Резервы и пути роста прибыли на предприятиях
Тема 13. Финансово-экономические результаты
Деятельности предприятия
1. Сущность прибыли, функции, факторы, влияющие на величину прибыли.
2. Виды, состав прибыли.
3. Порядок формирования финансового результата деятельности предприятия.
4. Планирование прибыли.
5. Резервы и пути роста прибыли на предприятиях.
6. Рентабельность и методика её расчёта.
1. Сущность прибыли, функции, факторы, влияющие на величину прибыли.
Прибыль –это часть чистого дохода, создаваемого в сфере материального производства прибавочным трудом работников предприятия.
Значение прибыли состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным источником средств доходной части госбюджета, средств фонда развития производства, средств фонда материального поощрения.
Функциями прибыли как важнейшей категории рыночных отношений, являются:
1) оценочная, т.к. она наиболее полно отражает эффективность производства и оценивает хозяйственную деятельность предприятия;
2) стимулирующая– она оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансовой деятельности предприятия ;
3) фискальная- она является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов.
На прибыль влияют следующие факторы:
· внутренние;
· внешние.
Внутренние:
· основные;
· неосновные.
К основнымотносятся: объём продаж, себестоимость продукции, структура продукции, величина амортизационных отчислений, цена продукции.
К неосновным относятся ценовые нарушения, нарушения условий труда, снижение качества, организационные нарушения, ведущие к штрафам; прочие нарушения, вызванные хозяйственной деятельностью.
Внешние:
· социально-экономические условия,
· цены на производственные ресурсы,
· уровень развития внешнеэкономических связей,
· транспортные условия,
· природные условия,
· прочие.
2. Виды, состав прибыли, формирование и распределение прибыли.
В классическом понимании различают следующие виды прибыли предприятия:
1. Прибыль от основной производственной (от реализации продукции, работ, услуг).
2. Прибыль от прочей реализации (прибыль подсобных и обслуживающих производств, не связанных с производством и реализацией плановой продукции).
3. Прибыль от внереализационной деятельности, к которой относится:
· доходы от сдачи отдельного имущества в аренду;
· штрафы, пени, неустойки и другие санкции за нарушение хозяйственных договоров, признанные должником или, по которым получены решения соответствующих органов об их взыскании;
· доходы, полученные на территории Украины и за её пределами от паевого участия в деятельности других предприятий;
· дивиденды по акциям, облигациям и другим бумагам, которые принадлежат предприятию;
· расходы и затраты от переоценки производственных запасов ГП и товаров;
· доходы от предоставления коммерческого кредита;
· выручка от реализации валюты;
· прибыль прошлых лет.
Представим наглядно виды прибыли предприятий на рисунке 1.
Рис. 1. Виды прибыли предприятий
Планирование прибыли
Существуют различные методы планирования операционной прибыли:
· метод экстраполяции;
· метод прямого счёта;
· нормативный метод;
· метод «СVP» (взаимосвязь, издержки, объём реализации, прибыль);
· метод целевого формирования прибыли;
· метод прогнозирования денежного потока;
· метод факторного моделирования прибыли.
На практике производственной сферы наиболее часто применяются метод прямого счёта и аналитический метод.
По методу прямого счёта прибыль рассчитывается следующим образом:
Сі – себестоимость;
Ці – цена.
Планирование прибыли аналитическим методом:
1) определяется базовый уровень рентабельности как отношение прибыли к реализации продукции отчётного года;
2) рассчитывается объём реализации сравнимой продукции при базовом уровне рентабельности. В качестве базы принимается фактический уровень рентабельности предыдущего года;
3) определяется изменение прибыли в плановом периоде в результате влияния следующих факторов: снижение себестоимости реализованной продукции, изменение в ассортименте и качестве, наличие несравнимой продукции, изменение оптовых цен.
Резервы и пути роста прибыли на предприятиях
Исследование сущности прибыли как экономической категории, механизма ее образования, источников формирования, анализ факторов, обуславливающих ее динамику, позволили выделить основные направления увеличения прибыли предприятий. К ним относятся:
1. Рост объемов реализованной продукции;
2. Снижение себестоимости продукции (см. раздел 3. темы 10);
3. Рост доходов от внереализационной деятельности предприятия;