Шли долго,(1) беспрерывно,(2) всю ночь напролёт,(3) батальон за батальоном. Раза два немцы пытались сгоряча перебраться через овраг,(4) и тогда начиналась автоматная трескотня.
В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Есть детали,(1) которые запоминаются на всю жизнь. И не только запоминаются. Маленькие,(2) как будто незначительные,(3) они въедаются,(4) впитываются как-то в тебя,(5) начинают прорастать,(6) вырастают во что-то большое,(7) значительное,(8) вбирают в себя всю сущность происходящего, (9) становятся как бы символом.
13. Среди предложений 1—5 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинениемпридаточных. Напишите номер этого предложения.
14. Среди предложений 16—23 найдите сложное бессоюзноепредложение. Напишите номер этого предложения.
15.1.
15.2.
15.3.
Вариант 144
(1)Штабов так много, что найти нужный нам отдел совсем не просто. (2)Везде часовые, натянута колючая проволока.
(3)К вечеру всё-таки находим.
(4)Сегодня ночью, оказывается, должна переправляться на передовую 184-я дивизия, а утром, во время бомбёжки, вышли из строя дивизионный инженер и командир взвода.
(5)Майор протягивает мне конверт, склеенный из потрёпанной топографической карты.
— (6)Советую поймать 184-ю здесь.
(7)Мы молча доходим до регулировщика.
— (8)Сто восемьдесят четвёртая ещё не проходила, —говорит регулировщик, немолодой уже, с рыжими усами.
(9)Мы садимся в кузов разбитой машины. (10)Солнце зашло, но ещё светло. (11)На западе, над Сталинградом, небо совсем красное, и трудно сказать, отчего это — от заходящего солнца или от пожара. (12)Три чёрных дымовых столба медленно расплываются в воздухе. (13)Внизу они тонкие, густые и чёрные, как сажа. (14)Чем выше, тем они всё больше расплываются, а совсем высоко сливаются в сплошную длинную тучу. (15)Она плоская и неподвижная, и, хотя в неё поступают всё новые и новые порции дыма, она не удлиняется и не утолщается. (16)Вот уже более двух недель стоит она такая, спокойная и неподвижная, над горящим городом.
(17)А кругом нас золотые осинки на чёрном фоне, тонкие, нежные. (18)По дороге проезжают машины. (19)Останавливаются, спрашивают, как проехать на переправу, и едут дальше. (20)Дорога широкая, разъезженная, вся в ромбиках от шин. (21)Трудно понять, где её края и куда она заворачивает. (22)Ощетинившийся указательный столб когда-то, должно быть, стоял на обочине. (23)Сейчас он на самом фарватере, и кто-то на него уже наехал. (24)Он накренился, и табличка с надписью «Сталинград — 6 км» указывает прямо в небо.
— (25)Дорога в рай, — мрачно изрекает Валега.
(26)Оказывается, он тоже не лишён юмора.
(27)Подходит регулировщик:
— (28)Во-он журавли полетели, — и тычет грязным, грубым пальцем в небо. — (29)Никакой войны для них нет.
(30)Мы долго следим за бисерным, точно вышитым в небе, треугольником, плывущим на юг. (31)Слышно даже, как курлычут журавли.
— (32)Совсем как самолёты, — говорит регулировщик.
(33)Эта ассоциация промелькнула, по-видимому, у всех нас, и мы смеёмся.
— (34)Что, туда или оттуда? — спрашивает регулировщик.
— (35)Туда.
(36)Он качает головой.
— (37)Да… (38)Невесело там, что и говорить… — и отходит.
(По В. Некрасову)*
*Некрасов Виктор Платонович — русский писатель. С 1941 по 1944 годы был на фронте, участвовал в Сталинградской битве. Некрасов — автор повестей, рассказов, путевых заметок: «В окопах Сталинграда», «Первое знакомство» и др. По его сценариям сняты кинофильмы.
2. Как характеризует рассказчика информация, заключённая в предложениях 16—21?
1) Рассказчик — человек, не теряющий наблюдательности и чувства прекрасного даже в тяжёлых военных условиях.
2) Рассказчик — настоящий оптимист, который видит в происходящих событиях только хорошее.
3) Рассказчик — человек малоопытный в военном деле, и ему трудно бывает разобраться в происходящем.
4) Рассказчик — человек сентиментальный, склонный к необоснованной чувствительности даже в военное время.
На какой вопрос в тексте нет ответа?
1) Зачем бойцы стремятся найти 184-ую дивизию?
2) Каково положение в Сталинграде в описываемое время?
3) В какое время года происходят описываемые события?
4) Когда ожидается наступление наших войск?
В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему регулировщик с сочувствием относится к незнакомым ему военным?»
1) — (8) Сто восемьдесят четвёртая ещё не проходила, — говорит регулировщик, немолодой уже, с рыжими усами.
2) (20) Дорога широкая, разъезженная, вся в ромбиках от шин. (21) Трудно понять, где её края и куда она заворачивает.
3) (27) Подходит регулировщик:
— (28) Во-он журавли полетели, —и тычет грязным, грубым пальцем в небо.
4) — (34) Что, туда или оттуда? —спрашивает регулировщик.
— (35) Туда.
(36) Он качает головой.
— (37) Да… (38) Невесело там, что и говорить… — и отходит.
Какое из приведённых ниже предложений текста противопоставлено по содержанию предложению 12: «Три чёрных дымовых столба медленно расплываются в воздухе»?
1) (14) Чем выше, тем они всё больше расплываются, а совсем высоко сливаются в сплошную, длинную тучу.
2) (15) Она плоская и неподвижная, и, хотя в неё поступают всё новые и новые порции дыма, она не удлиняется и не утолщается.
3) (17) А кругом нас золотые осинки на чёрном фоне, тонкие, нежные.
4) (22) Ощетинившийся указательный столб когда-то, должно быть, стоял на обочине.
3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.
1) Везде часовые, натянута колючая проволока.
2) Мы долго следим за бисерным, точно вышитым в небе, треугольником, плывущим на юг.
3) Трудно понять, где её края и куда она заворачивает.
4) Майор протягивает мне конверт, склеенный из потрёпанной топографической карты.
4. Из предложений 13—14 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
5. Из предложений 4—5 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных -ЕНН-, -ОНН-/-ЁНН- пишется НН».
6. Замените устаревшее слово «изрекает»в предложении 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.
7. Замените словосочетание «дымовых столба» (предложение 12), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
8. Выпишите грамматическую основу предложения 29.
9. Среди предложений 23—28 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 17—21 найдите предложение с обособленными согласованными определениями. Напишите номер этого предложения.
10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.