Понятие, система и источники финансового права
В систему российского права в качестве одной из ее отраслей входит финансовое право. Наименование этой отрасли обусловлено термином «финансы», связью с денежными отношениями. Однако в данном случае имеются в виду не все, а особые денежные – финансовые правоотношения.
Финансовое право – это отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению мер правового принуждения к нарушителям финансового законодательства.
По своему содержанию общественные отношения, составляющие предмет финансового права, весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы и широким кругом участников финансовых отношений. Но при всем своем разнообразии финансовые отношения имеют общее основное содержание - направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным воздействием государства и - в рамках законодательства - органов местного самоуправления.
Таким образом, предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и муниципальными образованиями финансовой деятельности, т.е. деятельности по планомерному образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.
В предмет финансового права входят общественные отношения, складывающиеся между:
1) государством и административно-территориальными единицами в связи с распределением средств государственного бюджета;
2) финансовыми органами и юридическими лицами по уплате налогов и расходу бюджетных средств;
3) финансово-кредитными органами по поводу образования и распределения централизованных бюджетных фондов;
4) юридическими лицами и вышестоящими органами в связи с распределением и использованием бюджетных, кредитных и собственных накоплений;
5) финансово-кредитными органами и различными организациями по поводу образования
и распределения кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;
6) финансово-кредитными органами и гражданами в связи с уплатой налогов.
Основным методом правового регулирования финансовых отношений является метод властных предписаний (императивный метод). Это обусловливается тем, что финансовые отношения, как правило, представлены в качестве властеотношений, в которых одна сторона выступает в качестве управляющего, а другая – управляемого, что всегда предполагает известное подчинение воли управляемых единой управляющей воле. Соответственно финансово-правовое регулирование рассчитано преимущественно на такие общественные отношения, в которых исключается юридическое равенство их участников. Однако, помимо названного основного метода, в финансовом праве используются и элементы диспозитивности в виде рекомендаций, договоров, допуска при определённых условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемых финансовых правоотношениях.
Финансовое право России состоит из двух частей: Общей и Особенной. Помимо указанного деления финансовое право как отрасль представляет собой систему, в состав которой входят такие образования норм как подотрасли и институты.
К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они распространяют своё действие на всю финансовую деятельность государства и муниципальных образований, имеют для нее общее значение.
В Особенной части финансового права конкретизируются нормы Общей части. В Особенной части финансового права выделяют как подотрасли 1) бюджетное право и 2) налоговое право.
К основным институтам Особенной части относят:
1) государственные социальные внебюджетные фонды;
2) государственный и муниципальный кредит;
3) обязательное государственное страхование;
4) банковское право;
5) денежное обращение и расчеты;
6) валютное регулирование и валютный контроль.
Источники финансового права – это внешние формы выражения и закрепления финансово-правовых норм.
К источникам финансового права относятся:
1. Конституция РФ.
2. Законы РФ (ФКЗ О Правительстве РФ, ФЗ О таможенном тарифе, Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс) и законы субъектов РФ.
3. Конституции (уставы) субъектов РФ.
4. Подзаконные нормативно-правовые акты РФ (например, ставки таможенной пошлины, устанавливаемые Правительством РФ) и субъектов РФ.
5. Нормативные договоры (международные договоры и соглашения).
6. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
7. Локальные нормативно-правовые акты (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).