Возникающих на предприятии узких мест
6.1. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОПТИМАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ?
В прошлом предприниматели занимались оптимизацией программы производства и продаж почти исключительно с затратной точки зрения. Ориентированными на прибыль целевыми установками часто пренебрегали. Однако для оптимизации планирования производственной программы недостаточно изучения затрат. Необходимо учитывать их влияние на выручку от продаж и на суммы покрытия.
При планировании производственной программы речь идет об оптимизации прибыли, в частности о следующих вопросах:
1) собственное производство или поставки со стороны?
2) какие продукты?
3) в каких количествах?
4) с использованием каких технологических процессов?
5) в течение какого периода?
6) с какой выручкой от продаж?
7) с какими переменными затратами?
8) с какими постоянными затратами?
9) с какими суммами покрытия?
10) с какой прибылью?
11) с какой рентабельностью?
Таким образом, при определении оптимальной производственной программы на первом плане стоит достижение высокой рентабельности. Речь идет о получении прибыли с учетом выручки от продажи и затрат.
При планировании оптимальной производственной программы следует учитывать, взяты ли данные из расчетов по полным затратам или из расчетов сумм покрытия.
При использовании данных из расчетов по полным затратам планирование оптимальной программы невозможно, поскольку при этих расчетах затраты не разделяются на переменные и постоянные.
При оптимизации производственной программы необходимо использовать ориентированные на прибыль критерии. Рассмотрения одних только затрат, как это принято при расчетах по полным затратам, недостаточно. Наряду с затратами необходимо учитывать дополнительные факторы, влияющие на величину выручки от продаж
Таким образом, существует тесная взаимосвязь между производством и сбытом. Планирование сбытовой и производственной программ - единый проблемный комплекс Однако на практике руководитель отдела сбыта и начальник производственного отдела обычно по-разному смотрят на проблемы. Поэтому на многих предприятиях возникают противоречия между сбытом и производством.
Задача оперативного планирования производственной программы заключается в определении номенклатуры и объемов продукции. Для этого должны быть известны следующие данные:
1) цены на продукцию;
2) затраты на производство продукции;
3) загрузка мощностей каждым видом продукции;
4) располагаемые производственные мощности.
Проблематика планирования производственной программы
определяется прежде всего видом и количеством узких мест в производстве. Кроме того, значение имеют возможные альтернативные технологические процессы. Речь идет об устанавливаемом оборудовании и об интенсивности его использования в производственном процессе.
Возможны различные подходы к планированию производственной программы (рис. 22).
На предприятии существуют три принципиальных подхода:
а) Отсутствие узких мест.
Поскольку нет узких мест, то производиться может вся продукция.
б) Наличие одного узкого места.
Предположим, установлено, что на предприятии есть одно узкое место Необходимо различать случаи единственного и возможного альтернативного технологического процесса.
Если переменные затраты в единицу времени одинаковы для всех продуктов, то нужно проверить, для всех ли продуктов и процессов суммы покрытия положительны или для отдельных комбинаций продуктов и процессов они отрицательны
Если известны выручка от продажи и переменные затраты на единицу продукции, а значит, и сумма покрытия, то оптимальную производственную программу можно сформировать поэтапно Ориентация на величину суммы покрытия позволяет последовательно составлять программу, если есть только одно узкое место.