Периоды развития логистики
В современной литературе выделяют четыре периода развития логистики:
· Дологистический период;
· Период классической логистики;
· Период неологистики (логистики второго поколения);
· Период «концепции общей ответственности.
Характеристика различных периодов развития логистики представлена в таблице 2.1.
Цель современной логистики выходить за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли. На данном этапе концепция
Рис. 2.1. Уровни развития логистической системы.
конкурентоспособности фирмы заключается в получении преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения качества обслуживания. Постановка данного вопроса предполагает возможность количественного измерения последствий принимаемых в области логистики
решений, т.е. затрат на логистику и влияние логистики на доходы от продаж. В этой связи необходима выработка показателей, конкретно отражающих связь логистики с основными экономическими показателями фирмы. Определить количественные параметры последствий логистических решений возможно при следующих условиях:
Таблица 2.1. Характеристика различных периодов развития материалопроводящих систем
1 период | 2 период | 3 период | 4 период |
Дологистический период (до 50-х годов). | Период классической логистики (начавшийся в 1960 – годы). | Период неологис-тики (логистика второго поколения), начавшийся в 80-е годы | Новый подход к развитию логис-тики (с середины 80-х годов) - «концепция общей ответственности |
Отсутствует комплексное управление материальным потоком. | Смена приоритетов в хозяйственной практике фирм, где центральное место занимает управле-ние материальным потоком | Характеризуется расширением сферы деятельности компромиссов, что привело к изме-нению концепции логистики | Специфика состоит в выходе логии-стической системы за пределы экономи-ческой среды и учете социальных, и других аспектов |
Нет координации между транспортом и материально-техническим снабжением | Комплексный под-ход к управлению материальным пото-ком, т.е. согласова-ние процессов, свя-занных с мате-риальным потоком, производством, маркетингом и т.д. | Логистическая сис-тема должна создаваться и управляться, исходя из критерия макси-мизации эффек-тивности работы всей системы | Критерий эф-фективности уп-равления логис-тической системой – соотношение выгод и затрат |
Задача оптимизации перевозок | Использование теории компромиссов в хозяйственной практике фирм. | Взаимозависимость расходов на логис-тические, производ-ственные и другие операции фирмы, т.к. попытка снизить издержки за счет одного элемента может привести к более высоким общим затратам | |
В качестве критерия эффективности в транспортной задаче использовалась цена за перевозку тран-спортом общего пользования и затраты на пере-возку собственным транспортом, что явилось фундамен-том транспортной логистики | Интеграция различных функций материалопрово-дящих систем |
· наличие учетно-информационной системы;
· проведение комплексного анализа расходов всех структурных подразделений фирмы и всех участников логистической цепи;
· определение доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирмы.
В литературе отмечается, что у фирм, использующих логистику и построивших стратегию на ее основе, наблюдается значительное улучшение
показателя, отражающего отношение прибыли к инвестированному капиталу.
При этом логистика влияет на уменьшение издержек и увеличение доли компании на рынке, причем первое очевидно, второе не очевидно и зависит от конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей. Влияние логистики на инвестированный капитал осуществляется через основные элементы баланса фирмы.
Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает за счет сокращения сроков выполнения заказов, сокращения запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих и готовых изделий, интеграции управления закупками и производством.
Логистика может оказывать существенное влияние на общую величину основного капитала фирмы и его соотношение с прибылью.
Сегодня на рынках товаров вероятность дифференцирования продукции по ее свойствам или по качеству уменьшается, следовательно, именно логистика становится все более важным конкурентным фактором.
Конкурентные преимущества может возникать из способности фирмы посредством логистической деятельности добиваться:
· различий в сегментации рынка;
· изменений в экономическом окружении и рыночных требований;
· изменений собственных и чужих тактических маневров.