деятельности. Вместе с A.M. Галаганом он преподавал в Московском университете, Тимирязевской сельскохозяйственной академии, Институте народного хозяйства им. Г.В. Пле­ханова, занимаясь научной деятельностью. Боголепов работал в Институте национальностей при ЦИК СССР, НИИ при Наркомфине, был членом ВАК. На период нэпа, когда возродился подлинный учет, пришелся расцвет творчества A.M. Галагана. Он выпустил ряд научных работ и учебников по бухгалтерскому учету. Наиболее известны – статья «Счетоводство» для Энциклопедического словаря «Гранат» и работа «Основы общего счетоведения», в которой бухгалтерский учет описан с помощью приемов классической логики. Его теоретические разработки и вклад в практику бухгалтерского учета и сегодня являются составной частью научной школы Финуниверситета по бухгалтерскому учету, контролю и анализу хозяйственной деятельности. По оценкам современных специалистов, М.А. Галаган входит в число авторов, наиболее часто цитируемых в отечественной и зарубежной литературе по учету.

С конца 1920-х гг. начались репрессии. В 1929 г. в ходе расформирования МПЭИ и «чистки» его коллектива был репрессирован П.И. Шелков. Сведений о его дальнейшей судьбе не найдено. Из числа руководителей и ведущих преподавателей вуза в 1930-е гг. были подвергнуты гонениям или репрессированы – бывший ректор МПЭИ В.И. Вегер, деканы Л.Н. Юровский и М.А. Савельев, профессора М.А. Галаган, Н.Д. Конратьев, Г.Я. Сокольников.

A.M. Галаган в 1929 г. был причислен к буржуазным ученым, над ним был устроен показательный общественный суд. Чтобы оправдаться, ученый написал и в 1930 г. опубликовал книгу «Общее счетоведение», в которой попытался использовать марксистскую терминологию для объяснения сути учета. Например, дебет и кредит он трактовал как борьбу противоположностей, выведение сальдо как переход количества в новое качество и т.д. Однако это не помогло. В 1931 г. начался новый виток травли A.M. Галагана, его обвиняли в преклонении перед Западом и запретили читать лекции и печататься. Он перешел на почасовую работу. В ряде московских вузов, в том числе и МКЭИ, вел практические занятия. Оклеветанный, но не сломленный, ученый подготовил еще одну работу – «Основы бухгалтерского учета». В 1938 г. М.А. Галаган умер в возрасте 59 лет. Друзья, проведя его последнюю книгу через жесткую цензуру, сумели ее опубликовать в 1939 г.

В конце 1930-х гг. в отраслевых финансовых журналах шла травля И.Х. Озерова, работы которого были запрещены. Компания против «озеровщины» перекинулась на Д.П. Боголепова, который к этому времени был тяжело болен. В мае 1941 г. он умер в возрасте 56 лет. Д.П. Боголепов, первый ректор МФЭИ, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Строители

В 1930–1940 гг. вузы-предшественники современного Фин­университета переживали непростые времена. Однако все трудности были преодолены. Преподаватели читали лекции, занимались исследованием проблем финансово-экономической жизни СССР, писали учебники. Студенты получали профессиональные знания, защищали дипломы. Огромную роль в том, что после очередного испытания вузы вновь восстанавливались, сыграли Дмитрий Алексеевич Бутков, Павел Михайлович Цветков и Николай Николаевич Ровинский, директоры (ректоры) эпохи строительства социализма в СССР. Они возглавили строительство нового советского финансового вуза как части советской системы высшего образования.

Героическая и одновременно трагическая эпоха 1930–1940 гг. наложила отпечаток на судьбы этих людей. После расформирования МПЭИ его финансовый факультет предстояло развернуть в самостоятельный институт. Эту работу было поручено возглавить Д.А. Буткову. В мае 1930 г. он стал директором МФЭИ. Его жизненный путь, вся его деятельность оказались неразрывно связанными со становлением советского строя в нашей стране. В 1916 г. он поступил в Петроградский политехнический институт. Этот вуз, созданный С.Ю. Витте, был известен тем, что в нем преподавали выдающиеся ученые, а студенчество было самым демократичным по происхождению и самым радикальным по политическим убеждениям. В ноябре 1916 г. студент Бутков был призван в армию. После окончания Иркутского военного училища он в июне 1917 г. в чине прапорщика был направлен на Юго-Западный фронт, где вступил в партию большевиков и участвовал в работе нелегальной большевистской организации. После октябрьского переворота 1917 г. солдаты избрали Д.А. Буткова заместителем председателя полкового комитета, затем он стал командиром полка, заместителем председателя корпусного комитета и членом Военно-революционного совета корпуса. В годы гражданской войны Д.А. Бутков вел нелегальную работу на Украине, в Закавказье, на Северном Кавказе.

Гражданская война завершалась, но борьба за социализм только разворачивалась, предстояло восстановить народное хозяйство, создать экономические основы для построения нового общества. Вчерашний боевой командир и подпольщик был переброшен на мирный фронт. В 1921–1923 гг. он работал в аппарате Совнархоза и ВСНХ – главных хозяйственных органах страны. По-видимому, Д.А. Бутков не расставался с мечтой получить высшее экономическое образование, да и его новая работа требовала этого. В 1923 г. он восстановился на экономическом факультете Петроградского политехнического института, а после окончания вуза в 1926 г. продолжил научную и педагогическую работу, став преподавателем экономической политики и финансов.

Таких, как Д.А. Бутков, называли в ту эпоху «выдвиженцами», но выдвигались эти молодые командиры и хозяйственники не только по рекомендации партийной организации, но и благодаря своим способностям, личной энергии, настойчивости в учебе, высокой трудоспособности. В 1929 г. Д.А. Бутков, получив звание доцента, возглавил кафедру экономической политики в Ленинградском институте народного хозяйства, а через несколько месяцев, в июле того же года после «чистки» Наркомата финансов СССР был назначен заместителем начальника, затем начальником планово-экономического управления.

С началом первой пятилетки в 1928 г. началась масштабная реформа высшего образования. Финансово-экономические вузы должны были форсировано обеспечить социалистическую экономику не только квалифицированными, но идеологически выдержанными специалистами. Это направление действительно имело решающее значение для социалистической индустриализации. Лозунгом 1930-х гг. стали слова Сталина: «Кадры решают всё!».

Д.А. Бутков возглавлял МФЭИ до переезда вуза в Ленинград в 1934 г. В последующие годы он работал в комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б), но преподавательской деятельности не оставлял, и в числе многих преподавателей МФЭИ, не уехавших в Ленинград, читал лекции в Московском кредитно-экономическом институте. В 1938 г. ему была присуждена степень кандидата экономических наук. Он опубликовал ряд учебников.

В один из самых трудных периодов в истории Финуниверситета, в октябре 1941 – июле 1942 г. он вновь возглавил вуз, но в Саратов с ним не поехал. Оставшись в Москве на работе в Наркомате финансов, Д.А. Бутков помог скорейшей реэвакуации МКЭИ. С его помощью вернулся в Москву им организованный, а затем восстановленный МФЭИ. Под его руководством произошло слияние обоих вузов в Московский финансовый институт и успешное начало первого учебного года.

Д.А. Бутков оставался исполняющим обязанности директора МФИ до июля 1947 г., когда вновь был «переброшен», на этот раз в Германию, где возглавил комиссию Советской военной администрации в Германии по делам секвестра и конфискации имущества, проводил денежную реформу в Восточной Германии, будущей ГДР. По возвращении в Москву в 1950 г. он был назначен директором НИИ Минфина и вернулся к преподаванию в МФИ. В 1961 г. Д.А. Бутков трагически погиб в автокатастрофе.

Руководителем, внесшим вклад в восстановление МКЭИ в период реэвакуации, был П.М. Цветков. Большинство студентов и преподавателей были на фронте, многие еще не вернулись из эвакуации, финансирование было сокращено в три раза. Организаторские способности П.М. Цветкова со всей полнотой проявились в это трудное время. Он возглавил коллектив МКЭИ, который сумел в короткое время восстановить нормальную работу вуза. До этого П.М. Цветков приобрел немалый опыт именно в организационной сфере. Окончив в 1930 г. один старейших вузов – Московский межевой институт (до революции – Константиновский межевой институт, а ныне Государственный университет землеустройства) и получив квалификацию инженера-землеустроителя, он был направлен для организации жизнедеятельности Сталинградского района. В 1931 г. он поступил в аспирантуру Московского института экономики труда. Защитив в 1934 г. кандидатскую диссертацию, он работал во Всесоюзной плановой академии, Московском государственном педагогическом институте. К 1943 г. он прошел путь от преподавателя до заведующего кафедрой политэкономии и декана.

После слияния в июле 1947 г. МКЭИ и МФЭИ П.М. Цветков возглавил Всесоюзный заочный финансовый институт (ВЗФИ). В 1955 г., когда в СССР разворачивалась эпоха хрущевской «оттепели», он перешел на преподавательскую работу в Московский историко-архивный институт, а в 1962 г. вышел на пенсию. П.М. Цветков, как и Д.А. Бутков, посвятил многие годы жизни развитию вузов, из которых ныне вырос Финуниверситет. Они налаживали жизнь институтов, подбирали педагогические кадры, организовывали наборы студентов и выпуски дипломников, учебную и научную работу, все, что составляет основу деятельности любого вуза.

В июле 1947 г. МФИ возглавил доктор экономических наук, профессор Н.Н. Ровинский. Этот выдающийся ученый в области экономики, финансов и бюджета положительно повлиял на дальнейшее развитие МФИ, превратившегося в лидера исследований финансово-экономических проблем развития нашей страны.

Н.Н. Ровинский происходил из дворянской семьи. Учился он блестяще – гимназию окончил с золотой медалью, в 1906–1910 гг. был в числе лучших студентов экономического отделения Петербургского политехнического института по специальности «Финансы», в 1911 г. успешно защитил диссертацию и получил степень магистра экономических наук. Вернувшись в Смоленск, он до начала Первой мировой войны (1914–1918) преподавал в Торговой школе. С августа 1914 г. до начала 1918 г. подпоручик инженерных войск Н.Н. Ровинский руководил строительством оборонительных сооружений на фронте. После демобилизации он возобновил преподавательскую работу в Торгово-эконо­ми­ческом техникуме и Политехническом институте в Смоленске, но в 1919 г. его вновь мобилизовали, теперь в Красную армию. В отличие от Д.А. Буткова Н.Н. Ровинский на фронтах Гражданской войны не сражался, а работал в Политехническом институте Западного фронта.

В период нэпа Н.Н. Ровинский посвятил себя научной и преподавательской деятельности. В 1921–1926 гг. он руководил Смоленским политехническим институтом, а затем Смоленским университетом, получил звание профессора по кафедре «Прикладная экономика». В 1929 г. он был приглашен в Москву для работы старшим консультантом Совнаркома РСФСР по финансовой и плановой работе. В 1931 г. он стал одним из ведущих сотрудников Наркомфина СССР, занимаясь проблемами развития финансово-экономического образования. В годы Великой Отечественной войны Н.Н. Ровинский был заместителем начальника Бюджетного управления НКФ СССР, он продолжал заниматься научной деятельностью. В 1940 г. он защитил докторскую диссертацию по теме: «Основные проблемы государственного бюджета СССР», впоследствии им была опубликована монография «Государственный бюджет СССР».

Вклад Н.Н. Ровинского в изучение теории бюджета, ключевого звена государственных финансов, заключался в том, что он стал рассматривать бюджет как объективную экономическую категорию, что существенно повышало роль понятия «бюджет» как неотъемлемого звена общей системы экономических отношений, обосновывало необходимость глубокого подхода к пониманию его роли, места и функций. В условиях жесткого авторитарного планирования это стало своего рода прорывом к пониманию сути бюджета как экономической категории. Его теоретические достижения в последующие годы развили ведущие профессора МФИ – ФА К.Н. Плотников и Д.А. Аллахвердян. Большое значение как для практических работников, так и для преподавателей финансово-экономических дисциплин имели труды Н.Н. Ровинского по финансовому контролю.

Научная работа являлась основой педагогической деятельности Н.Н. Ровинского, издавшего учебники «Государственный бюджет СССР» (1939), «Государственный бюджет» (1949–1950) и учебные пособия «Местные финансы» (1936), «Финансовое право» (1946), «Финансовый контроль» (1947), «Финансовая система» (1952). Проблемы бюджета стали предметом изучения его аспирантов. Это позволяет нам рассматривать ректора Н.Н. Ровинского как основателя научной школы бюджета в нашем вузе. К числу его учеников принадлежали В.Д. Винокур, П.Ф. Ипатов, П.С. Никольский, В.М. Родионова, ставшие впоследствии ведущими преподавателями Московского финансового института – Финансовой академии – Финансового университета.

В 1930–1934 гг. он стал заведующим кафедрой и членом Ученого совета МФЭИ. Так судьба впервые связала Н.Н. Ро­винского с нашим вузом. В 1930-е гг. он руководил кафедрами в ЛФЭИ, ВЗФИ, с 1943 г. – в МФЭИ. После создания МФИ Н.Н. Ровинский возглавлял в институте кафедру «Государственный бюджет СССР». Закономерно, что Н.Н. Ровинский успешно руководил МФИ вплоть до смерти в 1953 году.

Н.Н. Ровинский, будучи крупным ученым, много энергии и сил отдавал тому, чтобы в МФИ развивалась вузовская наука. Только за первые пять лет пребывания Ровинского на посту ректора преподавателями было издано более 70 монографий, учебников и более 170 научных статей. По его инициативе в вузе стали проводиться научные конференции. Большое значение он придавал вовлечению в научно-исследовательскую работу студентов. Было учреждено НСО, руководить которым было поручено крупному ученому с дореволюционным стажем, профессору Г.И. Болдыреву.

Другим приоритетным направлением работы Н.Н. Ровинского в качестве ректора стала организация учебного процесса и его научно-методическое обеспечение. Для подготовки учебников и методической литературы привлекались квалифицированные кадры, проводились научно-методические конференции, на которых стали обсуждать общие и частные вопросы методики преподавания, руководства курсовыми работами, проведения экзаменов и т.д. Под его руководством были созданы первые учебные планы и программы дисциплин, и поныне формирующих основы знаний специалистов по финансам, кредиту, международным отношениям в сфере финансов, учета, контроля и анализа. Для совершенствования методического уровня преподавания финансовых дисциплин Н.Н. Ровинский заложил традиции сотрудничества МФИ с Министерством высшего образования.

Значителен вклад ректора и в создание организационной структуры института, которая ныне развивается на базе инновационных подходов к организации образовательного процесса. Таким образом, именно при Н.Н. Ровинском были заложены основы последующих теоретических и практических достижений нашего вуза.

Лидеры и организаторы

С 1953 и до 1985 г. МФИ возглавлял Владимир Васильевич Щербаков. В 1930 г. он окончил Харьковский инженерно-эко­номический институт. После аспирантуры В.В. Щербаков остался на кафедре политической экономии, а в 1938 г. стал доцентом этой кафедры. Он читал лекции не только в Харьковском инженерно-экономическом, но и Механико-машиностроитель­ном институте, активно участвовал в общественно-политической жиз­ни, работал в партийном комитете. Накануне войны его перевели в Москву на работу в ЦК ВКП(б).

В годы Великой Отечественной войны В.В. Щербаков возглавил работу одного из секторов, осуществлявших кадровую политику. После окончания войны В.В. Щербакову, как тогда делалось нередко, поручали различные задания, связанные с решением партийных и народно-хозяйственных проблем. В августе 1953 г. он был утвержден в должности директора МФИ.
В это время финансово-кредитные отношения в СССР развивались в условиях плановой, жестко регулируемой экономики. Это накладывало отпечаток не только на глубину внедрения их в хозяйственную деятельность, но и на состояние финансового образования. По мере того как страна преодолевала тяжелейшие последствия войны, даже при соблюдении социалистических принципов хозяйствования финансовые рычаги приобретали всё большее значение.

Именно этими объективными процессами руководствовался В.В. Щербаков на посту ректора. Учитывая реалии жизни, он настойчиво превращал институт в общесоюзный базовый центр высшего финансово-экономического образования. Подчас ему приходилось свертывать некоторые начинания, но когда социально-экономическая ситуация изменялась, вновь возвращался к ним, но уже на более высоком уровне. В преодолении трудностей В.В. Щербаков опирался на коллектив преподавателей и сотрудников МФИ, вместе с тем твердо держал в своих руках управление учебно-воспитательным и научным процессом.

За первые десять лет его ректорства вуз выдержал массу реорганизаций и сокращений, инициированных Министерством образования, при этом В.В. Щербаков требовал всё наработанное неуклонно сохранять, точно выбирал организационные меры для развития института. В итоге МФИ вступил в полосу стабильности, расширились его возможности. Был создан вечерний факультет, вуз перешел на пятилетний срок обучения, удалось воссоздать факультет международных экономических отношений, сформировать факультет повышения квалификации преподавателей вузов по родственным специальностям, увеличить число кафедр.

С конца 1950-х гг. стали эффективно решаться вопросы материального обеспечения жизни института, а в 1970–1980 гг. сложилась устойчивая материальная база. В 1978 г. рядом со старым зданием был введен в строй новый 13-этажный корпус. Это помогло существенно улучшить организацию учебного процесса, разместить кафедры, открыть новые учебные кабинеты и аудитории. В 1979 г. открыло свои двери новое 16-этажное общежитие. Всё это положительно отразилось на вузе. Так, если в 1960 г. число выпускников не достигало 400, то в 1980 г. приближалось уже к – 700. При всей строгости В.В. Щербаков всегда был внимателен к нуждам студентов, особенно пришедшим в институт после службы в Советской Армии, а также к молодежи из семей военнослужащих, участников войны и из малообеспеченных семей. Многое, что было сделано при этом ректоре, в наши дни стало традициями, без которых трудно представить современный Финансовый университет.

Опыт работы в аппарате ЦК, организаторские способности, твердость (некоторые принимали ее за жесткость), понимание людей позволили В.В. Щербакову сформировать «элиту» профессорско-преподавательского состава МФИ. Такие выдающиеся специалисты, как B.C. Геращенко, И.Д. Злобин, Ф.В. Коньшин, М.Н. Свешников составили костяк преподавательского коллектива.

В.В. Щербаков умел увидеть в молодых преподавателях и аспирантах будущих лидеров, людей, умеющих работать с коллективом, принципиальных, честных и ответственных. В.В. Щер­баков дал старт тем, кто являются проректорами, деканами факультетов, руководителями структурных подразделений нынешнего Финуниверситета – В.Н. Сумарокову, В.И. Зайцеву, З.Д. Бабаевой, Б.П. Супруновичу, В.П. Косареву, Л.Н. Кра­са­ви­ной, П.С. Никольскому, О.И. Лаврушину, П.П. Новиченко.
К сло­ву сказать, и нынешний ректор был назначен на должность заместителя декана финансово-экономического факультета, будучи еще только на должности ассистента кафедры. В 1975 г. на пост проректора был выдвинут Е.И. Шохин, которому едва исполнилось 28 лет.

В.В. Щербаков постоянно заботился о росте молодых научных кадров. Для этого развивалась аспирантура, работа кафедр со студентами, подбор абитуриентов из школ. В 1955 г. студенты стали защищать дипломные работы. Это стало новым важным этапом совершенствования теоретической и практической подготовки выпускников. Ректор требовал от кафедр анализа хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета в ходе производственной практики осуществлять реальный экономический анализ деятельности предприятий и предоставлять его итоги руководству предприятий.

Одним из новых направлений в жизни МФИ при В.В. Щер­бакове стала работа по внедрению в учебный процесс технических средств обучения. Особую роль в этом деле сыграли научно-методические конференции, на которых анализировался про­цесс внедрения технических средств обучения, разрабатывались конкретные меры по совершенствованию образовательного процесса и методики использования технических средств.

В.В. Щербаков тепло относился к ветеранам войны, доверял им и заботился о них. В числе его ближайших помощников, проректоров, деканов факультетов были ветераны войны – П.Ф. Ипа­тов, Г.М. Таций, А.Г. Румянцев, Л.И. Колычев, В.И. Ту­ровцев, К.Д. Краев. Многие участники войны возглавляли кафедры института, среди них Е.А. Симонян, К.Ф. Штепа, Н.В. Копылов и другие.

При В.В. Щербакове началось формирование научных школ. При нем выросли и заявили себя как крупные ученые М.С. Ат­лас, B.C. Бард, С.Б. Барнгольц, М.З. Бор, А.Г. Гряз­но­ва, А.Н. Кра­савина, О.И. Лаврушин, Д.С. Моляков, В.М. Ро­дио­нова, B.C. Рож­нов, В.Н. Салин, Е.А. Симонян, Г.П. Солюс, М.М. Усоскин, И.Д. Шер, М.К. Шерменев, И.А. Шоломович, Е.И. Шохин, Н.С. Шу­­мов и другие. Большая занятость не мешала самому ректору вести научную и педагогическую деятельность. В.В. Щер­баков – автор хорошо принятой научными кругами экономистов монографии «Вывоз капитала в условиях империализма», известны его доклады на научно-теоретических конференциях по социально-экономической проблематике. Его лекции хорошо воспринимались аудиторией, в них было много практических наблюдений и актуальных выводов.

При В.В. Щербакове началось развитие международных связей МФИ, прежде всего с социалистическими странами – Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Чехословакией и Югославией. Важными формами этой деятельности стал обмен студентами и аспирантами, совместное издание учебной и научной литературы, проведение совместных научно-методических конференций. Большим достижением МФИ явилось участие в работе СЭВ, Ассоциации международного права, в Международном бюро налоговой документации и других организациях.

Особенности личности ректора, руководившего МФИ более тридцати лет, наложили отпечаток на жизнь вуза. В.В. Щер­баков задачу МФИ видел в подготовке специалистов для узкого круга учреждений и считал, что расширять их список не следует. К этим учреждениям он относил Минфин СССР, Госбанк и Внешторгбанк, Ингосстрах и Стройбанк. В.В. Щербаков учитывал, что в 1960–1970 гг. руководящие посты в этих организациях занимали выпускники нашего вуза и их запросы были для него приоритетом. Обратной стороной этого стало то, что контингент студентов расширялся слабо, кардинально не менялся учебный план, преподавательский коллектив не пополнялся новыми членами. Опираясь на свой авторитет, непреклонность в реализации поставленных задач, ректор ориентировал факультеты и кафедры МФИ активно формировать элиту советских финансистов, банкиров, страховщиков. В итоге выпускники нашего вуза работали в качестве сотрудников не только на территории СССР, но и в отделениях советских банков в Лондоне, Париже, Бейруте, Багдаде, Сингапуре, Цюрихе и других экономических центрах.

Благодаря деятельности В.В. Щербакова, наш вуз не только сохранил всё ценное, что было сделано в предшествующие годы и составляло его фундамент, но и сформировал условия для дальнейшего успешного развития. После смерти В.В. Щер­ба­кова МФИ возглавила Алла Георгиевна Грязнова.

А.Г. Грязнова – выпускник нашего вуза. В 1959 г. она с отличием окончила МФИ. Во время учебы в институте она активно участвовала в студенческой научно-исследовательской работе и общественной жизни, была избрана секретарем комитета комсомола института, а после окончания МФИ стала вторым секретарем райкома ВЛКСМ. Однако ее жизненные интересы сосредоточились на педагогической и научной работе. Она поступила в аспирантуру и в 1964 г. досрочно защитила кандидатскую диссертацию. Ее учителем и научным руководителем являлась М.С. Атлас.

В МФИ А.Г. Грязнова прошла сначала путь от ассистента до заведующей кафедрой экономической теории. В 1975 г. она защитила докторскую диссертацию и была назначена проректором по научной работе и международным связям.

На этом посту А.Г. Грязнова возглавила работу над стратегией перехода к разработке научно-исследовательских тем, имеющих народно-хозяйственное значение. Под ее руководством начались фундаментальные исследования объективных законов экономии времени, эффективности производства и производительности труда, стоимости и денежного обращения; прикладные исследования финансово-кредитных, стоимостных рычагов повышения эффективности производства, выявления резервов экономического роста. Ей удалось объединить усилия всех кафедр вокруг профиля института. Это дало возможность преподавателям учитывать специфику подготовки студентов уже с первого курса. Научные достижения позволили создавать новые учебники для отечественных экономических вузов.

Такое единение ученых создавало атмосферу творческого поиска и позволило институту заявить о себе как о ведущем вузе страны в области экономики и финансов. МФИ начал получать заказы правительства и отдельных министерств на научные разработки, возросло количество хоздоговорных тем, выросли доходы института от результатов их внедрения в производство. Была усовершенствована система материального и морального стимулирования научно-исследовательской деятельности ученых вуза.

Активизация научно-исследовательской работы преподавателей способствовала активизации и студенческой научной работы. Стали регулярными научные студенческие конференции, межвузовские и международные студенческие симпозиумы, налажен выпуск сборников научных студенческих работ. Был разработан перспективный план подготовки преподавателями института кандидатских и докторских диссертаций, заключены договоры с 98 вузами и пятью НИИ о подготовке научных кадров в аспирантуре и докторантуре МФИ.

Рос авторитет института за рубежом. Был заключен ряд международных соглашений с вузами и финансово-банковскими структурами других стран, значительно возросло число граждан зарубежных стран, изъявивших желание обучаться в Московском финансовом институте и в его аспирантуре.

Закономерным итогом этих процессов стало преобразование института в Государственную финансовую академию, а затем в 1992 г. – в Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации. После этого А.Г. Грязнова продолжила обновление структуры вуза и системы подготовки специалистов для рыночной экономики, которые должны были отвечать радикальным переменам в хозяйственной жизни России.

Серьезный прорыв в научно-исследовательской работе наметился благодаря организации трех научно-исследовательских центров, проведению «круглых столов» по актуальным финансово-экономическим проблемам, выпуску научных альманахов, участию в конкурсах инновационных проектов в рамках Федеральной целевой программы развития образования. Следует упомянуть, что под руководством А.Г. Грязновой был выпущен фундаментальный трехтомный труд «Банковская система России», первый в России учебник «Оценка бизнеса».

Расширение структуры Академии за счет включения в нее ряда финансово-экономических колледжей из различных регионов страны превратило ее в мощный образовательный комплекс. Это подтверждали рейтинги, согласно которым из 1100 вузов России Финансовая академия вошла в первую пятерку лучших вузов страны. Росту авторитета Финансовой академии способствовала активная общественная работа А.Г. Грязновой. Более десяти лет она является заместителем Председателя ВАК, Председателем Аудиторской палаты России, Председателем Общественной комиссии по качеству образования Рособрнадзора.

Открывая 2006/2007 учебный год, ректор А.Г. Грязнова предложила новый стратегический план развития Финансовой академии, предусматривающий практическую реализацию новой миссии вуза. Она заключалась в подготовке специалистов мирового уровня для финансово-банковской сферы, хозяйственных и управленческих структур в государственном и деловом секторах России и стран мира, способных эффективно действовать на благо своего Отечества в условиях глобализации мирового хозяйства и становления «экономики знаний». Целью Финансовой академии было провозглашено превращение в крупный инновационный исследовательский центр, по уровню и качеству проведения фундаментальных и прикладных научных исследований сопоставимый с ведущими университетами мира.

В этой связи Финансовая академия была включена в федеральные государственные программы «Образование» и «Жилище» для того, чтобы обеспечить учебный и научный процессы новыми учебными корпусами и научными лабораториями, оснащенными передовыми технологиями на уровне мировых стандартов. Студентов, аспирантов, докторантов было решено обеспечить комфортабельными общежитиями, а молодым перспективным ученым помочь решить их жилищные проблемы. Последнее было особенно важно, так как назрела необходимость омоложения научно-педагогического корпуса вуза.

При А.Г. Грязновой вуз стал обладателем мощной материально-технической базы, широкой сети филиалов, возглавил Всероссийское учебно-методическое объединение, включавшее свыше 720 государственных и негосударственных вузов. Удалось решить проблему нехватки учебных площадей. К 2006 г. Финансовая академия имела в своем распоряжении два учебных корпуса по улице Кибальчича, корпуса на Ленинградском проспекте, проспекте Мира, Кронштадтском бульваре и улице Касаткина. С привлечением спонсорских средств была создана собственная поликлиника с полным набором специалистов. Благодаря поддержке Правительства РФ, французскому кредиту, спонсорской помощи выпускников удалось оснастить аудитории на всех территориях передовой техникой, создать мультимедийные и компьютерные классы, внедрить дистанционные технологии обучения.

Финансовая академия в начале 2000-х гг. пользовалась высоким авторитетом за рубежом и имела долгосрочные договоры о сотрудничестве с университетами и финансово-банковскими структурами 50 стран мира. МФИ из отраслевого московского вуза превратился в один из самых престижных и крупных учебных и научных центров современной России. Работа А.Г. Грязновой в качестве ректора отмечена орденами Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» IV и III степеней. Среди высоких наград общественных организаций – ордена «Петра Великого» I степени, «Слава России», «Персона эпохи» и другие. А.Г. Грязнова неоднократно награждалась дипломами «Лучший ректор года», «Лучший финансист России», «Лучший менеджер» и другими.

В 2006 г. А.Г. Грязнова оставила пост ректора Финансовой академии и стала первым президентом нашего вуза. На должность ректора был избран доктор экономических наук, профессор М.А. Эскиндаров.

Наши рекомендации