Калькуляция эксплуатационных расходов судна
Распределение расходов в зависимости от их отношения к элементам времени рейса – ходовому и стояночному времени делит их на постоянные и переменные.
Расходы, которые распределяются между движением и стоянкой судна пропорционально числу суток или часов каждого из этих элементов времени рейса, называются постоянными.
Расходы, меняющиеся в зависимости от того, находится судно на ходу или на стоянке, называется переменными. К этой группе относятся расходы на топливо и смазку.
Все остальные эксплуатационные расходы судов относятся к постоянным.
При планировании работы судна производится расчет ожидаемых расходов судна по каждому конкретному рейсу.
Расчет общих расходов судна за рейс и эксплуатационный период производится по формуле:
Rобщр = Sх۰tx + Sст۰tcт (грн./рейс)
ΣRобщэкс = Rобщр ۰r
Sх, Sст – себестоимость содержания судна на ходу и на стоянке в сутки.
tx, tcт – ходовое и стояночное время рейса, сут.
r – количество рейсов за эксплуатационный период.
Sх = анацобщ + (аинв + в)۰кв
Sст = анацобщ +(аинв + с)۰кв
анацобщ – постоянные суточные расходы судна в нац. валюте,грн
аинв – постоянные суточные расходы судна в ин. валюте, ам. дол.
в и с – переменные расходы на горюче-смазочные материалы на ходу и на стоянке в сутки в иностранной валюте, ам. дол.
кв – коэффициент перевода ам. дол. в гривны, определяется по таблице №18 [6]
Постоянные суточные расходы в национальной валюте определяются как:
анацобщ = аам + асн + аэк + арем + асбнац + аадм = анац + аадм
аам – амортизационные отчисления по судну, определяются по установленным нормам в процентах от остаточной или балансовой стоимости судна.
,грн/сут
ва – норма амортизационных отчислений (с 01.01.2005 – 15% в год)
кв – остаточная или балансовая стоимость судна
Тэ – период эксплуатации, сут.
асн – расходы на материально-техническое снабжение:
асн = кб۰всн/100۰Тэ
всн – норма отчислений на снабжение, определяется по усредненным нормативам как 2% в год от балансовой или остаточной стоимости судна или устанавливается суммой денежных средств.
Расходы на содержание экипажа:
Nэк – количество членов экипажа
Rзп – зарплата членам экипажа, определяется как сумма должностных окладов согласно штатному расписанию за месяц
Котч – коэффициент, учитывающий отчисления из фонда заработной платы на социальное страхование и в Пенсионный Фонд (на 01.01.2005 – 32% и 5,5%, соответственно).
апит – расходы на питание экипажей судов, находящихся на территории Украины, принимается до 6 у.е. на чел в сутки
tукр – время, нахождения судна в территориальных водах.
Расходы на ремонт определяются:
сдок – стоимость одного докования в год.
nдок – количество докований за межремонтный период. По статистическим данным составляет от 100000 до 600000 грн. в год, в зависимости от назначения судна, района его работы и размерений.
срем – стоимость классификационного ремонта, который должен производиться 1 раз в 5 лет.
При финансово-экономическом планировании работы судна на определенный период, расходы на ремонт (доковый или классификационный) учитывается пропорционально от общей его стоимости, в зависимости от продолжительности межремонтного периода. В том случае, если ремонт или докование производится на иностранных ремонтных базах, расходы по нему переводятся по курсу нац. банка.
tмп – межремонтный период в годах
асбнац – расходы на судовые сборы в национальной валюте рассчитываются при заходе судна в национальные порты на основании ПКМУ №1544 от 12 IХ 2000г.
Административные расходы зависят от суммарных расходов компании и определяются в целом по компании.
Условно на одно судно эти расходы определяются как:
аадм= 3÷5%(анац + аинв۰кв) грн/сут
кв – коэффициент перевода суточных расходов в инвалюте в национальную валюту.
Постоянные суточные расходы в инвалюте:
аинв = асн + аэкинв + азап + астр +апр + асбинв
Расходы в сутки: на общесудовое снабжение - асн, на запчасти азап, на страхование астр, прочие расходы апр (навигационные и агентирование судов), определяются на основании средне статистических данных и отчетных калькуляций расходов транспортных судов судоходных компаний:
асн = 100-300 $/сут
азап = 200-600 $/cyт
астр = 50-600 $/сут
апр = 200-500 $/сут
Расходы на экипаж в валюте:
где: ачлинв – начисление валюты с учетом рациона питания членам экипажа по фиксированным ставкам, установленным действующим «Отраслевым тарифным соглашением между Министерством транспорта Украины и федерацией морских профсоюзов Украины»; и ПКМУ №850 от 30.05. 00 для членов экипажей судов, находящихся вне территориальных вод Украины (tвне укр).
апит – рацион питания экипажа, установлен до 6 у.е./чел-сут в национальных портах,
Nэк – количество членов экипажа.
В таблице 3 приводится штатное расписание и содержание экипажа для государственных компаний. В таблице 4 приведены примерный состав экипажа и уровень базовых ставок для судов, работающих под «удобным флагом».
Расходы на судовые сборы определяются в зависимости от портов захода и сборов в проливах и каналах:
Расходы на горюче-смазочные материалы:
В = (1 + Ксм)۰Σqхт
В = qхмот۰Цтмот + qхдиз۰Цтдиз + qхцил۰Цтцил + qхцир۰Цтцир
С = (1 + Ксм)۰qстт۰Цт
С = qстдиз۰Цтдиз + qстцир۰Цтцир
Ксм – коэффициент, учитывающий расходы на смазочные материалы, принимается равным 0,07-0,15.
Цт – стоимость 1т топлива в соответствии с сортом (Цтдиз Цтмот) топлива (табл. 3, 5 [6]).
qхт – норма расхода топлива на ходу по сортам (qхмот, qхдиз).
qстт – норма расхода топлива на стоянке (qстдиз).
Расходы на смазочные материалы могут быть также определены как произведения норм расхода масла (qцир, qцил) на цену 1т соответствующего сорта масла (Цтцир, Цтцил) (табл. 4, 6 [6]); в этом случае коэффициент расхода на смазочные материалы не учитывается.
Таблица 3
№ п/п | Наименование должностей | Кол-во штатных ед. | Должн. оклад, грн | Мес. фонд зарплаты, грн | Начисления в инв. с учетом питания, $/чел-сут. |
Капитан | 55,22 | ||||
Ст. штурман (ст. пом.) | 48,25 | ||||
2-й штурман (2-й пом.) | 42,36 | ||||
3-й штурман (3-й пом.) | 39,73 | ||||
Нач. радиостанции | |||||
Боцман | 37,87 | ||||
Старший матрос | 27,64 | ||||
Матрос 1-го класса | 26,24 | ||||
Старший механик | 52,13 | ||||
Второй механик | 44,38 | ||||
Третий механик | 41,12 | ||||
Четвертый механик | 37,87 | ||||
Ремонтный механик | 37,87 | ||||
1-й электромеханик | 44,38 | ||||
2-й электромеханик | 37,87 | ||||
Ст. моторист электрогазосварщик | 31,51 | ||||
Ст. моторист-матрос 2-го класса | 30,12 | ||||
Моторист 1-го класса | 27,64 | ||||
Моторист 1-го кл.-токарь-кладовщик | 30,12 | ||||
Повар 2-й кат.-буфетчик | 28,87 | ||||
Буфетчик – повар 3-й кат. | 28,87 | ||||
Матрос 2-го класса - дневальный | |||||
Итого | 897,54 |
Таблица 4
№ п/п | Должность | Кол-во штатных единиц | Базовая ставка, US$ | Месячный фонд зарплаты US$ |
Капитан | ||||
Ст. пом. капитана | ||||
2-й пом. капитана | ||||
3-й пом. капитана | ||||
Старший механик | ||||
Второй механик | ||||
Третий механик | ||||
Четвертый механик | ||||
Электромеханик | ||||
Боцман | ||||
Сварщик | ||||
Старший повар | ||||
Матрос 1-го класса | ||||
Моторист | ||||
Матрос 2-го класса | ||||
Моторист 2-го класса | ||||
Пом. повара | ||||
Итого |
АЛГОРИТМ РАСЧЕТА РЕЙСОВЫХ РАСХОДОВ СУДНА
Rобщр = ΣRпос + ΣRпер
ПОСТОЯННЫЕ РАСХОДЫ СУДНА В РЕЙСЕ:
ΣRпос = Rнац + Rинв۰кв + Rадм
Rнацпос = Rам + Rсн + Rэк + Rрем + Rсбнац
Rам = аам۰tp
Rсн =асн۰tp
Rэк = аэк۰tp
Rрем = арем۰tp
Rсбнац – рассчитывается на рейс.
Rинвпос = Rсн + Rэкинв + Rзап + Rстр + Rпр + Rсбинв
Rсн = асн۰tp = Rснгод/r
Rэкинв = аэкинв۰tp
Rзап = азап۰tp = Rзапгод/r
Rстр = астр۰tp = Rстргод/r
Rпр = апр۰tp = Rпргод/r
Rсбинв = Rсбпорт +Rсбкан
Rадм = (Rнац + Rинв۰кв)۰(0,03÷0,05)
ПЕРЕМЕННЫЕ РАСХОДЫ СУДНА В РЕЙСЕ
Расходы на горюче-смазочные материалы за рейс определяются по следующим формулам:
Rт = (qxмот۰Цтмот + qхдиз۰Цтдиз)۰tx + qстдиз۰Цтдиз۰tст
Rсм = (qхцил۰Цтцил + qхцир۰Цтцир)۰tx + qстцир۰Цсмцир۰tстцир
Rпер =Rгсм = Rт + Rсм, либо Rгсм = (1 + ксм)۰Rт
Задача № 2
Произвести калькуляцию расходов по судну за сутки и за рейс, определить расходы за рейс общие, в национальной и иностранной валюте, постоянные и переменные. Для решения задачи использовать данные и результаты расчетов предыдущей задачи; а также нормативы, указанные в теоретической части данной темы и в таблицах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 18 [6].
Решение
Пример расчета приводится для т/х «Алексей Данченко» рейса Южный – Сингапур – Южный.
Для того, чтобы ответить на вопросы задачи необходимо использовать формулы, приведенные в данной работе.
Определение суточных расходов и расходов за рейс в национальной валюте
Время рейса в месяцах составит: 45,75/30 = 1,525 мес.
Сборы в порту Южном определяются по «Справочным материалам»… (прил. Ж [6]). Кубический модуль судна, необходимый для определения расходов по сборам определяется как:
Lмах۰В۰Н = 215,2۰31,8۰16,96 = 116063м3
Rсбнац = (2۰0,187 + 2۰0,074 + 0,029 + 0,022 + 0,0027 + 0,014 + 0,014)۰116063۰5,27 = 372758 грн/рейс
асбнац = 372758/45,75 = 8148 грн/сут
Постоянные расходы в национальной валюте
анацпос = 12977 + 1730 +776,4 + 2816 + 8148 = 26447,4 грн/сут
Rнацпос = 596240 + 79199 + 35519 + 129405 + 372758 =
= 1213120 грн/рейс
Определение суточных расходов и расходов за рейс в иностранной валюте
Rэкинв = 801۰(45,75 – 4,9) = 36665 $/рейс
асн = 20200 $/сут
Rсн = 200۰45,75 = 9150 $/рейс
азап = 400 $/сут
Rзап = 400۰45,75 = 18300 $/рейс
астр = 500 $/сут
Rстр = 500۰45,75 = 22875 $/рейс
апр = 300 $/сут
Rпр =300۰45,75 = 13725$/рейс
Расходы на сборы в иностранных портах и при проходе проливов принимаются по приложению Б [6].
RсбБосф = (0,169 + 0,0604 + 2۰0,0806)۰18426 = 5712 $
RсбСуэц = 7,21۰5000 + 4,14۰5000 + 3,77۰(18426 – 10000) + 6,13۰5000 +
+ 3,52۰5000 + 3,21۰(18426 – 10000) = 151343 $/рейс
RсбСин = 26000 $
Rсбинв = 5712 + 151343 + 26000 = 183055 $/рейс
асбинв = 183055 / 45,75 =4001 $/сут
Постоянные расходы в валюте
аинвпос = 801 +200 + 300 + 500 + 400 +4001 = 6202 $/сут
Rинвпос = 36665 + 9150 + 18300 + 22875 + 13725 + 183055 =
= 283770 $/рейс
Административные расходы
аадм = 3۰(26447,4 + 6202۰5,27)/100 = 1756 грн/сут
Rадм = 3۰(1213120 + 283770۰5,27)/100 = 81683 грн/рейс
Общие расходы в национальной валюте
анацобщ =26447,4 + 1756 = 28203 грн/сут
Rнацобщ = 1213120 + 81683 = 1294803 грн/рейс
Постоянные расходы за рейс
Rпос = 1294803 + 283770۰5,27 = 2804460грн
Определение расходов на горючесмазочные материалы за рейс
в = (1 + 0,07)۰(37۰180 + 3,1۰305) = 8138 $/сут
с = (1 + 0,07)۰3,1۰305 = 1012 $/сут
Rгсм = (1 + 0,07)۰((37۰180 + 3,1۰305)۰36 + 3,1۰305۰9,75) = 302835 $/рейс
Расходы в иностранной валюте за рейс составят
Rинв = 283770 + 302835 = 586605 $/рейс
Общие расходы за рейс
Rобщ = Rпос + Rпер
Rобщ = 2804460 + 302835۰5,27 = 4415542 грн
Результаты калькуляции расходов по т/х «Алексей Данченко» на направлении Южный – Сингапур – Южный и приведены в таблице 5.
Расходы на направление Южный – Сингапур – Сидней – Александрия – Южный рассчитываются курсантами самостоятельно и сравниваются между собой по Rнацобщ , Rинв и Rобщ .
Таблица 5
Обозн. пок., ед. изм. | т/х «Алексей Данченко» | |
Юж-Синг-Юж | Юж-Синг-Сидн-Алек-Юж | |
аам, грн/сут | ||
Rам, грн | ||
асн, грн/сут | ||
Rсн, грн | ||
аэк, грн/сут | 776,4 | |
Rэк, грн | ||
арем, грн/сут | ||
Rрем, грн | ||
асбнац, грн/сут | ||
Rсбнац, грн | ||
анац, грн/сут | ||
Rпоснац, грн | ||
аэкин, $/сут | ||
Rэкин, $ | ||
асн, $/сут | ||
Rсн, $ | ||
азап, $/сут | ||
Rзап, $ | ||
астр, $/сут | ||
Rстр, $ | ||
апр, $/сут | ||
Rпр, $ | ||
асбин, $/сут | ||
Rсбин, $ | ||
аин, $/сут | ||
Rпосин, $ | ||
аадм, грн/сут | ||
Rадм, грн | ||
аобщнац, грн/сут | ||
Rобщнац, грн | ||
Rпос, грн | ||
в, $/сут | ||
с, $/сут | ||
Rгсм, $ | ||
Rин, $ | ||
Rобщ, грн |
1.3. Валютно-финансовые показатели судоходной компании.
Доходы – сумма средств, получаемых предприятиями морского транспорта за выполнение работ и услуг: перевозки грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочные, аварийно-спасательные, подводно-технические работы и др. Основные доходы морской транспорт получает за перевозки грузов и пассажиров в каботажном и заграничном плавании.
Доходы морского транспорта классифицируются по видам деятельности (основная эксплуатационная деятельность, промышленная деятельность, строительство, торговля и др.), видам производства (основное производство ивспомогательные хозяйства производства), по отношению к плану (планируемые и не планируемые), по видам предприятий (пароходства, морские порты, ЭО АСПТР, УМП, судоремонтные заводы и др.).
Под основным производством принято понимать производство продукция (работы и услуги) которого явилась целью создания данного предприятия. Основными производствами на морском транспорте являются: перевозки грузов и пассажиров для пароходств, погрузочно-разгрузочные работы и обслуживание транспортных судов – для портов, дноуглубительные работы – для пароходств, погрузочно-разгрузочные работы и обслуживание транспортных судов – для портов, дноуглубительные работы – для управления морских путей и т.д.
Под вспомогательными хозяйствами и производствами принято понимать производства, предназначенные для обслуживания основного производства. К вспомогательным производствам на морском транспорте, например, по основной деятельности относятся: механические мастерские, конструкторские бюро, ремонтные группы автобаз и др.
Доходы судна состоят в основном из платы за перевозку. Другие статьи доходов судна – штрафы за сверхнормативный простой, участие экипажа в грузовых работах и т.д. – не играют существенной роли в общей сумме доходов.
Валовой валютный доход – один из важнейших нормативов в рейсовом планировании. Доходы морского транспортного судна состоят из сумм в национальной валюте Fв.нац. и в иностранной валюте Fв.инв..
Валовые доходы в национальной валюте (грн.) слагаются из сумм:
- провозных плат за перевозки грузов в каботажном плавании
- арендной платы – при сдачи в аренду под внутренние каботажные перевозки
- сумм, получаемых за дополнительные услуги торговли на судах каботажного плавания
- прочих не планируемых доходов
Валовые доходы в иностранной валюте Fинв слагаются из тех источников, т.е. провозных плат (по тарифам или фрахтам), арендной платы, торговли, демерреджа и др. Таким образом, размер валового дохода транспортного судна в основном зависит от объёма перевозок и уровня тарифов и фрахтов т.е.
где fT – доходная ставка за перевозку 1 тонны грузов;
fт-м – доходная ставка за перевозку 1 тонно-мили.
Экипаж судна может оказывать влияние на размер валового дохода в национальной валюте или в иностранной валюте лишь через количество перевозимых грузов или количество транспортной работы в тонно-милях.
Доходы судна рассчитывают по формуле:
где fij –тарифная (фрахтовая) ставка за перевозку i-гo груза на j-м направлении;
Qij - количество i-гo груза, перевезенного судном (за рейс, год) на j-м направлении.
В ряде случаев вместо тарифов или фрахтов могут быть приняты в расчёт средние доходные ставки, установленные по отчетным данным.
Тариф – заранее установленная провозная плата, опубликованная для всеобщего сведения, обязательная для транспорта и взимаемая одинаково со всех клиентов.
Фрахтовая ставка – провозная плата устанавливаемая в каждом отдельном случае перевозки по соглашению судовладельца с грузовладельцем в зависимости от того, на каком судне и между какими портами совершается перевозка, в каком количестве предъявлен груз, какие расходы должно оплатить судно и какие нормы грузовых работ в портах гарантирует фрахтователь.
Каботажные тарифы предусматривают разделение тарифной ставки провозной платы на две составные части: движенческую и стояночную.
Движенческая тарифная ставка возмещает расходы судна по движению судна. Её размер установлен в зависимости от загрузки судов, которая определяется удельным погрузочным объёмом груза. Движенческие тарифные ставки установлены в копейках на 1 тонно-милю.
Стояночная тарифная ставка возмещает расходы судна за стоянку его в портах погрузки и выгрузки. Размер этой ставки установлен в копейках за 1 тонну погруженного или выгруженного груза в зависимости от трудоёмкости последнего, дифференцирование по портам и морским бассейнам.
Основным показателем выполнения плана перевозок и оценки работы судна и флота в заграничном плавании является чистый валютный доход, который исчисляется как разность между доходами и расходами в иностранной валюте.
ΔFинв= Fинв – Rинв
где Fинв – доходы флота от перевозок в загранплавании, в условных единицах (у.е.)
Rинв – инвалютные расходы, связанные с загранперевозками, в условных единиц (у.е.).
Доходы судна в национальной валюте от загранперевозок:
Добщ = Fинв ∙ Кв (грн)
Финансовый результат рейса:
Ф = Добщ – Rобщ
Наряду с общими суммами доходов судна определяются удельные доходы судна, приходящиеся на 1 тонну перевозимого груза и на 1 тонно-милю.
Средняя доходная ставка на 1 тонну:
Средняя доходная ставка на 1 тонно-милю:
Работу судов на разных направлениях и при перевозке различных грузов в заграничном плавании также невозможно полностью характеризовать только с помощью показателя чистого валютного дохода.
Показателем эффективности работы флота в заграничном плавании является чистый валютный доход на одну гривну общих расходов флота в национальной валюте (сравнительная валютная эффективность):
где Rнац – сумма эксплутационных расходов флота в национальной валюте.
Валютным показателем оценки работы судна за рейс в заграничном плавании является чистый валютный доход за единицу рейса (интенсивность валютных поступлений):
Показатель μ' можно использовать для сравнения результатов работы отдельного судна или однотипных судов в разных рейсах заграничного плавания.
Для сравнения результатов работы судов в рейсах используется уровень доходности:
УД = Dобщ / Rобщ
Задача № 3
Произвести расчет валютно-финансовых показателей. Определить влияние изменения расходов на результаты работы судна за рейс для т/х «Алексей Данченко». Для решения задачи использовать необходимые данные и результаты расчета предыдущих двух задач и табл. 7, 8, 9, 10, 11, 18 [6].
Решение
Для решения задачи используются формулы приведенные в данной работе. Пример расчета производится для т/х «Алексей Данченко» на направлении Южный – Сингапур – Южный.
Определение валового дохода в иностранной валюте
Fинв = 36970۰30 = 1109100 $;
Общие доходы в национальной валюте
Dобщ = 1109100۰5,27 = 5900412 грн.
Определение чистого дохода в иностранной валюте
ΔFинв = 1109100 – 586605 = 522495$;
Определение финансового результата рейса
Ф = 5900412 – 4415542 =1484870 грн.;
Средняя фрахтовая ставка на 1 тонну
= 1109100/36970 = 30 $/т;
Средняя фрахтовая ставка на 1 тонно-милю
= 1109100/(36970۰6136) = 0,0048 $/т-м;
Валютная доходность
μ'в = 522495/45,75 = 11420 $/сут.;
Сравнительная валютная эффективность
Вэ = 522495/1294803 = 0,403 $/грн.;
Уровень доходности
УД = 5900412/4415542 = 1,336
Результаты расчета.
Таблица 6.
Обозначение показателя и единицы измерения | т/х «Алексей Данченко» | |
Южный- Сингапур- Южный | Южный –Сингапур –Сидней –Александрия -Южный | |
Fнив $ | ||
Dобщ, грн | ||
ΔFинв, $ | ||
Ф, грн. | ||
т, $/т | ||
μ'в, $/сут | ||
Вэ, $/грн | 0,403 | |
УД | 1,336 |
По полученным результатам делается вывод об использовании судна на одном из направлений.
Валютно-финансовые показатели на направлении Южный –Сингапур –Сидней –Александрия –Южный рассчитываются курсантами самостоятельно.