Сравнительный подход в оценке бизнеса
Рыночный характер существующих экономических отношений, в том числе в особенности при смене прав собственности, требует максимального учета сложившейся на рынке соответствующего товара конъюнктуры.
Этим требованиям в наибольшей степени отвечает сравнительный подход к оценке объектов, нередко называемый рыночным. Он предполагает, что действительная ценность активов предприятия определена их стоимостью на достаточно развитом финансовом рынке. Иначе говоря, наиболее вероятной стоимостью конкретного объекта будет реальная цена сделки с аналогичным объектом при выполнении необходимых корректировок.
Сравнительный подход предполагает использование в оценочной деятельности трех основных методов:
· метод рынка капитала;
· метод сделок;
· метод отраслевых коэффициентов.
Основное преимущество сравнительного подхода состоит в том, что он основан на реальных рыночных данных, отражающих сложившееся соотношение спроса и предложения, а также в том, что он учитывает множество различных особенностей объекта оценки, в том числе их доходность.
Вместе с тем сравнительный подход имеет и существенные недостатки. Одним из главных является сложность получения разносторонней и разнообразной информации по финансовому состоянию объектов и достаточного числа аналогов. К тому же, сравнительный подход ориентирован на использование данных об уже осуществленных сделках, тогда как бизнес нацелен преимущественно на будущее.
Суть главной технологической процедуры, общей для всех трех методов сравнительного подхода, состоит, главным образом, в выборе объекта-аналога, который незадолго до оценки сменил собственника. Затем, в зависимости от целей, объекта оценки и источника информации, выполняют необходимые корректировки, обеспечивающие сопоставимость аналога с объектом оценки. Таким образом, сравнительный подход имеет много общего с методом капитализации доходов.
Технология оценки объектов при использовании сравнительного подхода предусматривает следующие основные этапы:
- поиск аналога или сходных объектов;
- финансовый анализ и обеспечение сопоставимости информации;
- выбор и расчет оценочных мультипликаторов;
- определение стоимости предприятия с использованием мультипликаторов;
- внесение итоговых поправок.
Поиск аналогичных объектов ведут путем определения возможного их круга из числа тех предметов, сделки по которым совершались в период, который предшествует оцениваемому периоду (преимущественно, год). Критерии сопоставимости на этом этапе достаточно условны и обычно ограничены принадлежностью к одной отрасли ассортиментом и объемом производимой продукции.
В последующем учитывают дополнительные факторы, позволяющие сократить первоначальный круг претендентов на аналогичные. К таким факторам чаще всего относят: уровень диверсификации производства, взаимозаменяемость продукции, стадии зрелости и перспективы развития объекта, финансовый риск, качество менеджмента, характер конкуренции, величину балансовой стоимости, прибыли и т.п.
Уровень диверсификации производства на предприятиях часто делает их несопоставимыми. Однопродуктовые или малопродуктовые производства не могут быть приняты как аналогичные для многопродуктовых, у которых степень взаимозаменяемости продукции, как правило, оказывается выше.
Важную роль играет стадия развития бизнеса. Имеющие солидный опыт функционирования предприятия, с устоявшейся системой поставок ресурсов и реализацией продукции, как правило, несопоставимы с только что начинающими действовать Оценку финансового риска получают сравнением структуры капитала объектов-аналогов, соотношением собственных и заемных средств, используя возможность финансового левериджа и рентабельности собственных средств. Другой способ - определение ликвидности текущих активов. Определенной оценкой финансового риска может стать способность объекта привлекать заемные средства на выгодных условиях.
Достаточно сложно получить оценку качества менеджмента. Косвенные данные (возрастной состав, уровень образования, жизненный и производственный опыт, зарплата управленческого персонала) позволяют сравнивать предприятия, но вероятность ошибки при этом остается высокой.
На основе сопоставления критериев аналогичности делают вывод о возможности использования объектов в качестве аналогов в оценочном процессе.
Финансовый анализ объектов-аналогов осуществляют традиционными приемами и методами. При этом рассчитывают одинаковые коэффициенты, подвергают анализу балансы, отчеты о финансовых результатах, другую финансовую информацию. Он позволяет определить рейтинг предприятий, с помощью которого можно уточнить список аналогов, более обоснованно выбрать корректирующие показатели, обеспечивающие сопоставимость объектов.
Отбор и расчет оценочных факторов производят, имея в виду, что сходные предприятия могут быть охарактеризованы одними и теми же качественными финансовыми показателями, такими как: прибыль, величина денежного потока, выручка от реализации, стоимость активов, уровень дивидендов и многими другими. Однако величину таких показателей необходимо привести к сопоставимому виду (абсолютными величинами из-за взаимодействия многих факторов пользоваться затруднительно, некорректно, опасно).
Для получателей рыночной стоимости объекта оценки используют ценовые мультипликаторы - коэффициенты, показывающие степень соответствия между рыночной ценой и выбранной финансовой базой у объектов-аналогов.
Умножением величины мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель у оцениваемого объекта получают его предварительную рыночную стоимость. Технологию расчета можно проиллюстрировать следующим примером.
Пример. Необходимо определить рыночную стоимость предприятия, получившего в истекшем финансовом году чистую прибыль в размере 950000 руб. (ЧПоб). Поиск предприятия-аналога показал, что в это время был куплен сходный объект (бизнес) за 8000000 руб. (Ца), а его чистая прибыль (за ближайший год до даты продажи) составила 800000 руб. (ЧПа).
Мультипликатор цена/чистая прибыль (Mпр) по объекту-аналогу равен:
Mпр = Ца/ ЧПа = 8000000 / 800000 = 10
Предварительная стоимость оцениваемого объекта:
Ст-ть об. = ЧПоб х Мпр = 950000 х 10 = 9500000 руб.
В примере приняты обозначения:
Ца - цена покупки аналога;
Ст-ть об. - текущая стоимость объекта оценки;
ЧПа, ЧПоб - соответственно чистая прибыль, полученная аналогом и объектом оценки.
В оценочной практике чаще всего используют четыре группы мультипликаторов:
- «цена/прибыль»; «цена/денежный поток»;
- «цена/дивиденды»;
- «цена / выручка»; «цена / фактический объем»;
- «цена / стоимость активов (балансовая или чистая)».
Первые три группы относят к интервальным мультипликаторам, последнюю - к моментным.
Ввиду того, что оценку объекту дают на конкретную календарную дату, ценовые мультипликаторы аналогов нужно рассчитывать по исходным данным, максимально приближенным к этой дате.
Мультипликаторы, рассчитанные для нескольких аналогичных объектов, могут заметно отличаться друг от друга. Поэтому необходимо заранее установить разумный диапазон разброса, в котором будет вычислена их средняя величина, или же объяснить причину существенных отклонений, которые должны быть учтены при определении окончательной стоимости.
Стоимость объекта в зависимости от наличия рыночной информации определяют на основе одного из перечисленных мультипликаторов или любого их сочетания.