Возникающих на предприятии узких мест

6.1. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ОПТИМАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДАЖ?

В прошлом предприниматели занимались оптимизацией прог­раммы производства и продаж почти исключительно с затратной точки зрения. Ориентированными на прибыль целевыми установ­ками часто пренебрегали. Однако для оптимизации планирова­ния производственной программы недостаточно изучения затрат. Необходимо учитывать их влияние на выручку от продаж и на сум­мы покрытия.

При планировании производственной программы речь идет об оптимизации прибыли, в частности о следующих вопросах:

1) собственное производство или поставки со стороны?

2) какие продукты?

3) в каких количествах?

4) с использованием каких технологических процессов?

5) в течение какого периода?

6) с какой выручкой от продаж?

7) с какими переменными затратами?

8) с какими постоянными затратами?

9) с какими суммами покрытия?

10) с какой прибылью?

11) с какой рентабельностью?

Таким образом, при определении оптимальной производствен­ной программы на первом плане стоит достижение высокой рен­табельности. Речь идет о получении прибыли с учетом выручки от продажи и затрат.

При планировании оптимальной производственной програм­мы следует учитывать, взяты ли данные из расчетов по полным затратам или из расчетов сумм покрытия.

При использовании данных из расчетов по полным затратам пла­нирование оптимальной программы невозможно, поскольку при этих расчетах затраты не разделяются на переменные и постоянные.

При оптимизации производственной программы необходимо использовать ориентированные на прибыль критерии. Рассмот­рения одних только затрат, как это принято при расчетах по пол­ным затратам, недостаточно. Наряду с затратами необходимо учитывать дополнительные факторы, влияющие на величину вы­ручки от продаж

Таким образом, существует тесная взаимосвязь между произ­водством и сбытом. Планирование сбытовой и производственной программ - единый проблемный комплекс Однако на практике ру­ководитель отдела сбыта и начальник производственного отдела обычно по-разному смотрят на проблемы. Поэтому на многих пред­приятиях возникают противоречия между сбытом и производством.

Задача оперативного планирования производственной про­граммы заключается в определении номенклатуры и объемов про­дукции. Для этого должны быть известны следующие данные:

1) цены на продукцию;

2) затраты на производство продукции;

3) загрузка мощностей каждым видом продукции;

4) располагаемые производственные мощности.
Проблематика планирования производственной программы

определяется прежде всего видом и количеством узких мест в производстве. Кроме того, значение имеют возможные альтерна­тивные технологические процессы. Речь идет об устанавливае­мом оборудовании и об интенсивности его использования в про­изводственном процессе.

Возможны различные подходы к планированию производствен­ной программы (рис. 22).

На предприятии существуют три принципиальных подхода:

а) Отсутствие узких мест.

Поскольку нет узких мест, то производиться может вся продукция.

б) Наличие одного узкого места.

Предположим, установлено, что на предприятии есть одно узкое место Необходимо различать случаи единственного и воз­можного альтернативного технологического процесса.

возникающих на предприятии узких мест - student2.ru Если переменные затраты в единицу времени одинаковы для всех продуктов, то нужно проверить, для всех ли продуктов и про­цессов суммы покрытия положительны или для отдельных ком­бинаций продуктов и процессов они отрицательны

Если известны выручка от продажи и переменные затраты на единицу продукции, а значит, и сумма покрытия, то оптимальную производственную программу можно сформировать поэтапно Ори­ентация на величину суммы покрытия позволяет последовательно составлять программу, если есть только одно узкое место.

Наши рекомендации