Директивы ЕС по страхованию
Основу страхового регулирования в странах ЕС составляют Директивы Европейского сообщества.
Первая (основная) директива относится к личному и неличному страхованию (73/23 9/ЕЕС и 79/267/EEC). Все последующие директивы базируются на ней. Этот документ предусматривает группы правил, рекомендуемых всем странам - членам ЕС:
1) единые правила по финансовым гарантиям - по платежеспособности и по гарантийному фонду страховщика;
2) единая группировка классов страхования.
Обеспечивает унификацию страхового продукта. Страховое регулирование и надзор распространяются на все классы страхования, выделение классов производится в соответствии с природой покрываемых рисков. Директива ЕС 1973 г. выделила 17 классов страхования, позже был введен еще один класс - страхование помощи;
3) единые правила лицензирования.
Обеспечивают унифицированные требования по лицензированию страховой деятельности на территории всех стран - членов ЕС. Выдача лицензии осуществляется для страховщиков стран - членов ЕС в соответствии с принятой классификацией видов страхования;
4) правила, определяющие ответственность национальных органов надзора за регулирование страховой деятельности.
Они предусматривают разделение ответственности между двумя группами стран - странами, где выпускается страховой продукт, и странами, продвигающими продукт. Для стран, на территории которых находится головная страховая организация, предусмотрена ответственность органов надзора за платежеспособностью головной компании по всей ее деятельности, включая филиалы. Для стран, осуществляющих продвижение услуг, предусмотрена ответственность органов надзора за регулированием технических резервов и активов, покрывающих эти технические резервы, лишь по части портфеля страховых рисков, находящихся в данной стране.
Названные требования распространяются на все страны, которые являются членами сообщества.
Вторая директива по личному и неличному страхованию (88/357/ЕЕС, 90/619/ЕЕС) предусматривает введение свободы продвижения страховых услуг на территории других стран - членов ЕС. До принятия данной директивы существовали ограничения только по продвижению небольших рисков (продвижение больших рисков не имело ограничений). Данная директива уже говорит о необходимости контроля за продвижением больших рисков - этот контроль должна осуществлять страна, продвигающая страховую услугу.
Третья директива по личному и неличному страхованию (92/49/ЕЕС и 92/96/ЕЕС) предусматривает следующие правила.
1. Правило о передаче, распространении страхового портфеля и отдельных страховых рисков.
Оно предполагает разделение и некоторое пересечение обязанностей между органами надзора стран, выпускающих и продвигающих страховой продукт. В частности, обязательный контроль массовых рисков, который должен осуществляться страной, выпускающей полис.
2. Правило единой лицензии.
Лицензия, выданная одной из стран - членов ЕС, действительна для всех стран ЕС. Данное правило предполагает, что любая дочерняя страховая компания самостоятельно получает лицензию, в то время как филиал и представительство пользуются лицензией, полученной их головной организацией. Кроме того, правило, содержит требования, предъявляемые при выдаче первичной лицензии (лицензии при создании страховой компании), - требования о порядочности собственника и о надежности управления.
3. Правило запрета мелочной опеки по предварительному и систематическому согласованию условий полиса, тарифов и математической базы со стороны регулирующих органов (надзора). В соответствии с первой директивой страховая компания должна была предоставлять всю обозначенную информацию в обязательном порядке. Введение же третьей директивы означает, что органы надзора имеют право требовать соответствующую информацию лишь в случае замеченных нарушений. В этом случае органы надзора могут дать предписание запретить действующие тарифы, отозвать лицензии и т. д.
4. Правило о следовании принципу хорошего качества предоставляемой услуги.
Национальные правила не должны быть дискриминационными, они должны быть достаточными, т. е. не должны повторять общих для сообщества правил или изменять то, что уже принято Европейским сообществом. При этом цели и средства их достижения должны быть пропорциональными, т. е. должны соответствовать друг другу. В случае невыполнения этого принципа предполагается введение определенных санкций.
5. Правило о координации технических резервов.
Означает соблюдение следующих требований:
по обязательствам: определение перечня технических резервов и расчет резервов должны идти в соответствии с директивой по годовому бухгалтерскому отчету и по консолидированному отчету страховых компаний;
по активам: выбор направлений и объемов размещения активов, покрывающих технические резервы, должен осуществляться в соответствии с предложенными рекомендациями.
При несоблюдении правил по техническим резервам директива дополнительно предусматривает некоторые санкции.
6. Правило о качестве и содержании информации, предоставляемой страхователю по личному страхованию.
Включает требование о том, что предоставляемая потребителю информация должна быть достаточной, понятной и сопоставимой для разных стран - членов ЕС.
Существует специальная директива по кредитному страхованию и страхованию ответственности заемщика за непогашение кредита.
Она предполагает введение дополнительных финансовых гарантий для осуществления кредитного страхования:
· увеличение размера гарантийного фонда для этого вида страхования;
· формирование дополнительного резерва - резерва колебаний убыточности для этого вида страхования с целью обеспечения выравнивания убыточности по годам финансового цикла.
Кроме того, приняты некоторые другие директивы по страхованию автогражданской ответственности, по страхованию юридической защиты, по годовому бухгалтерскому отчету и консолидированной бухгалтерской отчетности - отчетности юридических лиц, связанных между собой по некоторым признакам, например по собственности (доле участия в уставном капитале) и др.
В настоящее время идет обсуждение следующих директив: по единому страховому контракту, по надзору за страховыми компаниями, входящими в единую группу (дочерними компаниями), по принудительной ликвидации страховых компаний. Обсуждается предложение по созданию директивы по вопросу надзора (регулирования) за финансовыми конгломератами.